Специалисты выделяют следующие маркеры, характерные речи детей с ЗПР:
· звукопроизношение нарушено;
· словарный запас беден;
· речь не сформирована грамматически;
· речь изобилует аграмматизмами, то есть неправильно составленными речевыми конструкциями;
· речь замедленна.
Кроме этого, дети с ЗПР испытывают трудности в описании чего-либо и в построении связного повествования. Ребёнок с задержкой психического развития не воспринимает причинно-следственные связи, смысл и логику прочитанного материала, а при пересказе допускает повторы и путает события местами.
Различные виды речевых расстройств называют общим недоразвитием речи (ОНР). Страдает как звуковой аспект коммуникации (фонетика), так и смысловой (лексика и грамматика).
ОНР подразделяется на три уровня.
Первый уровень: речь отсутствует полностью или присутствуют отдельные ее элементы.
Словарный запас на этом уровне скуден. Ребенок использует конструкции, схожие с лепетом: «би-би», «ля-ля». Одно и то же слово при этом может обозначать разные предметы. Вместо фраз используются односложные предложения, типа: «Дай». Сложные слова ребенок сокращает до наборов звуков: собака – «аба»; самолет – «алет».
Второй уровень: речь присутствует, но связи между словами искажены.
На втором уровне у детей нормальный словарный запас, фразы могут состоять уже из двух-трех слов. Однако слова произносятся нечетко, с ошибками и заменой слогов местами, например: «Иса безал» – лиса бежала; «Лисипед» – велосипед.
Третий уровень: фразы более развернутые без грубых нарушений фонетики и грамматики.
Однако, дети на третьем уровне сталкиваются с другой проблемой – окончаниями в словах. Кроме путаницы в окончаниях, ошибки могут возникать в употреблении уменьшительно-ласкательной формы («стулик»), некоторых прилагательных («стекловый», «лисовый»).
Стоит также разобраться в некоторых терминах, связанных с ЗПР и развитием речи.
Дислалия – это нарушение речи, при котором дети (и взрослые тоже) имеют вполне хороший словарный запас, правильно выстраивают предложения, но неверно произносят некоторые звуки.
Дизартрия – нарушение речи, при котором человек неправильно произносит звуки всех существующих групп. При дизартрии у человека есть проблемы с ритмом, интонацией и темпом речи – в целом речь смазана.
Ринолалия – это дефект речи, при котором нарушен тембр голоса. При произношении кажется, будто человек говорит через нос.
Заикание – дефект речи, при котором в связи с судорогами лицевых мышц нарушен ритм и темп речи.
Алалия – дефект речи, при котором речь частично или полностью отсутствует. Причиной этого нарушения служит поражение речевых центров в левом полушарии головного мозга.
Различают:
· моторную алалию, при которой ребенок понимает речь, но не может ее воспроизвести;
· сенсорную алалию, при которой ребенок не понимает речь окружающих.
Мутизм – остановка речевого развития в связи с психической травмой.
Различают:
· общий мутизм, при котором ребенок не говорит совсем;
· избирательный мутизм – ребенок молчит в знак протеста против чего-либо.
Также, проблемы с речью возникают у детей с аутизмом.
Все эти нарушения делятся на четыре вида.
Проблемы с звукопроизношением (дислалия).
Нарушения темпа и ритма речи (заикание).
Речевые проблемы, вызванные нарушением слуха.
Потеря речи, которая была ранее.
Дислалия
Чаще всего у детей с ЗПР встречается дислалия, то есть нарушение звукопроизношения. По разным причинам ребенок пропускает в словах звуки или допускает ошибки в произношении. Например, если у ребенка есть дефекты в анатомии органов артикуляции. На произношение звуков могут повлиять изъяны в строении зубов, неправильный прикус, неправильная форма языка. В таких случаях необходимо проконсультироваться с хирургом и ортодонтом. Вполне вероятно, что операция поможет наладить речь.
Часто дислалию может спровоцировать общение с детьми, у которых уже есть такой речевой дефект. Подражая неправильному произношению, ребенок сам становится носителем дислалии. Поэтому очень важно, чтобы ребенок слышал фонетически правильную речь. Так у него будет закрепляться норма произношения. Кроме этого, при дислалии необходимо развивать мелкую моторику и укреплять мышцы языка, губ и щек при помощи гимнастики.
Заикание
Нарушение темпа и ритма речи принято называть заиканием. Заикание – это следствие перевозбуждения речевых зон в головном мозге.
Зачастую заикание вызвано стрессом, в котором находится ребенок: ссоры в семье; строгие, требовательные родители – эти факторы могут спровоцировать заикание.
Чтобы справиться с заиканием специалисты советуют прибегнуть к так называемому «режиму тишины». В течение 10 дней необходимо окружить ребенка атмосферой спокойствия: свести к минимуму эмоциональное воздействие, говорить шепотом, играть в спокойные игры. Если такая тактика не помогла, следует обратиться к неврологу.
Нарушения слуха
Проверить слух ребенка можно и в домашних условиях. Достаточно поставить ребенка спиной к себе, отойти от него на 5-6 метров и шепотом произносить слова. Если слух в норме, то ребенку не составит труда расслышать все слова. В противном случае необходимо обратиться к отоларингологу.
Для развития речи чрезвычайно важно, чтобы ребенок хорошо слышал все звуки, ведь именно из звуков и состоит устная речь.
Потеря имеющейся речи
Вследствие различных травм, речевые зоны в мозге могут быть повреждены. Это может привести к потере уже развитой речи. С этой проблемой помогут справиться специалисты – главное, вовремя обратиться к врачу.
Некоторые советы
· Не кричите на ребенка и не ругайте его за ошибки. Обстановка в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Стресс и негатив заставят ребенка замкнуться, а речевые дефекты лишь усугубятся.
· Родителям следует говорить правильно и грамотно, дабы у ребенка формировалось понятие о норме произношения. Ни в коем случае не следует повторять за ребенком упрощенные или неправильные формы слов (каким бы веселым этот процесс вам ни казался). Если ребенок говорит «ту-ту», мама или папа должны отреагировать словами «Да, это поезд».
· Кроме якобы «веселых» подражаний, родителям следует забыть и о «безобидных» насмешках, так как насмешки эти отнюдь не безобидны. Если ребенок картавит или шепелявит, над ним не стоит посмеиваться, пародируя речевой дефект. Ребенку в такие моменты не весело, а стыдно и неловко. Подобные стрессовые ситуации могут усугубить речевые проблемы.
· Нужно развивать кругозор ребенка. Выражение эмоций по поводу новых впечатлений способствует развитию речи.
· Не злоупотребляйте протертым питанием и пюре. Ребенку необходима твердая пища, так как в процессе жевания укрепляются мышцы рта и лица, которые участвуют в процессе артикуляции, а значит и речи.
Бороться с нарушениями речи нужно комплексно. Ребенка должны наблюдать такие врачи, как: педиатр, нейропсихолог, невролог, дефектолог, логопед. Кроме этого, могут понадобиться консультации сурдолога. Однако ж главная роль в этом процессе отводится родителям, от которых зависит развитие ребенка в целом. Положительный результат следует ждать лишь тогда, когда родители и врачи работают в одной команде.
Медицинский центр «Сакура» за командную игру. Специалисты центра вместе с родителями готовят малышей к самостоятельной жизни.
#логопед #лечениедцп #психолог #нейропсихолог #эмоции#сенсорнаяинтеграция
Нет комментариев