– Сейчас ведь дети совершенно освобождены от физического труда. У меня был урок о стреле. С кучей материалов из древнего эпоса, Гомера и сказок. «Что вы можете сказать про стрелу?» В ответ до десяти слов. Тогда я всем даю по палочке, кремнёвому резачку, и мы весь урок вытачивали стрелы.
– Рассказывайте, что вы сделали. И уже не десять слов было сказано, а до семидесяти двух! Всё то, что делали, они могли назвать словом. Без всяких подсказок.
– Так это получается, что чем меньше мы делаем что‑то руками, тем…
– Тем мы глупее. Именно так. Я иной раз думаю – может, их шить научить или готовить? Результат‑то получается очень наглядный. Мы на уроках корабли делали из веников. Точно так же делался корабль фараонов. И плавали эти веники в тазах, но слов‑то ребята накачивали сотни. А попутно были рассказы о тех же фараонах, путешествиях. И это уже не забудется. А когда они из бисера всякие цветочки делают, это же здорово. Потому что сколь тонкую работу выполняют наши пальцы, столь же тонкую работу выполняет и наш мозг. Но цветочков мало. Нужно, чтобы вместе жили живая работа, вещь, слово и книга.
Поэт и публицист Майя Никулина
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1