Сначала ответ на прошлый вопрос: путеводным знаком у хантов считается «крыло гуся» — именно этот орнамент, наносимый на женский костюм «пай», помогает путешественнику благополучно вернуться домой. Поздравляем всех, кто выбрал вариант B! Теперь перенесёмся из мира вышивки в мир праздников, где сама тайга становится живой сценой.
Природа разговаривает с человеком не цифрами, а знаками. Где‑то весну приносит журавль, где‑то — ворона, а где‑то — звёзды Плеяд. У коренных народов эти подсказки превращаются в праздники‑напоминания: бери ровно столько, сколько сможешь вернуть благодарностью.
Медвежьи игрища (ханты). Это ключевой обряд народа: медведь здесь не просто добыча, а родственник и небесное существо. Праздник устраивают только после удачной охоты; длится он пять дней. Днём идут обрядовые танцы и игры на «медвежьем» языке, вечером — сказания о древних героях. Кости зверя бережно собирают в берестяной короб — предка нужно «отпустить в тайгу целым», чтобы он стал покровителем рода и вернулся в новом облике.
Праздник Лося (манси). Начинается, когда во сне охотнику является первый крупный самец — знак щедрой зимней охоты. Мужчины соревнуются, набрасывая аркан‑тынзян на деревянные рога, женщины варят суп «окхот» из свежего мяса, а дети пускают кору‑лодочки по реке, прося лося вернуться в следующем сезоне.
Вороний день (ханты и манси). Первая серая ворона считается хранительницей женщин и детей. На берёзы вешают цветные ленты, детям дарят сладости, хозяйки варят ритуальную кашу. Так весна входит в тайгу вместе с благодарностью.
Чтобы увидеть, как похожи мотивы благодарности по всему свету, заглянем ещё дальше:
Matariki (маори, Новая Зеландия). Восход скопления Плеяд объявляет маорийский Новый год. Семьи вслух называют имена ушедших родственников, готовят земляную печь ханги (подземный «духовой шкаф» из горячих камней) с рыбой и корнеплодами, запускают воздушные змеи ману тукутуку («летающие птицы») и сажают первые ростки кумары (сладкого батата), чтобы новый цикл начался с памяти и труда.
Beivvi (саами, Скандинавия). День богини‑солнца Бейви, отмечаемый около 6 января. Саами смазывают оленьи упряжки топлёным маслом, «кормя» вернувшийся свет, поют протяжные йойки (горловые песни) о здоровье людей и оленей и пекут круглый солнечный хлеб.
Inti Raymi (кечуа, Перу). Инкско‑кечуанский праздник зимнего солнцестояния. На рассвете верховный жрец приветствует Инти — бога Солнца, затем по священной плазе проходят танцевальные процессии в золотых масках, а главно княжеская семья раздаёт горсти поджарённой кукурузы и напиток чича для благословения обеих сторон Анды (традиционное пожелание плодородия и благополучия как для восточных предгорий (сельскохозяйственных долин), так и для высоких западных склонов, где пасли лам и ловили гуанако).
Иёмантэ (айны, Япония). «Проводы медвежонка» могут длиться два года. Детёныша держат во дворе, считая земным воплощением духа‑камуй. Перед отправлением зверя поят сакэ, украшают шествие круговыми песнями римсе, дарят ему расписные стрелы и деревянные кольца — «оружие» для охоты в мире богов, — а затем сопровождают душу камуй стрелами, выпущенными в небо, прося о щедрой охоте в будущем.
Северные и далёкие культуры сходятся в одном: у каждого явления есть дух‑хозяин, и «экологический налог» платят уважением, песнями и щедростью.
Мы рассказали о семи праздниках, но не раскрыли всех деталей северных обрядов. Проверим вашу эрудицию в сегодняшнем опросе!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев