Богата нарымская тайга. С лесом и водой была связана жизнь небольшого народа селькупов, сформировавшиеся в прошлом на территории Томской области. будучи отрезанными от всего мира лесами и болотами, селькупы оставались на стадии родового строя. хозяйства их оставалось охотничье –промысловом.
Своеобразен селькупский календарь, отражавший природные и климатические особенности Томского Севера Селькупский год состоял на 12 или 13 месяцев (ирет). Новый год начинался в июле- августе. Календарь не был одинаковым у разных групп селькупов. У одних он был рыболовецким - месяц нельмы, месяц осетра, у других промысловым. Так август назывался –«месяц ягод собирать», сентябрь – «глухари садятся на песок», октябрь – «дожди идут», декабрь – «большая суета», март – «бурундука бить». Осенью у селькупов было самое горячее время. Шла заготовка орехов, ягод и другого сырья. Собирательство было существенным дополнением к продуктам охоты рыболовства.
На промысел орехов выезжали в сентябре целыми семьями. Селькупский посёлки в это время пустили. В кедрачах молодёжь взбиралась на деревья и сбивала шишки деревянными молотами. Вороха шишек везли в кулях на лодках в селения. Если же шишковали за 300 - 100 километров от дома. Орехи обрабатывали в тайге и хранили здесь же в амбарах. Вывозили зимой на нартах.
Дробили шишки деревянный мельницы с вращающимся барабаном. Крупный мусор отделяли в специальных качалках с решетчатым дном, сквозь которое просыпались орехи. Мелкий мусор просеивали в больших ситах, сделанных в виде ящика длиной 2 метра с ручками. Ко дну его приколачивалась сетка из сырой сарги (черемуховых волокон).
Сито подвешивали на верёвках, в него засыпали мешок орехов и после встряхивания мусор высыпался. Обработка орехов заканчивалась сушкой. Для этого в прямоугольных ямах, обложенных рамой из четырёх брёвен, разводили медленный огонь из сырых дров. Орехи ставили над ямой в ситах и при постоянном перетряхивании подслушивали.
Осенью для домашних ремесёл заготавливали саргу из древесины черемухи. На очищенном черемуховом стволе нарезали ножом продольные борседтки (глубокие - для толстый сарги, мелкие для тонкой). Отдирали саргу перегнув ствол через колено. Затем её мяли руками, выравнивали, протягивая как проволоку через углубление на черенке ножа. Саргой сшивали деревянную утварь, использовали также на верёвки, охотничьи и рыболовный ловушки. Осенью заготавливали бересту для рисунчатых туесков. Считалось, что внутренняя сторона коры осенью приобретает особенно красивый цвет, на котором хорошо процарапывается узоры. Основная часть бересты заготавливалась весной. Большое значение в промысловом хозяйстве селькупов имела заготовка ягод. Собранную морошку подавали к столу свежей, как лакомство, смешав с черникой, в деревянных мисках. Бруснику, клюкву, чернику и голубику собирали совками. Смородина и черемуху брали в тамги – туески, привязанные к поясу совку за изогнутую черемуховую ручку. Из тамги ягоду пересыпали у большие туеса чиды, которые носили на спине на двух лямках. Смородину и черемуху сушили в остывающих печах на деревянных листах или берестяных посудинах - куженьках с не высокими краями (поджа). Ставили сушить в печь по два три раза. Сушёную ягоду толкли в ступах и использовали в пироги и лепёшки. В правобережных районах области, где ступы не были известны, ягоды растирали на плоском камне деревянным молотком.
Малину сушили вместе с нарезанными листьями смородины и малины на сетке из сырой сарги, слегка поджаривая над огнём. Подготовленную таким способом малину смешивали с толчёной и обжаренной чагой и сыпали туески. Использовали как заварку чая.
Бруснику и клюкву хранили на морозе в амбарах в долблёных больших кадках. Варили селькупы разновидность варенья из смородины, черники и голубики без воды и сахара в собственном саку. Хранили его в туесах в погребах, где оно покрывалось толстым слоем белый плесени. Время от времени плесень снимали, ягода же внизу оставалась свежей и нетронутой. Из ремесел селькупам была известно ткачество, основанное на дикорастущих травах. Осенью на волокно заготавливали крапиву (казы-пюджа) – «чёртова осока» считавшуюся «нечистой» травой. Стебли крапивы рвали руками по берегам рек, вязали их в маленькие снопы по 25 см диаметром и оставляли на улице для промораживания. Из крапивного холста шили одежду, одеяла, наволочки.
Нарымская тайга обеспечивала селькупов всем необходимым, кроме железной руды, которую завозили с Енисея. Проникновение русского капитала в северные районы с его хищнической эксплуатацией промыслов вызвало нарушение экономического равновесия природы. У селькупов частным явлением стал голод.
После Великой Октябрьской социалистической революции началась новая страница в истории этого народа.
В. Вахин. Научный сотрудник опорного пункта северного садоводство.
Газета «Ленинское знамя» от 22 октября 1981 года.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев