(Заметки о фестивале-конкурсе памяти В. В. Козлова)
Эти замечательные слова стали эпиграфом к международному
фестивалю-конкурсу гитарного искусства имени Виктора Козлова. В 17-раз
проходил он в Челябинске (в рамках национального проекта «Культура») с
23 по 26 ноября 2023 г. Первый Всесоюзный гитарный фестиваль на Южном Урале появился ещё в далёком 1991 г., однако имя Виктора Викторовича Козлова, заслуженного артиста РФ, профессора, большого Мастера, всемирно признанного музыканта, уникального композитора и талантливого гитариста, ему присвоено только теперь.
В течение четырёх дней мне посчастливилось посетить самые разные
мероприятия, окунуться в атмосферу высокой музыки, искусства
классической гитары и высокопрофессионального исполнительства. А ещё –с удовольствием побывать в стенах родного ВУЗа, ЮУрГИИ, где я когда-то занимался со своим знаменитым педагогом… Все эти дни ВУЗ «гудел», в помещениях царило оживление, концертный зал и аудитории были полны народа, в фойе сновала пёстрая, разновозрастная публика: бывшие выпускники со своими учениками и родственниками, как я, преподаватели, студенты, учащиеся музыкальных школ, коллеги и друзья Виктора Викторовича, просто поклонники его дарований… Увидел Шарифа Хадиатовича Мухатдинова, педагога Виктора Викторовича, участника «Трио Гитаристов Урала», и подумал: «Подойду…». Он – личность известная в музыкально мире: имеет звание заслуженного артиста РФ, многие годы был идеологом Трио, в котором ему отводилась совершенно особая роль. Я же о Ш. Х. Мухатдинове знал ещё от Ю. В. Макарова, своего первого учителя по классу гитары, который с ним выступал в первом составе Трио.
Многие с интересом рассматривали выставку, на которой были
представлены личные вещи В. В. Козлова: его концертный костюм, ноты,
музыкальные диски, программы концертов, афиши, публикации о нём в
журналах… Всё это с любовью собрано Е. М. Попляновой. Здесь же можно было купить сборники произведений музыканта, ноты и диски, статьи о жизни и творчестве.
Прошло некоторое время, улеглось волнение от воспоминаний о
незабываемых днях… И, хотя впечатлений - масса, всегда требуется
некоторый временной промежуток для осмысления увиденного и
услышанного, особое состояние души от прикосновения к гармонии и
красоте великой музыки и удивительной человеческой талантливости
надолго сохраняется в душе, призывая к высокому, вынимая из неё печали и пыль повседневной жизни. Как сказал наш национальный гений А. С. Пушкин, «Из наслаждений жизни одной ЛЮБВИ музыка уступает, но и любовь – МЕЛОДИЯ».
Итак, вернёмся к дням фестиваля-конкурса. Вот лишь небольшая
часть всего того, чем хотелось бы поделиться.
День 1-ый – торжественное открытие. Это был день, очень насыщенный по смыслу и содержанию. С приветственным словом к присутствующим в
концертном зале обращаются ректор ЮУрГИИ имени П. И. Чайковского Е.
Р. Сизова и композитор Е. М. Поплянова, супруга В. В. Козлова. Оглашается состав конкурсного жюри:Мамедкулиев Р.Ш. (Нижний-Новгород, Москва) – председатель, артистический директор фестиваля – Федулов А.А (Челябинск) ГригорийНовиков (Нижний-Новгород) и Павел Кухта (Минск).
Затаив дыхание, зрительская аудитория слушала концерт памяти
выдающегося музыканта. В честь открытия фестиваля прозвучали
«Фанфары», написанные специально для этого случая В. В. Козловым в 1991 году и отредактированные Е. М. Попляновой. Зажжена свеча памяти Мастера - это новая традиция фестиваля-конкурса. Оркестр русских народных инструментов под управлением дирижёра И. А. Черноголова исполнил«Концертино», прекрасное произведение Виктора Викторовича.
Сильное впечатление произвело на меня и исполнение струнным
квинтетом пьесы Л. Р. Боккерини, итальянского виолончелиста и
композитора 18 века. Старинная музыка всегда звучит возвышенно,
способствуя полёту воображения, обращая наш взор внутрь себя, в
Вечность…
Любители музыки и искусства классической гитары никогда не забудут
«Трио гитаристов Урала» в прежнем составе (Мухатдинов Ш., Козлов В. и
Макаров Ю., а затем – Ковба В.) Они успешно выступали не только у нас в
стране, но и за рубежом. Это было уникальное явление в музыкальном мире: неповторимый творческий почерк, безупречный музыкальный вкус,
потрясающее чувство ансамбля… И вот теперь традиции Учителя
продолжают его выпускники. Думаю, не только мне, но и многим в этот
вечер запомнилось выступление трио гитаристов, теперь уже имени В.В.
Козлова, в составе: А. Федулова, Д. Чернова и М. Касаткиной. Одно из
сочинений, исполненных новым составом трио, был «Вальс» В.Козлова,
посвящённый горячо любимой маме. Когда слушаешь эту проникновенную
мелодию, поражаешься тонким лиризмом и трепетностью душевных
порывов сына. Разве не такая музыка способна воспитывать патриотизм,
тонкость чувств, бережное отношение к нашим истокам, истинно
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в ЧЕЛОВЕКЕ?..
Понравилось мне и исполнение Дмитрием Черновым, преподавателем
ЮУрГИИ, ведущим активную концертную деятельность, произведений
Маэстро с оркестром. Будучи выпускником Виктора Викторовича, он
сохранил большой интерес к музыке различных стилей и жанров,
уважительное отношение к произведениям педагога. Ярко прозвучали
«Былина» и «Русский танец» В.В. Козлова. Сейчас, пожалуй, это звучит по-особому: сама жизнь добавила новые краски в замечательные произведения, наполненные большой любовью к Родине.
Настоящим потрясением стал «Белый танец» Е. М. Попляновой для
гитары, рояля и оркестра, её посвящение любимому супругу. Необычайно
трогательна предыстория, лежащая в основе произведения – первый вальсмолодого гитариста-первокурсника Виктора Козлова и студентки четвёртого курса Елены Попляновой… Когда-то давно, в одном из писем Виктор Викторович прислал своей любимой девушке четыре такта в ритме вальса.
Прошло 40 лет и Елена Михайловна написала «Белый танец», посвятив его своему мужу. Удивительно красивая, светлая и трогательно-щемящая
мелодия, никого не оставила равнодушным. В ней – Гимн Жизни, Любви,
Красоте и Романтике человеческих отношений… Эти двое всегда шли в
одном направлении, по одной линии, как бы дополняя и продолжая в жизни и в музыке один другого.
После концертных номеров с помощью видеоряда вспомнили
биографию Мастера. В. В. Козлов прошёл достаточно сложный жизненный
путь (непросто, например, складывалось с поступлением в музыкальное
училище, зато потом он был оценён по достоинству и даже играл в
Рахманиновском зале Московской консерватории, о чём рассказывал Ш. Х. Мухатдинов). Но Виктор Викторович всегда был целеустремлённым и
упорным в достижении целей. На экране мы увидели фотографии,
иллюстрирующие важные вехи жизни и творчества Виктора Викторовича,
его самого в самые разные моменты: вот совсем юный, во время учёбы,
молодой преподаватель, с семьёй, среди любимых учеников и студентов.
Среди них было немало достойных, сейчас хорошо известных в музыкальном мире учеников: например, Ирина Куликова, Олег Киселёв, Екатерина Пушкаренко и многие другие. Главным для него, помимо любимого дела, музыки, была, конечно, семья: даже по фотографиям можно судить о нежном отношении к жене и двум дочкам – они, конечно, были и смыслом, и жизненным стержнем, и опорой, и стимулом к вдохновенному творчеству.
Как же им и нам всем его не хватает… Понятно, что человек не может жить вечно, но заменить его всё-таки некем.
Думаю, понравились всем и «Арабская фантазия» Сабикаса –
восточные мотивы обращают нас к Востоку, с которым мы теперь стали
дружнее, и две пьесы В.В. Козлова, «Ноктюрн» и «Скерцо», в исполнении
флейтистки М. Лазарак и оркестра русских народных инструментов, и
исполнение «Бразильского танца» - в заключении.
День 2-ой – творческая встреча с Еленой Михайловной Попляновой,
супругой В. В. Козлова и замечательным композитором, которая произвела на меня очень сильное впечатление. Необычайно притягателен облик её самой, нежной и любящей жены большого музыканта, - видимо, поэтому встреча получилась тёплой и задушевной, располагала к общению, а мы чувствовали себя раскрепощённо, почти по-домашнему.
Поразительно, как много удалось создать творческому союзу двух
таких одарённых людей, взаимодополняющих друг друга! Мне кажется, они стоят в одном ряду с нашими знаменитыми парами, гордостью Отечества: А. Н. Пахмутова – Н. Н. Добронравов, И. М. Чурикова – Г. А. Панфилов, М. М. Плисецкая – Р. К. Щедрин. А ведь часто творческие союзы распадаются из-за эгоизма, не выдержав борьбы амбиций, самолюбия. Единомышленники во всём, Поплянова и Козлов буквально «смотрели в одном направлении» и в жизни, и в искусстве. Видимо, поэтому удалось сделать так много (и какого!), а ведь ещё вырастили двух замечательных дочек, Марию и Надежду, одна из которых пошла по стопам родителей, связав свою жизнь с искусством, с музыкой.
Виктор Викторович и Елена Михайловна жили друг для друга, творили
для людей, поэтому в их творчестве мы чувствуем духовную близость и
теплоту душевных порывов, направленных друг на друга и на слушателей,
которые это улавливают и воспринимают. И даже в произведениях Е. М.
Попляновой, написанных после ухода супруга, мы эту духовность и
преемственность ощущаем – иногда кажется, что Виктор Викторович
незримо присутствует в её произведениях.
Смотрю на эту хрупкую женщину и удивляюсь силе её характера: как
много сумела она сделать в память о своём выдающемся муже. Иногда голос её срывался: прошло почти 3 года со дня ухода Виктора Викторовича (это случилось 12 февраля 2021 г.), но боль утраты ещё свежа…
Перебирая архив Виктора Козлова, Елена Михайловна наткнулась
раннюю, написанную ещё в юношеском возрасте, пьесу «Заветное желание» (в чём оно состояло: поступить в музыкальное училище, заниматься музыкой?..)
Одну из историй создания нового цикла Виктора Козлова
«Карнавальные маски» Елена Михайловна рассказала так: «Во время одной из прогулок по Венеции мы заметили на мосту коробку с выброшенными сувенирами. Среди прочих вещей в ней лежали Арлекин в костюме с поврежденным воротником и Пьеро с оторванными пуговицами на камзоле. По щеке Пьеро катилась нарисованная слеза, а Арлекин смотрел таким пристальным взглядом, что мы решили обоих забрать с собой. По дороге рассуждали о том, что теперь, когда сама Венеция подарила нам двух самых ярких персонажей своего знаменитого карнавала, надо сочинить про них музыку. Через неделю мы вернулись домой, разорванный воротник был отремонтирован, пуговицы пришиты, а музыка так и не написана…»
После смерти мужа Елене Михайловне среди рукописей Виктора
Викторовича начали попадаться отдельные пьесы и наброски его ранних
сочинений. Некоторые напоминали персонажей итальянской комедии дель арте, в которой понятие «маска» имеет двойной смысл: маска в прямом значении (актёры в масках) и в то же время - определённый социальный тип с его психологическими чертами и характерами. Некоторые пьесы из цикла «Карнавальные маски» нам артистично сыграла гитаристка М. Касаткина.
Исследуя архив своего супруга, Елена Михайловна не только
укреплялась в понимании его значимости как большого композитора, но ещё глубже проникала в его неповторимый музыкальный мир. Доделывала то, что он не успел, не завершил или просто забыл… Те произведения, которые заканчивала она сама, написаны в едином порыве, их почерк и стиль трудно отличить от написанного самим Виктором Викторовичем. Причём, как отметила Е. М. Поплянова: «Гитарную музыку редко перекладывают для фортепиано, в случае с Виктором сделать оказалось это легко. Его музыка, словно, создана для рояля».
Елена Михайловна сделала очень много в память о супруге: нашла в
архиве мужа продолжение пьесы «Ангел», мысленно попросив разрешение на это у него. Закончила 2-ую и 3-ью часть «Сонаты» для гитары и фортепиано (фрагмент исполнен в дуэте с Д.Черновым), довела до конца идею сюиты «Сказание о седом Урале».
На одном дыхании, сидя в студенческой аудитории, слушали мы
трогательный рассказ Елены Михайловны о семье, детях, знаменитом муже. Виктор Викторович был физически крепким и сильным («эдакий Илья Муромец», «рука тяжёлая»). Работал с 17 лет, всегда шёл к намеченной цели, отличался необычайным трудолюбием. Стремление к совершенству –важнейшая черта характера. Говорил: «Я хочу играть много и красиво», «Музыкальный язык хочу сделать богаче». В 55 лет начал обучаться английскому языку. Много выступал с концертами: Челябинск и Челябинская область, Россия (особую роль, по воспоминаниям Елены Михайловны, сыграло его выступление в Воронеже), бывал за рубежом. С большим пиететом относился к полифонии, очень любил и с удовольствием играл произведения И.-С. Баха.
Уход В. В. Козлова был неожиданным, а потому особенно тяжёлым…
Может быть, ещё и поэтому ей давались какие-то знаки и символы из другого мира, которым она придавала большое значение. Я думаю, что это, скорее всего, не мистика, а проявление тонкой духовной связи двух любящих людей, хорошо понимающих и чувствующих друг друга, долго проживших вместе, которая не прерывается окончательно после ухода одного из них, а существует в наших воспоминаниях. Таким было появление «Ангела», с которым связано создание прекрасной пьесы. Пронзительная история. По словам Е. М. Попляновой, она разбирала документы мужа, и из папки неожиданно вылетел нотный листок. Как будто пролился Свет с Небес…
Когда сыграла эту музыку, поняла, что главная тема её «подобна голосу
вострубившего Ангела, говорящего о чём-то очень важном», - как будто
композитор предвидел что-то трагическое, о чём-то предупреждал из другого мира… Произведение Елена Михайловна закончила. Поразительное понимание, верность и преданность в жизни и музыке!
Елена Михайловна отметила вклад В. В. Козлова в создание гитарных
произведений для детей, и это действительно уникально: для обучения детей очень мало гитарной литературы. Его «Простые пьесы в детских картинках» написаны просто, понятным языком, позволяют сыграть детям для детей. На их основе можно проводить замечательные музыкальные классные часы, тем более что они снабжены короткими рассказами для детей, написанными дочерью Виктора Викторовича, Марией Козловой. Это просто неоценимое подспорье для преподавателя музыки по классу гитары.
Удивляешься, как удалось так много сделать этой маленькой
талантливой женщине за столь короткое время! «Виктор был трудоголиком –я стараюсь не отставать», - скромно сказала Елена Михайловна уже в самом конце встречи. Итогом её поистине титанической и кропотливой работы явился 1-ый том полного собрания сочинений Виктора Викторовича, который вышел в издательстве «Автограф». В него вошли произведения для гитары соло. А всего их будет пять – замысел поистине грандиозный, достойный восхищения. Конечно, я приобрёл эту ценную книгу и очень доволен: обязательно буду использовать в своей работе с учениками, как и ссылаться на пример замечательной творческой семьи двух выдающихся музыкантов, сохранивших на всю жизнь уважение, любовь, и преданность друг другу.
По словам Е. М. Попляновой, «Ясность мысли, простота изложения» –
главные черты музыки В. В. Козлова. Он знал, что настоящая музыка
доходит до души человека, что соответствует высказыванию его любимого
И.-С. Баха: «Цель музыки – трогать сердца».
Так закончилась творческая встреча с Е. М. Попляновой, Заслуженным
работником культуры, членом Союза композиторов России. На прощание
сфотографировались – память на всю жизнь.
Ну, а завершился для меня этот чудесный день посещением концерта
замечательного классического гитариста Ровшана Мамедкулиева, человека ещё совсем молодого, но уже настоящего виртуоза. После концерта, заинтересовавшись его творчеством, я узнал, что Р. Мамедкулиев в 2009 г. с отличием окончил Нижегородскую консерваторию имени М. И. Глинки по классу классической гитары, что он лауреат многих престижных (более 25-и) международных и всероссийских конкурсов. Потрясающий музыкант, Ровшан активно гастролирует по стране и за её пределами, записывает альбомы с произведениями для сольного исполнения на классической гитаре; по словам знаменитого композитора и гитариста Н. А. Кошкина, точно передаёт смысл музыки.
Всё-таки, наверное, задача неблагодарная говорить о музыке: её нужно
СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ, - скажу лишь о том, что я отметил филигранную
технику, выразительность, чистоту и высокий профессионализм исполнения произведений. Зал был по-настоящему заряжен высокой энергией. Очень понравилось исполнение двух пьес непревзойдённого итальянского скрипача и гитариста Н. Паганини, «Собора» А. Барриоса, «Астурии» И. Альбениса, культового произведения в мире классической гитары, сочинения Н. Кошкина «Замёрзший ручей», написанного специально для Мамедкулиева, музыки безвременно ушедшего Роланда Дьенса, французского джазового и классического гитариста, импровизатора и аранжировщика.
Самым интересным, пожалуй, было исполнение «на бис» пьесы В. В.
Козлова «Маленький детектив» на гитаре самого Виктора Викторовича –
Ровшан этого действительно был достоин. Концерт оставил у меня яркое и незабываемое впечатление. Очень хорошо, что гости и члены жюри
Фестиваля получили в подарок 1-ый том Полного собрания сочинений В. В. Козлова.
День 3-ий – самое ответственное, непосредственно конкурсное
выступление моего ученика Корикова Артура. В суматохе я забыл подставку под ногу, обратился к Маргарите Касаткиной, она нас очень выручила, за что ей отдельное спасибо. Нам выделили отдельный класс для разыгрывания, это был родной для меня класс, где работал мой Учитель В.В. Козлов. Волнение Артура усиливалось, усугублял кашель, с которым он тщетно пытался справиться. Нас вызвали на выступление, Артур начал паниковать, но в итоге справился с собой и выступил очень достойно. После, я похвалил его и отправил домой, лечиться, а сам пошел на конкурсные прослушивания.
Играли ребята очень сильные и послабее, совсем «слабых» выступления я не услышал.
После небольшого перерыва состоялась творческая встреча с
уральскими гитарными мастерами: Ильдаром Вильдановым, Александром
Усовым и Семёном Ёлкиным. Мастера рассказывали о своей биографии, то, какими путями они пришли к этой профессии, а также, специфику своей работы с инструментами от подбора дерева до лакирования. Иллюстратором на встрече был Дмитрий Чернов. Встреча прошла в дружеской атмосфере. Было очень познавательно!
Завершился этот день потрясающим концертом членов жюри:
Григория Новикова и Павла Кухты. Оба виртуозные гитаристы, но стиль и
работа со звуком разнятся. Г. Новиков открыл концерт пьесой К.Фуджи
«Легенда о Хагорома», написанной по мотивам японского эпоса. Интересное произведение, насыщено разнообразными красками и эмоциями. Также, прозвучали произведения А. Шевченко, Э. Гарридо и обработка С. Руднева. П. Кухта великолепно исполни произведения в стиле Джаз-мануш (цыганский джаз), обработки джазовых стандартов бразильских песен и произведения гитариста и композитора Р. Дьенса.
Жаль, что в этот вечер со мной не было моего ученика, он из-за
болезни не смог присутствовать на концерте двух потрясающих гитаристов.
День 4-ый – закрытие Фестиваля-конкурса. Вот и подошёл к концу
последний день этого печально-торжественного события, на котором
главными героями были Виктор Виторович Козлов, её величество Музыка и сеньорита Гитара. День был воскресный, - видимо, поэтому людей было
меньше, чем в предыдущие дни, но зато самых преданных и
заинтересованных?..
Как бы там ни было, день этот стал завершающим аккордом
фестиваля. На сцене собрались как нынешние студенты ЮУРГИИ, так и
ученики Виктора Викторовича разных годов выпуска, - оркестр гитаристов
под управлением А. А. Федулова. Прозвучали «Фанфары» В. В. Козлова,
ставшие официальным гимном фестиваля. С большим вниманием мы
слушали «Морские приключения» В. В. Козлова в исполнении оркестра
студентов.
Слово взял проректор по художественно-творческой работе ЮУрГИИ
Яновский О. П. Но все ждут, что же скажет Е. М. Поплянова, безусловно,
главный вдохновитель и организатор («душа» фестиваля-конкурса,
«дотошная в каждой детали», по словам проректора). Её слова: «Виктор
Викторович был бы счастлив видеть, что его детище, гитарный фестиваль на Южном Урале, которому он отдал 30 лет своей жизни, прошёл на таком
высоком профессиональном уровне», - дорогого стоят. Во время вручения
Благодарственных писем и призов Елена Михайловна сумела оценить по
достоинству и найти добрые слова для всех, в каждом отметить что-то
неповторимое. О Федулове А. А., приехавшем из Сургута, по её словам,
легла вся тяжесть организации фестиваля: «Дело В. В. Козлова попало в его надёжные руки, он достойно перехватил эстафету Виктора Викторовича». Сам Алексей Алексеевич рассказал о своей большой ответственности и волнениях при подготовке и во время проведения фестиваля-конкурса.
Благодарственное письмо вручили и Мухатдинову Ш. Х.
В исполнении гитарного оркестра прозвучала прекрасная старинная
музыка «Канариос».
По традиции фестиваль завершился гала-концертом, в котором
выступали лауреаты, поэтому трудно выделить кого-то одного, все играли
достойно, ярко и технично. Смирнов Егор исполнил произведение «Ивушка» - современная обработка русской народной песни. В качестве награды он поедет учиться в г.Нижний-Новгород). Алексеевских Анастасия сыграла пьесу С. Орехова «Дремлют плакучие ивы». Валерии Ихно Елена
Михайловна вручила специальный приз от семьи – ноты, диск, и Диплом
«За лучшее исполнение музыки В. В. Козлова» (по мнение жюри) за
исполнение «Медитации для гитары соло» В.Козлова. Швейдт Анна сыграла пьесу В Козлов, «Адриатика в тумане». Она награждена бесплатной учёбой в г. Кирове и последним диском Виктора Викторовича. Марченко Полина исполнила произведение О. Киселёва «Огни большого города» и получила великолепный специальный приз - гитару ручной работы.
Право погасить «свечу фестиваля» предоставляется А. А. Федулову,
лауреату международных конкурсов, доценту ЮУрГИИ им. П. И.
Чайковского. Фестиваль-конкурс объявляется закрытым.
Начиналась торжественная церемония награждения. Грамоты вручил
замечательный гитарист Павел Евгеньевич Кухта (г. Минск, Беларусь). К
моей радости и удивлению, Кориков Артур, мой ученик, стал Дипломантом
фестиваля-конкурся. Для нас это очень хороший результат, а дальше будем работать и совершенствоваться в игре на инструменте: благо впереди ещё 4 года учёбы в ДШИ.
Фестиваль-конкурс гитарного искусства имени Виктора Козлова мне
запомнится многим: доброжелательной атмосферой и хорошей организацией, интересной программой и участниками, разнообразием форм работы и широким представительством: Челябинск и Челябинская область, Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Екатеринбург, Пермь, Сургут…
Высокопрофессиональным жюри и замечательными, украсившими фестиваль концертами, которые внесли нотку праздничности в минорную тональность суровых будней.
Хочу отметить большую практическую направленность фестиваля-конкурса. Лично я почерпнул для себя очень много: мастерство исполнения, новый репертуар, разнообразие исполнительских приёмов и методических приёмов работы с учениками, очень ценную литературу. Считаю, что на таком фестивале должны присутствовать не только гитаристы, но и вообще музыканты, преподаватели и просто любители музыки.
Однако главное, наверное, - это сильнейший эмоциональный заряд от
этих дней: потрясение от встречи с настоящим искусством, от личности и
музыки «Солнечного рыцаря гитары» - В. В. Козлова, большого русского
музыканта, угасшей преждевременно звезды, свет которой ещё долго будетосвещать нам путь, побуждая к творчеству и созиданию. Незабываемыми останутся для меня встречи с хорошими музыкантами и просто интересными людьми, сильнейшие впечатления от слушания настоящей музыки и самой атмосферы прекрасного, царящей повсюду.
Среди водоворота нашей жизни, на фоне ужасов современных войн и
социальных проблем, пошлости и потребления, классическая музыка звучит диссонансом. Человек же должен «жить не для тела, а для Духа», – так учили великие китайские философы Лао-Цзы и Конфуций («Окончательное образование даёт музыка»). И никакой искусственный интеллект не способен заменить настоящего Творца: только истинный Музыкант способен понять и передать великое движение утончённых душ, в которых соединяется высшее знание с высшим устремлением, вдохновение и великое мастерство. Таким искусством, думаю, в полной мере владел В. В. Козлов, чья прекрасная музыка – это Вселенная звуков, отражающая красоту и гармонию мироздания, торжество жизни и человека, поднимающегося к сияющей вершине.
Огромная благодарность Елене Михайловне Попляновой за редактирование биографических неточностей.
Семёнов Александр Геннадьевич,
преподаватель класса гитары МБУ ДО Коркинской ДШИ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев