ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
21 июня 1919 года, в 12 часов пополудни на мачте пленного флагмана немецкой эскадры, стоящей в Скапа-Флоу уже более полугода, линкоре «Фридрих Великий», был поднят сигнал к исполнению секретного приказа. Почти одновременно немецкий дредноут стал погружаться, заваливаясь на левый борт… К 5 часам пополудни всё было кончено – 11 линкоров, 5 линейных крейсеров, 8 лёгких крейсеров и 50 эскадренных и эскортных миноносцев лежали на дне бухты – «усыпальнице британского «Гранд Флита». Так завершилось противостояние двух крупнейших и мощнейших флотов #1-йМировойвойны.
Задел этой истории уходит корнями в первое десятилетие XX века, а точнее в 1906 год, когда в состав британского ВМФ вошёл новейший линейный корабль – «#Дредноут». Идея усиления старых линкоров - эскадренных броненосцев - уже давно носилась в воздухе. Их недостатки: шаблонные, в общем, конструкции, насыщенность разнокалиберной, в большинстве ненужной в бою, артиллерией, слабая живучесть… Всё указывало на пересмотр концепции ведущего корабля. Проекты усиленных броненосцев появлялись и в России, и в США, и в Германии.
В 1903 году, в Лондоне, была опубликована статья «Идеальный броненосец для британского флота». В ней излагалась концепция строительства британского флота, согласно которой линейные корабли должны строится с 12-ю 305 мм орудиями, бронёй в 305 мм, не менее 17 тыс. т. водоизмещением, при скорости хода 24 узла:
- «Если мы хотим с одного залпа уничтожить корабль противника, должно принимать в расчёт только 12-дюймовые орудия, способные пробить главный броневой пояс. Но поскольку такие орудия заряжаются довольно медленно, установить их следует как можно больше».
Автором статьи был не британский поданный, а главный строитель итальянского флота, полковник Куниберти. В то время оптимальной для стрельбы считалась дистанция 12 – 15 кабельтовых (округлённо 2200 – 2800 метров). Куниберти в 1899 году, командуя средиземноморской эскадрой, обратил внимание на успешный, прицельный огонь морских орудий на удалении 30 – 40 кабельтовых. Корректировка огня велась в то время по всплескам. Отсюда наличие разнокалиберных орудий затрудняло прицельный огонь, сбивая с толку наблюдателей. То есть, для ведения боя на столь значительной дистанции, корабли требовалось оснастить орудиями главного и вспомогательных калибров. Причём разница калибров должна быть большой (для чёткого распознавания водяных столбов от снарядов) и калибров должно быть как можно меньше. Командование итальянского флота не приняло концепции Куниберти, точнее отнеслось к ней сдержанно. Автору было разрешено опубликовать статью в британской печати.
Эти посылки оценил лорд британского адмиралтейства адмирал Фишер, причём ещё до русско-японской войны. При этом дистанция боя, по мнению Фишера, возрастала до 90 кабельтовых, что и подтвердилось в морских сражениях на Дальнем Востоке.
Англичанам удалось первым создать «сверхброненосец» причём изменив не только количественные, но и качественные показатели:
- «Дредноут» строился с большой осадкой и высоким бортом. В результате критический крен увеличился до 40о, против 12 – 17 о на эскадренных броненосцах. Кроме того, удалось уменьшить заливаемость верхней палубы.
- На новом линкоре было увеличено соотношение длины к ширине – 6,4 : 1, на броненосцах этот показатель не превышал 5 : 1. Это, при увеличившейся осадке, автоматически увеличило площадь смачиваемой поверхности. «Дредноут» был самым сложным техническим устройством своего времени. Корабль имел 527 футов длины при 82 футах ширины и 26,5 футах осадки. Водоизмещение порожнём составляло 17900 тонн (полное – ок. 22 000 т.) – на 750 тонн больше, чем полное водоизмещение самого крупного военного корабля того времени.
- Вместо паровых машин тройного расширения на «Дредноуте» впервые были установлены паровые турбины - восемь турбин системы Парсонса и восемнадцать котлов системы Бабкока и Уильямса, топившихся углём, при четырёх гребных винтах. Суммарная мощность энергетической установки составила 23 000 л. с. Турбины позволяли развивать крейсерскую скорость 17,5 узлов. Скорость полного хода «Дредноута» доходила до 21 узла. Дальность плавания составляла 6620 миль.
- Конструкторы отказались от артиллерии среднего калибра. Линкор был оснащён пятью 12-дюймовыми (305 мм) двухорудийными артустановками. Орудия с длиной стволов в 45 калибров (13,7 м.) могли вести огонь на 200 кабельтовых (20 морских миль – 37 км.) снарядами в 850 фунтов весом (385, 5 кг.). Башни, каждая весом в 500 тонн, располагались по линейно-ромбической схеме – одна на баке, две (одна за другой, вдоль диаметральной плоскости) в кормовой части корпуса, и две в районе мидель-шпангоута – побортно – с основным направлением по ходу корабля. Каждую обслуживал расчет из 35 человек. По тем временам «Дредноут» был высокоавтоматизированным кораблём - за 10 минут сдвоенная 12-дюймовая артиллерийская установка могла произвести 12 выстрелов. То есть, при весе бортового залпа главным калибром в 6 800 фунтов (8 стволов), «Дредноут» за 10 мин. обрушивал на неприятеля 37 тонн. Орудия малого калибра (3 дюйма – 76 мм) – 27 шт., были одиночными палубными установками и предназначались для борьбы с миноносцами, располагаясь по две на башнях, 3 асимметрично – на полуюте, и остальные в полуоткрытых спонсонах надстройки
- От киля до уровня 9 футов выше ватерлинии, шли водонепроницаемые переборки, которые делили трюм на 18 отсеков. Полагали, что «Дредноут» мог выдержать два прямых попадания торпед, оставаясь при этом в строю.
- Броневая защита шла практически по всему периметру, составляя, в центре, на погребах и барбетах – 11 дюймов (27,94 см.).
Подробно мы остановились на «Дредноуте» по той причине, что этот корабль послужил прототипом для целого класса боевых кораблей, составлявших, вплоть до конца 2-й Мировой войны, становой хребет практически всех флотов. Кроме того, до самого начала 30-х годов, линкоры именовались дредноутами.
Руководство прочих держав сразу поняло, что появление «Дредноута» «ставит крест» на их флотах. Один линкор мог вести бой с бригадой броненосцев, причём оставаясь малоуязвимым. Начиная с 1907 года, раскручивается маховик «дредноутной гонки», продолжавшейся вплоть до Войны. Первоначально, 1907 – 09 гг., она велась между основными соперниками – Британией и Германией. В 1909 г. подключается основной союзник кайзеровского Рейха – Австро-Венгрия. Опосредовано в ней принимали участие и «второстепенные» державы – например, такие как Бразилия (заказавшая 2 дредноута в Англии, в 1908 г.) и Аргентина (разместившая контракт в США 2 года спустя).
В 1909 г. в России разрабатываются дредноуты типа «Императрица Мария» и «Севастополь». В компоновке российских дредноутов чётко прослеживается ориентация на британские линкоры типа «Нептун», с той разницей, что линейно-шахматное расположение было заменено на линейное – 4 башни расположены вдоль диаметральной плоскости, перемежаясь надстройками. В этом же году закладываются 2 дредноута в Японии: «Сетцу» и «Кавачи», несущие 10 12-дюймовых пушек в 6 башнях. В 1911 году, под техническим контролем английской фирмы «Виккерс», построен линкор «Конго». За основу брался линейный крейсер «Лайон» (об этих кораблях будет рассказано дальше), но на момент спуска на воду «Конго» реально был самым мощным линкором – при водоизмещении 32 000 тонн, корабли этого типа несли 8 14-дюймовых (356 мм) орудий в четырёх башнях (2 трёхорудийные, 2 двухорудийные). Всего за период 1911 – 1915 годы было построено 4 таких корабля.
К началу 1-й Мировой войны «Великие державы» имели в своём составе следующее количество дредноутов:
Великобритания – 20
Германия – 15
Франция – 4
Австро-Венгрия – 3
Япония – 4
В 1914 - 15 годах в состав итальянского флота влились 4 линкора – «Джулио Чезаре», «Леонардо да Винчи», «Конте ди Кавур» и «Дуилио», вооружённые 13-ю 12-дюймовыми орудиями в пяти башнях (3 - 3-х орудийные, 2 – 2-х орудийные).
Экскурс в историю флотов Первой Мировой будет неполон, если не рассказать о флоте последней вступившей в войну державы – США. В 1910 году в состав американского флота вошёл броненосец, вооружённый восьмью 12 – дюймовыми пушками. Он был спроектирован в Соединённых Штатах. По проекту были построены два корабля – «Мичиган» и «Саут Каролайн». Корабли имели водоизмещение 18 200 тонн, и нёсли 305 мм. броневой пояс. Это были первые в мире боевые корабли с линейно – возвышенной схемой расположения орудийных башен.
В связи с этим часто можно слышать, что успех дредноута – случайность, поторопись янки – и новые линкоры звались бы мичиганами. Это далеко не так, поскольку кроме восьми орудий, «линкоровских» черт «мичиган» не имел. «Мичиган» имел не турбины, а старые паровые машины, броня прикрывала на «Мичигане» цитадель, как на броненосцах, а не весь борт, скорость составляла лишь 18 узлов, а мореходные качества и остойчивость оставляли желать лучшего. В общем, «Дредноуту» он был не соперник …
Затем были заложены «Норт Дакота» и «Делавэр» водоизмещением в 20 тыс. т., скоростью 21 узел, несущие 10 305-мм орудий в 5 линейно-возвышенных башнях – две в носу, три — в корме. Они были первыми американскими линкорами с паротурбинной установкой. Потом – «Юта» и «Флорида», за ними — «Арканзас» и «Вайоминг» - водоизмещением 27 тыс. т, несущих 12 305-мм орудий в шести линейно-возвышенных башнях, расположенных вдоль диаметральной плоскости корпуса. Американские дредноуты интересны уже тем, что строились поистине с американским размахом – больше орудий. Следующие за линейными кораблями типа «Арканзас» - линкоры «Нью-Йорк» и «Техас», на которых планировалась установка 15 305-мм пушек в пяти трехорудийных башнях.
Однако американские фирмы отказались от поставок турбин (желая выгадать на экономии), поэтому «Нью-Йорк» и «Техас» вошли в строй в 1914 году, имея в качестве двигателей паровые машины, а вместо 15 12-дюймовых, на них установили 10 орудий калибром 14 дюймов (356 мм.) в пяти башнях.
Линкоры следующей серии – тип «Оклахома» – несли 10 356-мм орудий, причём на головном («Оклахома») опять были установлены паровые машины тройного расширения, на этот шаг пошли в пику саботирующим промышленникам. Струсившие воротилы (остающиеся без сверхприбыльных военных заказов) дали «задний ход», и на втором корабле – «Невада» – была установлена новейшая (первая в США) паровая турбина Кертиса с зубчатой передачей.
В это же время английскими конструкторами разрабатывается и другой вид боевого корабля – линейный крейсер («battlecruisers»). Иногда эти корабли, особенно в энциклопедических словарях, относят к классу крейсеров, что неверно в принципе(!), почему – будет видно из дальнейшего.
Первыми такими кораблями стали английские линейные крейсера типа «Инвинсибл». Сама идея универсального боевого корабля была предложена «отцом Дредноута» - лордом адмиралтейства, адмиралом Фишером;
- «Идеальный боевой корабль должен обладать самой крупнокалиберной главной артиллерией, самой мелкокалиберной средней артиллерией. Его оборонительные качества необходимо принести в жертву скорости хода, которая является его лучшей защитой».
«Инвинсиблы» («Инвинсибл», «Инфлексибл», «Индомитебл») при полном водоизмещении в 20 000 тонн развивали скорость в 25 узлов и несли 8 12-дюймовых орудий в четырёх башнях. Расположение башен было линейно – шахматное: 2 башни располагались на баке и на юте, а 2 башни, расположенные по бортам, стояли несколько асимметрично – установка левого борта была сдвинута, относительно миделя к носу - правого борта, так же - к корме (около 15о относительно друг друга). Бронирование составляло всего 178 мм – на погребах и по средней части броневого пояс, только рубка прикрывалась солидной (254 мм) бронёй. Все три корабля были заложены в 1906 году, сразу вслед за первыми дредноутами.
Вслед за «Инвинсиблом» английские судостроители стали разрабатывать новые проекты линейных крейсеров, и 1909-10 годах на британских верфях закладываются сразу 6 линейных крейсеров. Одна из этих серий продолжала традицию: 3 корабля типа «Индефатигебл» имели данные близкие к «Инвинсиблу» (22 100 т., 8 12-дюйм. орудий, броня – 152 – 102 мм). Но одновременно строятся линейные #крейсера типа «Лайон» («Лайон», «Принцесс Ройал», «Куин Мэри»), на которых устанавливаются орудия рекордного тогда калибра – 13,5 дюйма (343 мм.). Вес снаряда составил 567 кг. Ни у кого в то время не имелось таких мощных пушек. А «Лайон» нёс сразу 8 таких орудий в четырёх башнях. «Лайоны», кроме того, превзошли своих «старших братьев» - классические дредноуты. Водоизмещение крупнейших тогда линкоров типа «Орион» составляло 25 900 тонн. Эти корабли закладывались одновременно с «Лайоном» и несли 10 новейших 343 мм орудий в пяти башнях. Линкоры типа «Орион» были первыми английскими дредноутами, которые могли использовать все орудия главного калибра одновременно: по 2 башни располагались в носу и в корме - линейно-возвышенно, а одна – по центру, между надстройками.
«Лайон» имел полное водоизмещение в 29 700 т. при скорости хода в 27 узлов. Он, таким образом, был и самым быстроходным дредноутом того времени, правда всего 1 год. Моряки не были в восторге от линейных крейсеров, предсказывая им беды. На флоте за ними укрепилось прозвище «кошки Фишера», и не только из-за названий «Лев» и «Тигр» («Тайгер» - будет заложен 3 года спустя), но и из-за тонкой брони, несоответствующей, по мнению моряков, кораблям этого назначения.
В 1907 году линейные крейсера начинает строить Германия. Первыми такими кораблями были «Блюхер» и «Фон дер Тан». «Блюхер» был «первым блином» - он оказался настолько слабее британских линейных крейсеров, что даже не был зачислен в их разряд. Будучи относительно быстроходным (25 узлов) кораблём, «Блюхер» нёс орудия калибром всего 210 мм (12) – явно недостаточные для борьбы с английскими дредноутами, к тому же неудачно расположенными – как на первых германских дредноутах типа «Нассау» – из 6 2-х орудийных башен 4 располагались побортно. Таким образом, процент участвующей в бою артиллерии был ещё ниже, чем у первых британских дредноутов - 8 из 12 орудий при бортовом залпе.
«Фон дер Тан» оказался гораздо более удачным кораблём, более сбалансированным, чем британские линейные крейсера. При полном водоизмещении в 21 000 т. «Фон дер Тан» нёс 8 11-дюймовых орудий, расположенных аналогично «Инвинсиблу», но с перекосом на правый борт. Крейсер был защищён броневым поясом в 250 мм., и развивал скорость в режиме «самый полный» до 28 узлов. Вслед за ним были заложены похожие корабли, но с усиленной (до 270 мм) броневой защитой – «Мольтке» и «Гебен». Скорость хода составляла 29 узлов.
Здесь нужно рассказать о вооружении линейных кораблей. На «Дредноуте» были установлены старые орудия, которыми вооружался броненосец «Лорд Нельсон». Ими были вооружены первые 4 линкора и 3 линейных крейсера. В 1907 году на вооружение был принят новый образец 305 мм корабельного орудия, с увеличеной до 50 клб длиной ствола. До 1910 года главный калибр всех линкоров, кроме немецких, составлял 12 дюймов (305 мм). В Германии на дредноуты устанавливали 280 мм (11-дюймовые) орудия. Только в 1909 году для кораблей типа «Гельголанд» были разработаны 305 мм пушки (до 12 – в пяти башнях). А в 1910 году в Англии приняли на вооружение 343 мм орудия с длинной ствола в 45 клб (15,4 м). Интересна судьба орудий среднего калибра. На «Дредноуте» противоминный калибр, как указано выше, составлял 3 дюйма (76 мм). Для борьбы с миноносцами первых лет века этого было вполне достаточно - они были маленькими кораблями, 150 – 250 тонн, несли по 1 – 3 малокалиберных орудия и атаковали торпедами с небольших, 2 – 3 каб., дистанций. Но развитие класса минных кораблей не стояло на месте, дальность торпедной стрельбы увеличилась до 10 каб. Кроме того, развитие так называемых «минных крейсеров», распространение турбин, позволило разработать тип более мощного и мореходного корабля, чем старые миноносцы, и более универсального, чем минный крейсер – появился эскадренный миноносец – корабль несколько больших размеров и живучести – и на последующих типах британских линкоров противоминный калибр увеличился до четырёх дюймов (102 мм). Кроме того, по концепции британского флота, линейные корабли предназначались для эскадренных сражений, а задачи рейдеров возлагались на бронепалубные крейсера. Но был изобретён ряд приборов улучшающих корректировку огня (дальномер, стол Полэна и т. д.). К тому же, в 1905 году на английских верфях закладываются новые корабли - крейсеры-разведчики («скауты»). Здесь необходимо отвлечься от дредноутов, и поговорить о корабле нового подкласса – лёгком крейсере.
А.В.Второв научный сотрудник МБС
А.В.Козырев, краевед
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев