Вы когда-нибудь видели водительское удостоверение, подтверждающее возможность управлять мотоблоком? Думаю, что и никто не видел. Однако в общем доступе появляются истории о том, что некто был оштрафован именно за “вождение мотоблока без прав”. Что это - фантазии авторов, жаждущих “хайпа”, новый незаконный способ отбора денег населения или оправданное поведение бдительных стражей порядка?
Разберемся, что такое мотоблок по закону
ГОСТ 12.2.140-2004 определяет мотоблок как малогабаритный трактор, имеющий одну ось. При этом он не является самоходной машиной согласно инструкции, регламентирующей получение удостоверений тракториста-машиниста (к ним относятся любые трактора, исключая мотоблоки). Конструктивно мотоблок напоминает мотоцикл. А ПДД и вовсе однозначно считает, что любой агрегат, приводимый в движение двигателем, является транспортным средством. Как видите, информация в нормативных актах не совсем согласована.
Достоверно известно два факта. Первый - понятия “права на мотоблок” не существует. Второй - если пользуясь терминами из ПДД, сотрудники дорожной полиции привлекают граждан к ответственности в случае их отсутствия, то это странно. Иногда в качестве аргументов пытаются пояснять, что “когда им обрабатывают землю - это одно, а когда к нему крепят прицеп и возят груз - совсем другое”.
Доводы в пользу отсутствия необходимости иметь ВУ
Выдачу удостоверений на право управления сельскохозяйственной техникой регламентируют постановление № 796 (Правительственное) и Инструкция № 807 (Минсельхоза). В них однозначно сказано, что во-первых, необходимо именно удостоверение тракториста-машиниста, а не привычные простым гражданам “права”. А во-вторых, отсутствие необходимости в этом документе для владельцев мотоблоков выделено в отдельный пункт.
При этом важно соблюдать некоторые условия. Ваш агрегат не должен разгоняться более 50 км/ч. Соблюсти это требование легче, чем нарушить - все мотоблоки, выпускающиеся серийно, передвигаются с максимальной скоростью 20 км/ч. Если вы не умелец-Самоделкин и не “прокачали” свое имущество - бояться нечего. Передвигаться на мотоблоке можно лишь по проселкам и обочинам крупных дорог.
Вопреки популярному мнению, мотоблок с прицепом также не переходит в разряд транспортных средств, и необходимость наличия водительского удостоверения “внезапно” не возникает. В подобных ситуациях, когда они доходили до суда, судьи вставали на сторону “нарушителя”, а не сотрудников ДПС.
Но есть моменты, когда штраф все же придется заплатить
Это касается в первую поездки на мотоблоке по дорогам, предназначенных для более серьезных транспортных средств. То есть, пока ты передвигаешься по обочине или проселку, тебя не в чем обвинить. Но при появлении на более оживленной трассе попадаешь в поле зрения рыцарей свистка и жезла. Инспектор может потребовать права категории А (с недавних пор возможен вариант А1). Мотивация проста - дорога куда более опасна, чем проселочная, поэтому участник движения обязан знать и соблюдать общие правила. А подтвердить эти знания можно как раз наличием водительского удостоверения, ведь его обладатель сдавал экзамен в ГИБДД. Так что штрафа не избежать. Конечно, можно обжаловать его в суде. Но результат, в отличие от описанной в предыдущем пункте ситуации, непредсказуем. Все зависит от субъективного мнения судьи, а он вполне может поддержать ГИБДД.
Также оштрафуют гражданина, который попытается перевозить в прицепе пассажиров. Времена, когда люди ездили в прицепах тракторов или кузовах грузовиков прямо поверх уложенного груза, увы, давно канули в Лету. Современный КоАп РФ однозначно гласит, что для перевозки граждан должны использоваться лишь специально оборудованные транспортные средства.
А что говорят “в народе”?
Хочется отметить, что многое зависит от разных событий. Некоторое время назад спустили указание уменьшить количество мотоблоков на дорогах. Объясняли активность безопасностью движения.
Мотоблоками пользуются деревенские жители и дачники. Ограничения больно бьют по этим категориям граждан. Впрочем, некоторые россияне высказывают мнение, что в запрете на передвижение на мотоблоках есть и плюс. Они уверены - часто на мелкие агрегаты “пересаживаются” те, кого лишили прав за серьезные нарушения. Разумеется, ни о каком безопасном вождении в этой ситуации речи не идет. А уж если на мотоблок “навернут” обвеса и увеличат мощность двигателя - все усложняется еще больше.
Высказываются также мысли, что мотоблок с прицепом мало чем отличается от того же “Муравья”. Но на последний права нужны. Так почему же такая дискриминация?
В общем, сколько людей, столько и мнений. Вывод же один - мотоблоком можно управлять, не имея водительского удостоверения. Но только за пределами оживленных дорог.
Знаете больше? Сталкивались с подобным на личном опыте? Делитесь в комментариях - мы всегда рады узнать новую информацию!
Подписывайтесь! Интересные факты, автомобильные хитрости, разборы и советы от мастера с многолетним опытом!
Также секреты решения технических проблем и многое другое
https://www.youtube.com/@pit_stop/featured
https://dzen.ru/okolo_pit_spot
Перед принятием законов по ограничению нужно учитывать статистику происшествий. Закон принимать при массовых событиях а не единичных. Вопрос в критериях по количеству событий.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 3