добрый улей
Славится Донбасс своими женщинами. Так было и так будет всегда! Подтверждение этому мы получили, когда готовили номер к Междануродному женскому дню. Нам чрезвычайно повезло познакомиться с замечательным пчеловодом Светланой Васильевной Красько. В следующем году она отметит 20-летие собственной пчеловодческой деятельности. Хотя на самом деле лет, проведённых с пчёлами, гораздо больше. «Пчелиное дело» у Светланы Васильевны что называется в крови — она потомственный пасечник, дело это знает, любит, понимает и своими питомцами дорожит.
Светлана Васильевна Красько — человек неординарный. Много лет, точнее, целых 42 года (!), проработала преподавателем по классу баяна в Музыкальной школе №1 города Донецка. Музыку не оставила и сейчас. Теперь Светлана Васильевна — концертмейстер в ДК культуры им. Пушкина города Докучаевска.
— Аккомпанирую женскому хору «Ветеран». Но на этом не остановилась. Создали сами ансамбль «Степь». Это мужской ансамбль, в нём мужчины от 50-ти до 77 лет, четверо. Я играю на баяне, но вот 6 марта на концерте к женскому дню пели все впятером, под «минус», многоголосье было, — делится с нами своими творческими буднями Светлана Васильевна.
Её оптимизму и внутренней силе, а также очень редкому сейчас качеству — задору, можно только удивляться и восхищаться. Так легко и просто рассказывает эта светлая женщина о своей жизни.
— Я много лет прожила в Донецке, а на пасеке, здесь в Докучаевске, осталась сразу после смерти отца. Мои родители — мама Анна Романовна и отец Василий Исаакович — более 50 лет держали пчёл. После смерти отца, это случилось в ноябре 2000 года, когда мы его провожали в последний путь, над гробом летали пчёлы. Как будто рой прощался, представляете?.. Мама ушла в мае и было то же самое! И сейчас, когда работаю на пасеке, я точно знаю — они здесь, рядом со мной, — с теплотой говорит Светлана Васильевна.
До войны наша героиня стояла в бригаде пчеловодов на равных с мужчинами. Точнее, она была единственной женщиной в бригаде. Перед началом боевых действий сумела побывать в Германии и познакомиться с опытом немецких пчеловодов.
— Кумовья наши живут в Германии. Звонили, приглашали в гости. Говорю: приеду, только если познакомите меня со своим знаменитостью пчеловодом. И получилось! Я поехала к кумовьям в Кёнигсдорф, оттуда мы поехали на немецкую пасеку, 250 км от Берлина. Тогда пчеловоду, который меня встречал, было 77 лет. Сейчас его у же нет в живых. Организовали такую встречу! Даже стол накрыли, а это у них не очень принято. Как успела, изучила их опыт. У немцев всё более усовершенствовано: медогонки электрические, я первый раз увидела помеченных маток. Очень удивлялась. У нас принято матку руками не трогать — её потом пчёлы могут не принять. В общем, у нас много разного. Но всё очень интересно и полезно, — вспоминает свою поездку Светлана Васильевна.
Началась война и многое изменилось. Сейчас наша героиня держит больше десятка ульев дома. Справляется сама.
— Удивляемся, как вы одна управляетесь со всем этим?
Смеётся:
— Это, наверное, судьба. Всё повторяется. Как и ваше появление. Кстати, у моей мамы тоже брали интервью, прямо на пасеке.
Глубокую любовь к пчёлам Светлана Васильевна переняла от родителей.
— Мамин дядя жил в Еленовке, держал пчёл. Мама часто ездила к нему в гости. Позже мне рассказывала: «Света, представляешь, сяду рядом с уликом и потом не могу уйти! Я спала бы там». Дядя увидел это и спросил: «Нравятся пчёлы?». Она сказала: «Люблю их!» И дядя подарил моей маме два улика — с этого и началась наша семейная пасека, — рассказывает наша героиня.
Пчёлы у неё все 20 лет только свои:
— Порода «Карпатка», а характер... Характер пчёл у всех ульев разный — и чем зрее (зрелые — прим. авт.), тем лучшие медоносы. А вот когда только начинала, в сон клонило при взгляде на рамку. В начале было очень тяжело физически, но раз надо, значит — надо! — рассказывает наша героиня.
Вот тут и начинаем обсуждать тот вопрос, что пчеловодство — дело неженское. Светлана Васильевна соглашается:
— Да, физически работа очень тяжелая: если я качаю мёд, то надо носить рамок 12-14 с одного улья. А каждая рамка весит больше 5 кг. Мне нужно: физически струсить пчёл, чтоб мёд был, отобрать, потом крутить медогонку — тоже очень нелёгкая работа. По 14 рамок носить на плече...
Мы поражаемся: пусть даже и половину — всё равно очень тяжело! Светлана Васильевна улыбается:
— Меня не оттолкнуло это раньше, не отталкивает и сейчас. Пчелы — это моя жизнь. Когда пчела летит, поднимается настроение. Больше всего нравится смотреть на пчёл. Аромат улья дурманит, успокаивает. Нравится когда жужжат, ползают по рукам. Пчеловодство для меня — это и удовольствие, и продление рода родительского, и традиции. Надеюсь, что привью и своим детям любовь к пчёлам.
Беседовала Алина ЯМПОЛЬСКАЯ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев