Горьковский завод торгового машиностроения (ГЗТМ) в 1957 году наладил серийное производство фургонов для транспортировки хлеба и хлебобулочных изделий модели КХА-2-57. Новый фургон был призван заменить морально и технически устаревший КХ-51 (выпускался заводом с 1951 года). Конструкция КХА-2-57 была принята в качестве типовой, а их выпуск (по технической документации) был освоен многими предприятиями по всему СССР (выпускался в Тульской области в Щёкино, Борисовским авторемонтным заводом (БАРЗ) в Белорусской ССР, который до середины 1990-х годов также выполнял капитальный ремонт автобусов ЛАЗ и др).
В качестве шасси было выбрано #ГАЗ_51ШМ (с удлиненной на 564 мм в задней части рамой), которое появилось в результате модернизации семейства ГАЗ-51 в 1956 году. Стоит отметить, что шасси ГАЗ-51ШМ изначально проектировалось для монтажа автофургонов. Так, помимо КХА-2-57 на него устанавливалась модель ГЗТМ-954 — модификация для перевозки мебели, освоенная ГЗМТ в 1956 году и ставшая одним из самых массовых советских мебельных фургонов. Также использовалось шасси ГA3-51А.
КХА-2-57 представлял из себя каркасный кузов из дерева, обшитый листовым металлом из алюминиевого сплава. В качестве материала для крыши использовалась березовая фанера, обтянутая брезентовой тканью с водоотталкивающей пропиткой. Загрузочные двери и пол фургона были покрыты оцинкованным железом.
Выбор удлиненного шасси ГАЗ-51ШМ позволил создать четыре секции внутри фургона, каждая из которых имела собственную двустворчатую дверь с резиновыми уплотнителями. Секции по ширине соответствовали стандартному хлебному лотку. Направляющие для размещения и перемещения хлебных лотков выполнялись из уголкового профиля с шагом 175 мм. Максимальная вместимость фургона составляла 132 лотка.
Стоит отметить, что к фургону предъявлялись особые санитарные требования. Так, маршрут этих машин лежал от хлебобулочных предприятий до точек реализации. И на всём пути следования остывающий хлеб выделял влагу. Чтобы предотвратить образование конденсата и намокание хлеба, на передней и задней стенках кузова были установлены по два вентиляционных люка с регулируемыми шторными затворками. Такое решение позволило не только обеспечить должный уровень вентиляции, препятствующий скоплению влаги, но и создать внутри фургона избыточное давление, препятствующее попаданию пыли даже при движении по грунтовым дорогам.
КХА-2-57 был оборудован прицепным устройством, что позволяло использовать в сцепке одноосный прицеп-фургон грузоподъемностью до 3 тонн, образуя автопоезд для перевозки большего количества продукции. Типовой схемой окраски была двухцветная: тёмный низ и светлый верх, хотя были партии фургонов, окрашенные в соответствии с пожеланиями заказчика.
Фургон для перевозки хлеба КХА-2-57 был снят с производства в 1964 году. Ему на замену пришла модель ГЗТМ-892 (после 1966 года — ГЗСА-892) на шасси ГАЗ-52А. Через год, в 1965 году, ГЗТМ прекратил использование шасси ГАЗ-51ШМ и полностью перешел на использование модели ГАЗ-52А.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев