Для Славы Всероссийской. Выставка в Мраморном дворце
Забавно, какие иногда жизнь кульбиты выдает. Ведь кто такие предприниматели и меценаты? Предприниматели и меценаты))
Шучу, шучу.
Собственно, списочек меценатов мне был нужен. Интересно же поисследовать коллекционеров и их коллекции. Да и в анонсе к выставке чёрным по белому обозначено. Увидеть некоторые произведения из коллекций.
А получила совсем иное.
Портрет М.Я.Строгановой, рожд.Новосильцевой. Никитин Р.Н. Баронесса, вторая жена горнопромышленника Г.Д.Строганова, статс-дама Екатерины I и Анны Иоановны
Женский портрет. Неизвестный художник. Головная повязка, одежда, прическа женщины указывают на принадлежность к купеческому сословию. Портрет парный к мужскому портрету. Выполнен непрофессиональным художником.
Портрет Ф.Т.Громовой, рожд. Яковлевой. Дузи Косрое. Первая жена лесопромышленника коммерции советника В.Ф.Громова
Портрет Н.В.Сокуровой, рожд. Котоминой. Зарянко С.К. Н.В.Сокурова = жена купца, мецената и библиофила Ф.Е.Сокурова
Портрет Е.П.Ковригиной. Тыранов А.В. Жена Купца Д.И.Ковригина. После смерти мужа вместе с сыновьями владела недвижимым имуществом фирмы
Портрет С.И.Бурениной. Плешанов П.Ф. Дочь промышленника и городского головы И.П.Лесникова, жена купца Е.А.Буренина. В собственности была бакалейная фирма: торговля чаем, сахаром, кофе. Другой дед со стороны матери имел меховое дело в ГОстином дворе и стал
Оставим мебель, костюмы, самовары, облигации. Они лишь антураж, который картинку не портит, но ничего и не добавляет. Музей не в первый раз выставляет предметы обихода в выставочном пространство. Довольно распространённая традиция. Хорошо или плохо, нравится или нет - судить каждому зрителю в отдельности. Дело вкуса.
Мне всегда не хватает объёма. Массы информации. Смысла. Хочется, знаете ли, ухххх! Аххх! Чтобы вздрогнуть от впечатления. Подумать: вот оно как...
Русскому музею в этом направлении ещё идти и идти. Вырабатывать свой подход, свои фишечки.
Пока могу с горечью вздохнуть, что на этом поприще музей делает не слишком уверенные шаги. Но! Делает.
Повторюсь, что наблюдаю уже не в первый раз недоработку, недоисследованность темы. Странно вот что. До смены руководства такого ощущения не возникало. Не потому что выставки были глубже, ширШе и тп. Нет. Просто они оставляли впечатление аккуратной и внимательной подготовки. Пусть без звёзд с неба. Но, как говорится, таблички были на своих местах и вовремя.
Не было разночтений, - но здесь я субъективна, - между заявленным в анонсе и фактическим мероприятием. Это уже мой загон. Появилась амбициозность. И вот она не позволяет музейным работникам тщательно подготовить выставку. Что огорчает.
Портрет мужчины с письмом и свечой. Неизвестный художник
Портрет книготорговца И.Глазунова. Хруцкий Иван. Купец, представитель династии книготорговцев. От отца принял семейное предприятие по наследству: издательство, типографию, магазины
Лица
Некоторое время назад в Манеже была выставка провинциального портрета, я о ней писала. Меня тогда долго портретная тема не отпускала.
Тут я бы сделала упор на портретные династии, которые Красной нитью проходят через выставку. И парные - семейные. А ещё женская портретная галерея. Но, ладно. Не будем о концепции. Не я выставку делала. Простите.
Так вот лица меня поразили как и тогда на выставке в Манеже.
Боюсь показаться слишком необъективной, все же я пишу здесь о выставке русского портрета, о наших людях. Самое большое впечатление оставляют лица на портретах. Чистые, незамутненные взгляды. Да, у каждого свой характер, он чувствуется. Есть что-то в них благородное и скромное.
Когда писала эту статью, полезла смотреть альбомы, которые у меня есть в библиотеке. Моей целью было немного скорректировать впечатление от выставки. Все же тут мы видим подборку с определенной тематикой. Впечатление только усилилось, особенно на контрасте с европейскими портретами, где женский образ @ексуализируется.
В целом для портретов характерен довольно сдержанный фон. На то это и портреты. Но есть и интересные детали, которые рассказывают об эпохе.
Полистайте галерею. Обращают на себя внимание портреты с деталями. Письмо на столе с красной сургучной печатью. Сургучом запечатывали важные документы. У каждого знатного рода была своя собственная "печать". Кстати, на красном сургуче было легче отследить, был ли он нарушен. Для того, чтобы сургуч стал красным, в него добавляли краситель - киноварь. Кстати, и красная краска в живописи делалась тоже на основе киновари.
Портрет купца. Неизвестный художник
Портрет купца с линейкой и циркулем. Неизвестный художник
Портрет купца Лейзера Боруховича Диллона. Неизвестный художник. Купец имел выдающиеся заслуги, о чем говорят три медали с профилем императора Александра I. Заслуги за помощь в обеспечении русской армии, связанную со смертельным риском
Циркуль и линейка. Здесь можно пофантазировать о чем идет речь. Ведь циркуль и линейка много где использовались.
Интересен портрет неизвестного художника с изображением медали "За усердие" на красной ленте. Портрет уверенного мужчины с пронзительными глазами. Интересен и багет со скруглёнными углами для этой картины. Здесь я бы обратила внимание на то, как выполнен тонко и точно сам портрет. А вот изображение медали словно добавлено позже. Выглядит немного чуждым. Может быть ее написали позже, когда хозяин получил награду?
Поражают своей тонкостью и точностью и женские портреты. В них интересно рассматривать детали одежды, украшения. Впечатление спокойствия портреты производят в целом из-за спокойной, сдержанной цветовой гаммы. Достаточно большие однородные цветовые пятна. Наверное, самым ярким в женской галерее можно назвать портрет неизвестной женщины в зеленой головной повязке. Но и он оставляет ощущение спокойствия.
Выставочное пространство в Мраморном дворце
Выставочное пространство в Мраморном дворце
Одним из самых сильных впечатлений было то, что когда я вышла из Мраморного дворца и оглянулась на людей, оказалось, что выставка словно продолжилась в лицах прохожих горожан и туристов. То же выражение лиц, одежда. Удивилась, насколько мы мало меняемся и медленно, несмотря на кажущиеся радикальные изменения во всем. Ведь главное не внешнее. Главное - наша начинка, нутро. Оно как раз осталось прежним.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1