Что такое чат-бот, как инструмент? Как бизнес и эксперты могут его использовать? Встречайте спецпроект совместно с Unisender, в ходе которого мы не только узнаем все о чат-ботах, но и создадим собственный — для подкаста «Маркетинг и реальность».Марк Твен сказал: “Я теперь понял, что самый верный способ узнать, нравится тебе человек или нет, – это поехать с ним путешествовать”. Это подходит и для
инструментов маркетинга: чтобы понять, какой из них будет полезен — нужно
пройти путь от нуля до конца его настройки.erid: LdtCK72Z8
Данный выпуск подкаста мы создали в рамках спецпроекта с нашим партнером Unisender — сервисом рассылок, внутри которого есть весь необходимый функционал для создания чат-ботов.
Дяченко Александр — автор подкаста «Маркетинг и реальность».
Реклама. Рекламодатель ООО «ЮНИСЕНДЕР СМАРТ», ИНН 9731091240.
Перед вами статья по
выпуску-спецпроекту, в ходе которой мы рассмотрим все аспекты чат-бота. С помощью
конструктора сценариев от Unisender я пройду путь создания
чат-бота для подкаста «Маркетинг и реальность».
Чтобы избавиться от заблуждений относительно чат-ботов, которые есть у многих, я пригласил экспертов, которые давно с ними работают, и понимают их особенности.
Встречаем: Евгений Боровков — предприниматель, сооснователь «Искусство автоматизации» и «BotCreators» и
Дмитрий Фердман — руководитель SMM-студии «LevelUP», спикер конференций по SMM и маркетингу.
Привет, коллеги! Что такое чат-бот для вас?
Дмитрий Фердман: Чат-бот — молодое направление в мессенджер-маркетинге, в котором мы учимся взаимодействовать с пользователем посредством прописанных сценариев. Мы оповещаем аудиторию об акциях, новостях и знакомим с нашим бизнесом с помощью роботизированной системы.
Евгений Боровков: Чат-бот — инструмент не только маркетинга. Люди плохо воспринимают это слово: считают его автоворонкой и игровой механикой.
Чат-бот — это софт, который похож на сайт или приложение. Его можно использовать для маркетинга и других практических задач.
Дмитрий, в каком случае нужно использовать чат-бот?
Он необходим большинству бизнеса, потому что
огромное количество времени и финансов тратится на коммуникацию с пользователями. Владелец бизнеса рассказывает о том, как происходит взаимодействие с пользователем без чат-бота. Слушая его я понимаю, что чат-бот
упрощает решение и высвобождает время. Некоторые элементы взаимодействия можно отдать ему: на дистанции один и тот же шаг, повторенный сотни раз, будет высвобождать уйму времени.
Пример: ко мне обратился эксперт, который проводит психологические консультации. К нему приходит заявка — ее нужно индивидуально обработать, предложить варианты оплаты и свободных дат. Он хочет рутинные, стандартизированные процессы передать чат-боту.
Чат-бот поприветствует, расскажет о своем создателе, предложит записать на консультацию, последовательно задаст вопросы — имя, возраст, запрос, дату и время прихода. Соберет всю информацию и пришлет эксперту.
Дмитрий Фердман
Евгений, когда чат-бот будет неэффективным?
Чат-бот должен закрывать одну задачу и один бизнес-процесс: не надо его перегружать. Неэффективен, когда на него пытаются
переложить слишком много процессов. А эффективен, когда ты понимаешь,
что и зачем делаешь.Определитесь, для чего вам нужен чат-бот: чтобы он продавал, чтобы отвечал на частые вопросы клиентов. Придумайте одну идею, заложите ее в бота — и она будет хорошо работать.
Евгений Боровков
Бот неэффективен,
когда его пытаются воспринимать, как волшебную пилюлю: если нет продаж и ты внедришь бота — продажи не начнутся.
Бот — это еще один инструмент, и им нужно правильно пользоваться. У людей нет единого представления, что такое бот, и как он может быть полезен. Мы решаем эту проблему, говоря о ней и показывая кейсы.
Евгений Боровков
Нужно ли чат-бота делать похожим на человека?
Евгений Боровков: Чат-бот похож на сайт: где ты его показал — с такими ожиданиями люди и пойдут. Нет единого общего ожидания касательно всех ботов.
Я противник истории делать его похожим на человека. Можно давать имя боту (Госуслуги — бот Макс), но не надо пытаться обмануть пользователя, будто это оператор.
Евгений Боровков
Дмитрий Фердман: Чат-бот — это вход в воронку, доведение человека до определенного этапа, на котором чат-бот передает человека менеджеру или эксперту.
Люди покупают у людей: если мы будем вести клиента по сценарию чат-бота — он сольется. Наша задача — собрать базовую информацию, и отнести ее эксперту, который продолжит общение лично.
Дмитрий Фердман
Прим. автора: В этот момент я решил пойти чуть глубже в сторону изучения вопроса автоматизации и возможных ошибок, которые могут возникнуть на данном этапе, и задал такой вопрос:
Евгений, что еще является ключевым, чтобы автоматизация стала эффективной?
Говоря с заказчиком, мы пытаемся понять, откуда потребность во внедрении бота.
Любой софт для автоматизации требует понимания. Если вы небольшой бизнес и захотели бота — подумайте про
клиентский путь. И найдите
узкое место, которое нужно расширить.Пример плохого внедрения — боты телеоператоров и банков: все пользователи плюются от этих помощников, потому что создатели неправильно поняли и применили инструмент.
Евгений Боровков
Мы предлагаем клиентам
поэтапное внедрение: запуск MVP (
прим.ред. — минимально жизнеспособный продукт)
и его докручивание.
Если вы не понимаете, что такое бот — сделайте что-то простое: подключите его, как дополнительный канал приема заявок. Не замыкайте на нем все сразу. Исходя из полученных данных идите дальше. Это продуктовый подход, который относится не только к ботам, но и к любым решениям.
Евгений Боровков
Евгений, приведи удачный пример внедрения бота с одним процессом
1. Один из моих любимых кейсов —
выдача пропусков. У вас в компании 1000 сотрудников и 50 КПП, и вам нужно заказать пропуск новому человеку. Мы сделали бот, который есть у всех сотрудников: они пишут данные гостя, которого хотят привести, информация улетает на все КПП, и его пропускают.
2. Другой кейс —
автоматизация пропусков водителей. Всем водителям и диспетчерам выдали бота: как результат, машины стали быстро проезжать, а КПП разгрузились. Это сэкономило кучу времени.
3. Третий кейс —
автоматизация получения документов сотрудников: мы сделали бота, в котором вся документация формировалось быстро для всех сторон.
Боты экономят людям много времени и нервов: они не только про маркетинг, но и про внутренние процессы.
Евгений Боровков
Прим. автора: Здесь я задумался:
почему я до сих пор не использую чат-бота? На этапе знакомства с нашим подкастом рекламодатели запрашивают одни и те же данные:
медиакит, прослушивания, отличия от других подкастов. Это — то самое
узкое место в коммуникации с рекламодателями и гостями: один и тот же ответ я даю всем подряд, тратя много времени. Поэтому,
я решил запустить чат-бот для подкаста «Маркетинг и реальность», в связи с чем задал экспертам вопросы о создании своего чат-бота:
Какие ошибки можно совершить на старте создания бота?
Евгений Боровков:1. Бот должен быть понятным —
простое название. В твоем случае: «Бот для подкаста». Должны быть
заполнены все поля, которые есть. Обязательно
приветственное сообщение. 2. Используйте
не больше четырех кнопок.3.
Адаптируйте бота под восприятие человека мессенджера — люди не схавают копипаст сайта.
Дмитрий Фердман:1. Не делайте
полностью автономный чат-бот, который все сделает за человека — и расскажет, и перечислит деньги.
Каким бы классным ни был чат-бот — люди покупают у людей: не стоит перекладывать на чат-бота ответственность за свои продажи и личный бренд.
Дмитрий Фердман
2.
Повышайте знания пользователей о чат-ботах. Мессенджер-маркетинг — юная сфера (5-6 лет). Нужно образовывать клиентов и рассказывать о чат-ботах — без этих знаний он будет просто безделушкой.
Дмитрий, расскажи подробнее про обучение чат-ботам
Мы создали идеального, с технической точки зрения, чат-бота, в котором невозможно сломать зашитую в нем логику. Протестировали его, сделали релиз и
на следующий день чат-бот перестал работать.Люди писали в чат-бот ерунду, и сломали его. Вместо удовольствия от автоматизации — они получали негатив от шайтан-машины, которая не отвечала им так, как они хотели.
Дмитрий Фердман
Мы учли это, и стали внедрять
обучающие инструкции.Нужно объяснить на старте, что чат-бот — не живой собеседник, для взаимодействия с которым есть определенные правила. Можно показать короткое обучающее видео в приветственном сообщении. Когда человек понимает, как взаимодействовать — чат-бот отрабатывает на 100%.
Дмитрий Фердман
Прим. автора: На этом этапе я окончательно ухватился за идею создания своего чат-бота, и все больше стал интересоваться ошибками при его создании, спросив следующее:
Евгений, как понять, создавая бота, что ты что-то делаешь неправильно?
Мы всегда рисуем
Mind Map (
прим.ред. — ментальная карта) — вытаскиваем все смыслы. Недочеты видно сразу: не ложится на душу, нечитабельно. Я встречаю много ботов, сделанных “для галочки”, но мало плохо оформленных.
Мне нравится ставить себя на место пользователя, и думать, как он будет себя вести, ничего не зная о моем бизнесе. Если в лице клиента у меня не получается пройти путь — значит, я что-то делаю не так.
Евгений Боровков
Дмитрий, что сейчас в трендах в чат-ботах?
Чат-бот активно использует инфобиз — он впитывает от рынка все лучшее. В 2022-2023 пошел
тренд на кураторство: каждый эксперт хочет куратора, который окажет поддержку, клиентский сервис и доведение курса до конца (чтобы получить отзыв на кейс).
Я начал предлагать инфобизнесменам
такую модель: мы внедряем в чат-бота возможность отправки домашнего задания (ДЗ) в отдельный чат кураторов. Студент проходит урок, нажимает на кнопку «начать ДЗ», в чат кураторов приходит уведомление о выполнении и они проверяют ДЗ.
Это аналог всем известной платформы, которую использует инфобиз. Но все происходит внутри привычного нам мессенджера: ничего не нужно скачивать и устанавливать — все автоматизировано в режиме одного окна.
Дмитрий Фердман
Прим. автора: А теперь я
пошагово расскажу, как настраивать чат-бот на примере собственного для подкаста.
Я подошел к этой задаче очень серьезно: сегодня 1 сентября (
прим.ред. — на момент записи выпуска), а знакомство с этой темой началось в конце июля.
Больше месяца я изучал все возможности настройки чат-ботов. Мне нужно было это время, чтобы рассказать вам, как его сэкономить, на какие нюансы обратить внимание, чтобы ваша аудитория легко шла по сценариям чат-бота, и быстро переходила на нужный этап, чтобы вы могли работать с базой клиентов так, как захочется.
Чат-боты в Unisender: сценарии, шаблоны, рассылки
Нет комментариев