17]
Великие события Ветхого и Нового Заветов отмечены хвалами и пением. Начиная с сотворения, сказано: при общем ликовании утренних звезд… (Иов. 38:4-7). Переход через Красное море был отмечен песней (Исх. 15:1-18). Книга Псалмов – это богодухновенное собрание многих искренних песен Давида. Пение было неотъемлемой частью особенных дней и событий. Представьте, каким пением, должно быть отпраздновали восстановление стен Иерусалима и храма! Новый Завет начинается с самого великого события во всей истории. Звездной ночью на иудейских холмах неподалеку от Вифлеема хор ангелов разразился ликованием, когда песней было объявлено о рождении Мессии. На последней совместной трапезе Иисус и Его ученики пели перед этим ужасным часом в Гефсимании. Павел и Сила – узники в Филиппах – пели гимны. Даже в последней книге Библии говорится о пении и о новой песне (Отк. 5:9).
Молитва – это один из самых пренебрегаемых актов в жизни многих верующих. В библейские времена молитва была главной частью семейной жизни. Самоправедные фарисеи, которые любили молиться в публичных местах, чтобы их видели люди, на самом деле злоупотребляли ею. Сегодня, как правило, наблюдается другая крайность, когда молятся слишком мало. Даже когда мы молимся, наши молитвы иногда бывают эгоистичными. Многие прибегают к молитве только в моменты крайней необходимости, когда кажется, что ничто другое не получается.
Бог действительно отвечает на просьбы Его детей, - не всегда так, как нам кажется лучше, но, тем не менее, для нашего собственного блага. Молитва основывается на доверии. Молитва — это общение с Богом. Мы верим, что Он отвечает наилучшим образом и доверяем Его ответам. Иисус был мужем молитвы. В Евангелиях есть много Его молитв: во время Его крещения, во время сорокадневного искушения в пустыне, в темноте Гефсиманского сада, на кресте, Его молитвы об Иерусалиме, за Его учеников и даже за Его врагов. Иисус был Сыном Божиим, тем не менее, Он чувствовал необходимость часто молиться. Разве нам Бог нужен меньше, чем Ему?
I. ПЕНИЕ
А. В древние времена пение было тесно связано с молитвой (ср. 1 Кор. 14:15; Иак. 5:13).
Пение связано как с ежедневной религиозной жизнью, так и с собранием церкви. Элементы молитвы, о которых позднее будет говориться в данном уроке, также применимы и к пению. Отличительной особенностью христианской песни является то, что как и молитва, она совершается «во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5:19; ср. Кол. 3:16-17), то есть, в ней поется о Нём и в поклонении Ему. Хотя буквальным контекстом Послания к Ефесянам 5:19 и к Колоссянам 3:16, которые дают нам богатые источники для обсуждения раннего христианского пения, является христианская жизнь в более широком смысле, утверждения берутся из обычаев в церкви. Другие тексты проясняют присутствие песни как деятельности общины (Мф. 26:30; 1 Кор. 14:15, 26).
Б. Замечание об используемой терминологии.
Послание к Ефесянам 5:19 и к Колоссянам 3:16 говорят о «псалмах и славословиях и песнопениях духовных», которые отличаются жанром и характером исполнения. Эти различия имеют значение в проведении песнопений
В. Что достигается пением.
Библейские отрывки о пении придают глубокий доктринальный смысл этому виду деятельности.
1) Песня - это метод проповедования Христа. Христос является как основой, так и содержанием христианской песни. Христиане поют о Христе. Если они поют о Боге, то особенно о том, что Бог сделал через Христа; если они поют о Святом Духе, то поют о Духе Святом как о даре Христа; если они поют о наставлении друг друга, то поют о жизни во Христе. Содержанием ранних христианских гимнов, которые упоминаются в Новом Завете (напр., Фил. 2:6-11; 1 Тим. 3:16), является Христос. Отличительной чертой самых ранних христианских гимнов является то, что это были песни хвалы Христу. Христос является образцом для содержания песен в собрании, которое встречается во имя Его.
2) Песня – это исповедание веры, которое совершается устами. В Послании к Евреям 13:15 используется слово, которое можно перевести «исповедать», «признать» или «хвалить», и которое часто связано со словом «славить» в Псалмах (напр., Пс. 17:50, который цитируется в Рим. 15:9). Пение – это способ признания Бога, восхваления Бога и исповедания веры в Него. Это делается через хвалы и выражение благодарности. В песнях должно быть благодарение (Еф. 5:19-20; Кол. 3:16), посредством которого мы признаём, что Бог - источник всех благословений.
3) Песня выражает пребывание в христианине Духа и слова Христова. К такому описанию подводят предыдущие пункты о духовной природе христианской песни и исповедания веры, которое совершается «через Него» (Христа). Послание к Ефесянам 5:18-19 связывает пение с наполнением Духом. Послание к Колоссянам 3:16 сравнивает пение с научением и увещеванием, которые выражают пребывающее слово Христа. Пение – это результат исполнения Духом Святым и обладания словом Христовым. Дух и Слово гармонируют друг с другом, а хвалы, выраженные голосом, являются следствием их присутствия. Таким образом, пение будет духовным по природе и в согласии со словом Христа. Знание о спасении во Христе, принятие благодати Божией и принятие Святого Духа – это первые плоды искупления. И всё это воспевается в песне.
4) Песня как хвала – это духовная жертва (Евр. 13:15). Благодарение в Ветхом Завете представлено, как сопутствующая жертва (Пс. 25:7), эквивалент жертвы (Ион. 2:10; Пс. 140:2), замещение жертвы (Пс. 49:14, 23). Новый Завет соединяет пение с Духом (1 Кор. 14:15) и говорит о «духовных песнопениях» (Еф. 5:19; Кол. 3:16). Пение церкви – это духовная деятельность. Это одно из приношений, которое заменяет для христиан жертвы по закону Моисееву; это жертва, которая доступна всё время.
5) В песнях мы как бы участвуем в небесной хвале. Небесные существа постоянно поют хвалы Богу – Откровение 4:8, 10-11; 5:8-12; 14:2-3; 15:2-3. Своей песней церковь присоединяется к этому небесному хору и преодолевает барьеры между землёй и небом, временем и вечностью. Христианская песня – это небесная деятельность, ожидание деятельности в конце времён.
6) Песня предназначена для взаимного назидания. Пение в собрании направлено не только к Богу в похвале, но также друг к другу для научения и увещевания. Послание к Ефесянам 5:19 помимо «пения и воспевания в сердцах Господу» также говорит о «назидании друг друга». 1 Послание к Коринфянам 14:26 предписывает, что, как и всё остальное в собрании, псалмы должны быть для общего назидания. Поскольку назидание требует понимания сказанного (1 Кор. 14:9, 16-17, 19) мелодия имеет второстепенное значение после слов (ср. 1 Кор. 14:15 – «буду петь и умом»). Мелодия должна поддерживать послание и делать его более возвышенным, а не затемнять его. Научение происходит посредством песни (ср. Кол. 3:16, где «научение и вразумление» могут отличаться от «пения», но быть тесно сходными с ним). Эта цель назидания даёт ещё один критерий, которому должны соответствовать песни в собрании. Хвалы, исповедание и провозглашение посредством песни содействуют назиданию присутствующих людей.
7) Песня являет собой пример единства церкви. «Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15:6). Общее пение символизирует и выражает единство церкви. Гармоничное пение – это красивый и особенный способ показать, что члены одного тела объединены в Господе и друг с другом. Пение не только выражает единство, но и влияет. Оно имеет объединяющую функцию, создавая чувство причастности к божественному естеству. Общая жизнь церкви выражается в слиянии голосов в песне.
8) Песня затрагивает всю личность поющего. Процитированные отрывки подчёркивают единство духа и ума (1 Кор. 14:15), слов с сердцем (Еф. 5:19; Кол. 3:16) и устами (Евр. 13:15). Для соединения уст и души есть ветхозаветное основание в таких отрывках, как Псалом 70:23. Пение включает ум, сердце и органы речи; оно затрагивает интеллект и физический аспект человека. Язык – это инструмент, на котором восхваляется Бог, и это делается от сердца и вразумительно.
9) Песня выражает глубокое религиозное чувство. «Весел ли кто? Пусть поёт псалмы» (Иак. 5:13). Музыкальный аспект пения дополняет эмоциональное воздействие того, что выражено в песне, и это касается как общего, так и индивидуального пения. Однако пение в церкви существует не ради красоты музыки. Качество музыки должно усиливать все названные элементы учения, а не привлекать внимание к себе.
Г. Инструментальная музыка.
Музыкальные инструменты имеют место в Новом Завете как часть повседневной жизни (Мф. 9:23; 11:17; Отк. 18:22) и как иллюстрации (1 Кор. 13:1; 14:7-8), но никогда не упоминаются как часть собраний церкви или аккомпанемент христианской религиозной музыки. В контексте поклонения они появляются единственный раз в Книге Откровения, где в картине образов храма голоса небесных певцов сравниваются со струнными инструментами (Отк. 14:2-3). Эти инструменты символизируют пение (ср. Отк. 15:2-3) точно также, как фимиам символизирует молитву (Отк. 5:8-9). Ранняя христианская литература ясно свидетельствует, что на протяжении примерно первой тысячи лет христианской истории инструменты отсутствовали в церкви.
Аргументы, выдвигаемые в поддержку инструментальной музыки, не поддерживают эту идею:
1) Инструментальная музыка использовалась в Ветхом Завете. Тогда она была сопровождением культов жертвоприношения (напр., 1 Пар. 23:5; 2 Пар. 29:20-36). Отмена этих культов отменила и то, что сопровождало их. В противном случае, пришлось бы практиковать и многое другое из Ветхого Завета.
2) Инструментальная музыка включается в слова «псалом» и «воспевать в сердцах». Это относится к одному этапу в истории использования этих слов, но не к позднему иудейскому и христианскому использованию, где можно подтвердить только голосовое выражение (что так ясно показано в 1 Кор. 14:15 и Иак. 5:13). Значение слов в данных отрывках определяется самим употреблением слов и контекстом, а не их этимологией. Если бы инструмент включался в значение слов, тогда казалось бы, что требуется инструмент, но очень немногие готовы идти так далеко, чтобы сказать, что инструмент должен использоваться. В качестве альтернативы, «воспевание в сердцах» в Послании к Ефесянам 5:19 можно рассматривать как общее повеление, включающее любой вид музыки, но это не соответствует фактическому христианскому использованию слова в ранние века.
3) Отсутствие инструментальной музыки в ранней церкви было вопросом культуры вследствие того, что она ассоциировалась с идолопоклонством и безнравственностью. Однако такому объяснению, основанному на культурном аспекте, не хватает доказательств. Действительно, музыкальные инструменты ассоциировались с идолопоклонством и безнравственностью, но этого не скажешь об иудейской храмовой музыке. Более того, эти ассоциации применялись также и к вокальной музыке, а пение не отвергалось в ранней церкви. Если бы ранние христиане хотели использовать религиозную инструментальную музыку, то она была доступна им.
4) Она не является поддержкой для пения. Разумеется, она может быть таковой. Как бы то ни было, такая точка зрения противоречит аргументу № 1, потому что игра на инструментах была актом поклонения в Ветхом Завете (Пс. 150 и многие псалмы, в которых хвалы или поклонение совершаются с инструментом). Этот аргумент в поддержку использования инструментов не только является самым слабым, но само утверждение также часто бывает неистинным, потому что на практике инструменты (что также касается специальных хоровых групп) часто мешают пению общиной или заменяют его.
II. МОЛИТВА
Мы созданы с желанием жить, однако, постоянно движемся по направлению к смерти. Мы привязаны к земле физическими ограничениями, но нашим ищущим вечным духом мы связаны с вечностью. Мы стоим на полпути между жизнью и смертью. Не имея связи, мы подобны кораблю, не имеющему гавани. Наша молитвенная жизнь – это связующее звено с нашим Отцом на небесах.
А. Образцовая молитва.
«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6:9-13).
«Отче наш».
Бог – не диктатор; напротив, нам дана привилегия называть Его «Отче».
«Да святится имя Твоё».
Наш Бог свят, и мы обязаны проявлять к Нему благоговейное отношение.
«Да придёт Царствие Твоё».
Эта часть молитвы Иисуса исполнилась в день Пятидесятницы, когда царство началось с излияния Святого Духа. Расширение царства и его духовный рост всегда должны быть частью этой молитвы.
«Дай нам на сей день».
У нас нет уверенности в завтрашнем дне, и мы полностью зависим от дождя, солнца и воздуха, которые Бог даёт нам. Сегодняшнего дня достаточно, и это всё, что мы имеем в данный момент.
«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».
Мы все нуждаемся в прощении, но нас прощают только тогда, когда мы хотим простить других. Если я не прощаю других, долг моих собственных грехов раздавит меня.
«Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».
Бог не искушает нас (Иак. 1:3-4), однако если грех захватывает нас, нам нужна помощь Бога, чтобы избавиться от тисков наших прегрешений.
«Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
Нам нужно признать, что всё принадлежит нашему Богу. Он Всемогущий и Всемудрый Бог. Все хвалы и вся слава принадлежат Ему. Наши молитвы должны быть наполнены обожанием и хвалой.
Б. Наше отношение в молитве.
1. Не будьте самоправедными.
Бог не слышит молитвы самоправедного человека.
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10-14).
2. Будьте искренними.
«И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф. 6:5).
«И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44).
3. Будьте бдительными.
Дьявол постоянно рыскает в поисках добычи. Молиться и не быть на стороже – всё равно, что спать в комнате с мешком золота, где полно воров (Мк. 14:38; Кол. 4:2).
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).
«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6:18).
4. Будьте настойчивыми.
«Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лк. 18:7-8).
Иаков боролся с ангелом в Вефиле и держался, пока не был благословлён. У Бога неограниченная сила, и если мы будем настойчивыми, Он ответит на наши молитвы согласно Своей природе для нашего блага.
В. Почему иногда Бог говорит «нет».
1. Будьте уверены, что Он слышит вас.
Даже хотя иногда Бог отвечает «нет», мы можем быть уверенными, что Он внимательно слушает и рассматривает каждую молитву Его детей. Иоанн заверяет нас, что нас слышат.
«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Ин. 5:14).
Бог не только слышит нас, но и отвечает согласно тому, что лучше для нас. Израильтяне иногда сомневались, что Бог слышал их. Исаия заверил их в следующем отрывке:
«Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он даёт утомлённому силу, и изнемогшему дарует крепость» (Ис. 40:28-29).
2. Какую роль мы играем в том, что получаем ответ «нет»?
• Грехи, которые мы не исповедали и в которых не покаялись.
«Потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли) (1 Пет. 3:12).
• Подорванные отношения
«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3:7).
• Эгоизм
«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3).
•Незаботливое и непрощающее отношение
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).
•Ложная вера
«Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак. 1:6).
3. Некоторые причины, по которым Бог говорит «нет».
• Наша просьба противоречит искупительным целям Бога.
«Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).
• Наша просьба причинит боль нам или кому-то другому.
Бог знает, что для нас хорошо. Он видит картину в целом, тогда как мы видим только наши непосредственные обстоятельства. Иногда Он говорит «нет» для нашего собственного блага.
• Причины, которые находятся за рамками нашего понимания.
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11:33-34).
Г. О чём необходимо помнить, когда Бог говорит «нет».
1. Мы можем полностью доверять Богу, что Он сделает правильный выбор.
«Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25).
2. Иногда цели Бога находятся за рамками нашего понимания.
Почему Он позволил обезглавить Иакова, а спустя некоторое время послал ангела, чтобы тот вывел Петра из темницы, и он избежал смерти? (Деян. 12:1-19). Мы не всегда видим смысл в обстоятельствах жизни. Следующий отрывок предлагает нам проникнуть в суть некоторых ситуаций.
«Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются [от земли], и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путём будут покоиться на ложах своих» (Ис. 57:1-2).
3. Подумайте о примере Иова.
Иов потерял своих сыновей и дочерей, волов, верблюдов и слуг, но сохранил доверие к Богу.
«И сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всём этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге?» (Иов. 1:21-22).
«Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2:10).
«Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов. 13:15).
4. Трудные времена помогают нам расти.
Павел писал, что его заключение оказалось для него благословением.
«Что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования» (Фил. 1:1)
Когда мы просим Бога благословить нас, то на самом деле мы просим Его сделать нашу жизнь свободной от боли и дать нам простой выход из положения. Однако простой выход не всегда является лучшим. Бог любит нас и хочет лучшего для нас. Вот почему Он не всегда говорит «да». Вот почему иногда Он позволяет боли приходить в нашу жизнь.
«Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10).
«О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений» (1 Пет. 1:6).
Подумайте о Петре и Павле – оба говорили о своей радости, даже когда находились в темнице. Беды не должны убивать нашу радость в Боге. На самом деле, Бог создает самых лучших детей не на вершине исступленного восторга, но в долине страданий!
«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня» (Пс. 22:4).
Мы должны молиться о том, чтобы Бог делал в нашей жизни то, что лучше для нас!
Д. Бог хочет сказать «да».
Существует множество отрывков, которые учат, что Бог хочет сказать «да».
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).
«Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, - и дастся ему» (Иак. 1:5).
«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всём, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин. 5:14-15).
«Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил. 4:6).
«Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:13-16).
Бог любит нас и говорит «да», каждый раз, когда это лучше для нас. Бог действует по-разному. Мы не всегда можем объяснить, «как» Он отвечает на наши молитвы, но можем быть уверены, что Он делает это! Он сказал «да» многим нашим молитвам. Бог может по-разному говорить «да».
____________________________________________________________________
Какие истории мы можем петь, как народ Божий! Искупление. Спасение. Любовь. Вера. Надежда. Небеса. В мирской музыке отражается мирское. В пении христианского народа отражается Благая весть Иисуса и Его послание о надежде.
Нам нужно посвящать молитве всё больше и больше нашего времени. Наш мир безумствует, как, впрочем, и большинство из нас. Мы спешим попасть куда-то, чтобы вернуться в никуда! Молитва действительно меняет вещи. Бог по-прежнему исцеляет больных; Он по-прежнему воздвигает и низвергает народы; Он защищает нас и проводит через испытания. Он никогда не обещал нам жизнь, в которое не будет болезней и бед, но Он действительно обещал, что будет с нами. Нам неизвестны все пути Божии, да нам и не нужно их знать. Послание Иова учит нас: доверяйте Богу!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев