Зачастую родители не подходят к вопросу самостоятельного одевания малышей слишком серьезно. Конечно, каждая мама использует различные приемы, обучая детей одеваться, но ошибок совершают в этом вопросе, пожалуй, гораздо больше, чем в чем-либо другом.
Итак, давайте по порядку...
Первейшая ошибка, которая просто убивает самостоятельно одевание, это привычка взрослых одевать ребенка, как младенца.
Сколько раз мне приходилось видеть, когда 2-летний ребенок лежит на спинке, распластавшись на диване, а мама напяливает на него одежду! Когда этот этап в жизни ребенка, наконец, проходит, ребенка одевают, стоя на коленке на полу – ребенок стоит лицом к маме.
Но это всё неудобно и неправильно. Так как ребёнок при таком одевании – лишь объект воздействия, пассивный.
Одевать ребенка с раннего нужно у себя на коленях - сидя (ребенок спиной к маме)! Это и удобнее - не надо нагибаться. А кроме того, когда одеваешь ребенка, повернутого не к себе, а от себя, выполняешь более естественные движения. Делаешь все автоматически. Застежки застегиваются в три раза быстрее, чем когда застегиваешь их не "на себе", а напротив.
Как только ребенок может сидеть, то одеваем, сидя на коленях.
Если ребенок уже умеет стоять, то мы его одеваем в таком положении: мама сидит коленки в стороны, между коленками на полу стоит малыш.
Постепенно, когда малыш станет выше, одевать его будет удобнее стоя – мама стоит и ребенок стоит – спиной к маме.
Одевая ребенка, мы действуем (выполняем движения) ЕГО руками и ногами, как действовали бы СВОИМИ руками и ногами в процессе одевания. То есть, мы не просто одеваем его, мы учим, как это делается. Тело запоминает нужные движения.
Если мы при этом всё время приговариваем, описываем процесс, то ребенок еще и запоминает, что как называется и потом ему легче одеваться самостоятельно – сначала с вашей помощью, зетем следуя указаниям, потом сам.
Приговаривать надо примерно так: "Наденем кофточку! Вот правый рукав – давай правую ручку! Тут-ту, поезд поехал по рукаву – тоннелю! А где вторая ручка? Это тоже поезд! А вот и второй тоннель! Руки в рукава, кофту натянули! Застегнули на молнию! Ап – вверх и готово! А теперь штаны к нам прибежали! Ножку сюда! Вторую ножку сюда!" и так далее. Можно с прибаутками, можно просто, поясняя, что вы делаете.
Постепенно ребенок начнет вам помогать! Да еще и придумывать новые прибаутки! А постепенно часть действий вы и вовсе на него переложите! Вам останутся только сложные застежки, да тугая обувь.
Второе необходимое условия нормального освоение одежды – ОДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ! Не просто удобной, а удобной для одевания!
Скажите, какой ребенок в состоянии застегивать кучу пуговиц, завязывать шнурки, подтягивать неудобные рукава, поправлять съезжающие на бок кофты и так далее… Между тем, одежда должна быть предельно приспособлена под ребенка. Штанишки на резинках (желательно вообще без застежек), футболки со свободными горловинами (а то пока голову всунешь!). Все застежки – на липучках, в крайнем случае, на кнопках.
Всё это, конечно, до поры до времени. Ребенок подрастет и в этом отпадет необходимость. Можно будет выбирать одежду по другому принципу. Ну а малышу – только парадно-выходная одежда имеет право быть трудной в самостоятельном одевании.
Третье условие раннего самостоятельного одевания – это свободный доступ к небольшой части одежды ребенка. Пусть где-то в комнате ребенка в легкой досягаемости стоит ящик с домашней одеждой и просто одеждой для тренировки навыка одевания. Это могут быть: две-три пары трусиков, пара футболок, брючки, свитер, юбка (для девочки, естественно), пара не слишком теплых шапок, носки чуть больше нужного размера. Можно не усложнять специальными ящиками, а просто переложить вещи ребенка в доступное для него место. Правда, надо понимать, что он их будет нещадно растаскивать по всему дому. Но это временно и с большой пользой! Главное, что ребенок будет пробовать еще и еще раз одеваться. Напяливать штаны на голову и футболку на ноги – но ведь это и есть настоящее познание мира.
Еще одна интересная особенность:
Зачастую родители учат своих детей самым разнообразным навыкам, но только не умению одеваться и раздеваться. Причем, надо многократно прорабатывать каждую вещь.
Покажите ребенку, как снимать трусики. Для этого пальчиками нужно с двух сторон зацепить за краешек (и показываете руками ребенка), потянуть вниз, потом сесть и снять сначала с одной ножки, потом с другой. А так нужно надевать трусики – надо сесть на диван или на стульчик, расправить трусики, взять их ручками с двух сторон за резинку и по очереди продеть ножки в дырочки – каждая ножка в свою норку. А не две ножки в одну. Им будет тесно в одной!
Учим снимать колготки, носки, футболки, кофты, брюки – последовательно, многократно. Так же – одевать всё это.
Обувью пользоваться самостоятельно – сандалии, кроссовки, туфли, широкие сапоги, шлепки. Желательно с удобными застежками, чтобы расстегивалось широко (чтоб ножка входила плавно) и застегивались без усилий.
Чтобы ребенок мог одеваться сам, ему НЕ НАДО помогать, когда он уже чему-то научился. Чтобы ребенок мог одеваться сам, он должен научиться надевать каждую вещь в отдельности. Но когда это происходит, ребенок достаточно мал и пока еще не обязан помнить, в какой последовательности вещи надеваются.
Для усвоения сложного многоступенчатого навыка, каким является самостоятельное одевание, мы разбиваем его на части. Итак, научили надевать вещи. А теперь составим схемку одевания.
Можно нарисовать картинки, изображающие разные виды одежды (трусы, футболка, брюки и т.д.) и выкладывать их на полу или на столе в нужном порядке. Ребенок, одеваясь, будет откладывать в сторону уже пройденные пиктограммы. Можно просто разложить одежду на полу дорожкой – в последовательности одевания. Надел, прошел дальше, надел, дальше и т.д.
А чтобы сделать его еще и быстрым, можно придумать кучу игр или соревнований (хотя бы с самим собой)! Начиная от песочных часов, кончая играми в капитанов и волшебников, которые спешат в полет или поход. (Автор - Лена Данилова).
#мамсики
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев