==========================
Многие родители начинают беспокоиться, когда замечают, что их ребенок пишет или рисует левой рукой. Некоторые пытаются переучить своё чадо, другие даже обращаются за помощью к врачам. Родительское волнение вполне объяснимо. Левши всегда выделяются из основной массы людей. Поэтому легко представить, как сложно им приходится под прицелом постоянного и неуместного внимания окружающих. Обеспокоенные родители зачастую вслух высказывают свою тревогу, способствуя развитию комплекса неполноценности у ребенка. Попробуем разобраться, стоит ли переучивать леворукого малыша.
Человеческий мозг состоит левого и правого полушарий, каждое из которых содержит различные центры жизнедеятельности. Например, левое полушарие ”отвечает” за абстрактное мышление и речь, правое – за образное мышление, художественное и музыкальное творчество. Доминирующее левое полушарие приносит ощущение счастья и наслаждения, правое – страха и печали. Любое относительное доминирование одного из полушарий обуславливает психологические особенности человеческой личности.
Физиологическая природа “леворукости” и ”праворукости” связана с перекрестом нервных путей, которые идут к полушариям мозга от конечностей. Соответственно доминирование левого полушария проявляется ведущей правой рукой, правого – левой. У третьей группы людей отмечается отсутствие доминирования. Толчком, когда одно из полушарий превращается в левое, является первое осознание крохой самого себя и начало овладения речью. Поэтому видимые различия между “левшами” и ”правшами” начинают проявляться в 3 года.
“Правополушарные” “левши” существенно отличаются от своих сверстников. Обычно это достаточно эмоциональные и художественно одаренные детки с затянувшимся упрямством. Они намного лучше лепят и рисуют, обладают большими музыкальными способностями. В то же время им свойственна некоторая задержка речи и сложности в произношении некоторых звуков. Такие дети непосредственны, доверчивы, капризны и плаксивы. Они подвержены сиюминутным настроениям и настойчивы в осуществлении желаний.
Левши с трудом осваивают чтение и письмо, которые в первом классе могут стать для них настоящим камнем преткновения. Непросто приходится левшам и в повседневной жизни. Ведь большинство предметов нашего быта приспособлено «под правую руку» (замки, дверные ручки, музыкальные инструменты, отвертки и др.), что требует дополнительной адаптации.
Принудительное переучивание леворуких детей, как правило, приводит к нежелательным последствиям. Ребенок становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, энурезом, кожными заболеваниями. Малыш начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость.
Поэтому родителям леворукого ребенка лучше вообще ничего не предпринимать и найти правильные методы воспитания, которые решат имеющиеся проблемы. Вот несколько рекомендаций, как следует себя вести с маленьким левшой:
• будьте доброжелательными и чуткими;
• создайте благоприятный климат в семье;
• не пытайтесь бороться с упрямством ребенка;
• примите ”леворукость” как должное;
• хвалите ребенка за успехи и поощряйте его художественный дар, но не пытайтесь "приготовить" вундеркинда;
• чаще делайте ребенку сюрпризы;
• поощряйте повышение уровня детской самооценки;
• не противопоставляйте малыша обычным деткам;
• лучше не учить ребенка чтению и письму до школы;
• не предъявляйте завышенных требований;
• любите ребенка таким, какой он есть.
У некоторых детей до 3-5 лет проявляется обеерукость. Такие малыши в играх и самообслуживании в одинаковой степени используют обе руки. В этот период допускаются осторожные попытки научить малыша праворуким действиям – без диктата, окриков и какого-либо насилия. В случае активного противодействия их следует немедленно прекратить.
В каком возрасте и какими методами можно определять ведущую руку?
Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет (именно в этом возрасте возникает стойкое предпочтение одной из рук).
Мы рекомендуем использовать для определения рукости систему тестов, разработанную М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским.
Эта система включает игровые задания, подобранные с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах.
Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:
1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть. •
2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.
Первое задание - рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш (фломастер, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «я не умею», «у меня не получится». Можете успокоить малыша: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». Подбодрите его, скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.
Второе задание - открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребёнку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.
Третье задание - «Построй колодец из палочек (спичек)»
Четвертое задание - «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведёрко, круг.
Пятое задание - вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.) . Учтите, что более активной может быть рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребёнка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15 штук) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой». Для того чтобы ребёнку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.
Шестое задание - нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.
Седьмое задание - выполнение вращательных движений. Ребёнку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребёнок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырёк.
Восьмое задание - развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков - процесс довольно сложный и ребёнок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания - составление цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.
Девятое задание - построить из кубиков дом, ограду и т. п. Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребёнку конструктор, мозаику с конкретным заданием.
Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их таблицу. Если при выполнении задания ребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак плюс (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука». Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».
Десятое задание - для родителей. Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребёнка есть леворукие родственники - родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в графу «Левая рука», если нет - в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребёнок скорее всего леворукий.
Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе «Левая рука» за задания 2-9, а за первое - рисование - плюс будет стоять в графе «Правая рука», то это означает, что бытовые действия ребёнок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.
Психологические исследования доказали несостоятельность представления о связи между леворукостью и низким уровнем умственного развития.
Леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни. Мы знаем множество замечательных спортсменов, музыкантов, художников, врачей, журналистов - левшей.
Школьные проблемы не являются прямым следствием леворукости. Чаще всего леворукость только сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причём те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1