Для начала заглянем в себя. Какие эмоции вызывает эта фраза, если ребенок так говорит только вам? Какие эмоции вызывает этот ответ, если ребенок так отвечает «при свидетелях»
Заглянули? На досуге подумайте над тем, что вы увидели :)
После того, как вас стало беспокоить «не знаю» нужно...
1. Ответить на вопрос «Почему»
Почему ребенок все время (или часто) на ваши вопросы отвечает «Не знаю»?
1.1. Вы спрашиваете у ребенка конкретную информацию, а он действительно не знает этих фактов.
- В каком году родился Наполеон?
- Не знаю (я не владею этой информацией)
1.2. Ваш вопрос вне зоны нынешних интересов ребенка на данный момент.
(или тема вопроса не интересна, или слишком рано по возрасту, не дорос малыш или просто устал.)
Ваш 4-х летний сын собирает машинки из конструктора и тут же играет в самую важную игру. Машинки ездят, возят человечков. Человечки разговаривают между собой.
- Сынок, а чем отличается морская вода от речной?
(Вы месяц назад были на море, и сравнивали, с воду с вашей дачной речкой_
- Не знаю! (мама, перестань мне мешать!)
1.3. Ребенок боится отвечать на вопросы.
И тут вновь появляется волшебный вопрос «Почему?» Страх то откуда?
* Большая вероятность, что попадая под град вопросов, любимых родителей и умных учителей, ребенок чувствует себя, под неусыпным оком Саурона.
Кому-то просто не приятен контроль, на уровне эмоций.
Другой четко осознает, что ему не доверяют, раз спрашивают, что и так ясно.
Доверие – важная составляющая.
* Или боится ошибок. Боится, что над ним могут подтрунить, или мама огорчится.
И конечно, мама не ругает ребенка за не верный ответ. Язык тела, мимика, уголки губ вниз, задумчивый взгляд и вздох. Этого достаточно.
Или колкое слово.
Включается инстинкт самосохранения.
«Не знаю» и двери захлопнулись.
1.4. Мыслительная лень.
- Не знаю! (отстань, мне не хочется думать, это скучно и не интересно, перестань загораживать монитор)
Мыслительная лень – это вирус, сорняк, паразит.
Она может заражать и маленьких и больших.
Ее легче предупредить или убрать в зародыше.
Здесь время играет против.
Причин, по которым ребенок говорит «не знаю» может быть и больше.
Моя цель не дать волшебную пилюлю, а показать путь.
Идти или не идти по этому пути дело каждого.
Итак, вы определили причину или комплекс причин.
А дальше? Дальше работаем над ее устранением.
2. Превращение Незнайки.
2.1. «Вы спрашиваете у ребенка конкретную информацию, а он действительно не знает этих фактов.»
О новых фактах рассказываем утвердительно-повествовательно. Увлеченно, с интересом.
Часто взрослые начиная что-то рассказывать пользуются следующей формулировкой «А знаешь ли ты…»
А понравится ли ребенку все время знать, что он что-то не знает?
Да и просто так, вопросы о фактах, событиях и прочих конкретных вещах лучше задавать пореже. Иначе это экзамен, а не развитие мышления.
2.2. Ваш вопрос вне зоны нынешних интересов ребенка на данный момент.
(или тема вопроса не интересна, или слишком рано по возрасту, не дорос малыш или просто устал.)
Если причина в пункте два – включаем внимательность и чуткость.
Эти два пункта легко корректируются.
2.3. Ребенок боится отвечать на вопросы.
* Выстраиваем зону безопасности.
Ваше общение – это общение, а не проверка, обучение или еще что-то.
Люди имеют право на ошибку.
А люди – это не компьютеры, которые обязаны «все на свете знать»
Так что оставляем себе и ребенку право на ошибку.
«И опыт, сын ошибок трудных…»
А для этого иногда ошибки ребенка можно не заметить.
Где-то для себя оставить галочку – не созрел еще человечек что-то понять. Созреет позже.
А иногда – самому ошибиться. И признать ошибку. Да, думал так, а на самом деле так.
Быть искренним.
Если чего-то не знаете (и не можете ответить на вопрос ребенка) – так и скажите.
Не знаю. Но интересно, сейчас узнаю.
И открыть книгу, и посмотреть во всемирной паутине.
Кстати, о вопросах.
Это так скучно, когда все время задают вопросы только тебе.
Перестаньте играть в одни ворота.
Пусть будет диалог.
Загадку вы ребенку. Загадку ребенок вам.
Задачку вы ребенку. Задачку ребенок вам.
Думайте вместе!
Дважды два – четыре.
Известный факт.
А вот пыль со стола можно вытереть по-разному. Да и не только пыль.
Большинство жизненных задач имеют множество решений.
И важно показать это множество своему ребенку.
А для этого хорошо решать открытые задачи. Открытые задачи, у которых возможно несколько решений. И из этих нескольких решений выбирается самое сильное для данной ситуации.
Как надуть шарик?
(кстати, а сколько способов надуть воздушный шарик придумаете вы?)
Или как помочь герою книги переместиться с одного берега на другой?
И тд. и тп.
Решая открытые задачи – тоже играйте вместе. Давайте ответы по-очереди, если чувствуете, что это нужно вашему ребенку.
2.4. Мыслительная лень.
Из-за чего она может возникнуть?
* Переутомленность. График ребенка плотен. Жизнь насыщенна. Свободного времени нет.
Делаем выходные. Творческие, читательные, мечтательные.
Важно отдохнуть душей и телом.
* Интеллектуальная пассивность.
- Не интерееесно (скучающий ноющий голос).
Подумайте, много ли ребенок смотрит телевизор, проводит в интернете и играет в компьютерные игры?
Интеллектуальная пассивность часто возникает от обилия легкой информации.
То, что уже за ребенка переживали, и вкладывают, через зонд СМИ.
Привычка к легкой информации – это болезнь нашего времени.
И тут родителям нужно проявить чудеса твердости и решительности.
Потому что лишаясь легкой информации у ребенка начинается…
Скажем по другому. Ребенку плохо становится. И он готов применить какие-угодно манипулятивные техники, чтобы ее вернуть. Эту быструю глюкозу, в виде мелькающих кадров и бегающих человечков. От невыносимого поведения, до психосоматических заболеваний.
Что делать?
Настроиться на работу. Радостную работу. Т.к. радостных и приятных моментов будет особенно много. На контрасте.
И эта работа, должна быть регулярная. Вводим разные мыслительные задания в режим. Вырабатываем новую полезную привычку.
Ежедневно задаем задачки. Простые. Чтобы у ребенка, который их решил – было чувство удовлетворения.
Можно начать с закрытых логических.
Потом добавить сказочных открытых. Просто помогать сказочным героям в их нелегких приключениях.
Здорово, если получится привязать мыслительные задачки к какому-то режимному моменту. Кому-то удобно после завтрака. Кому-то в обед (по дороге из школы) или вечером. А может перед сном?
Играйте в настольные логические игры.
Есть отличные игры на одного человека.
Есть семейные.
Карточные динамичные игры.
Те же шахматы, шашки, реверси, крестики-нолики…
Игр много. Выбирайте на вкус и цвет. Но не нужно все. 2-3 игры. Освойте в удовольствие. Потом следующие.
Удачи!
С уважением, Закревская Алина.
Сегодня стартует тренинг Алины Закревской «Как развивать и тренировать умение мыслить». Присоединяйтесь >> http://danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?f=75&t=7637445
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев