или Как объяснить ценность своей работы
«Почему так дорого?!»
Мало какой вопрос бесит фрилансера больше, чем этот.
И мало какой вопрос так же сильно вгонит вас в ступор. Особенно если у вас нет готового ответа на него.
Почему-то все мы хотим получать хорошие вещи даром. Ну или очень дешево, по мелочи. Каждый из нас в душе своей жлоб, но попадаются вообще редкостные экземпляры. И часто – среди заказчиков услуг на фрилансе. Ну потому что им кто-то сказал, что фрилансера нанять дешевле, вот они и бегут сюда, за бесплатной работой.
А тут хопа – называют им цену с тремя нулями. За текст. Как так!?
И вот задает тебе заказчик коронный вопрос, а ты сидишь и думаешь – вот что сказать? Как объяснить ценность своей работы?
Ведь текст (или логотип, или сайт, или дизайн сайта) – это не футболка, и не брюки. Это не вещь, которую можно пощупать и сказать – нееет, это не хороший коттон, это китайчатина, она столько стоить не может!
Услуга, а особенно услуга в ИТ-сфере – это что-то эфемерное, без запаха, звука, вкуса. Мы ж с вами целый день сидим за компьютером, не работаем же в нормальном для большинства людей смысле этого слова.
Даже те заказчики, которые уже много лет работают с фрилансерами, иногда задают такой вопрос, и даже те, кто сами фрилансеры или почти фрилансеры.
Ну вот и как доказать, что твой труд стоит тех денег, которые ты просишь? (получается, просишь!)
Давайте попробуем разобраться.
Почему так дорого?..
…спрашивает заказчик.
Чтобы этого вопроса не задали, можно его предупредить. Прием простой: при обращении к тебе сразу задавай вопрос: а на какую цену вы рассчитываете?
— Здравствуйте. Мне нужен текст для сайта.
— Здравствуйте. Какой именно? И какой у вас бюджет?
— На главную страницу, 2000 знаков с ключами. 500 рублей.
— Вы знаете, услуги по написанию такого текста стоят как минимум 1000 рублей.
Дальше – по ситуации. Можно предложить написать текст за 700 рублей, но с условием заказа текстов по такой же цене на другие страницы; заказчик может фыркнуть и сказать «нафиг надо». Но вы потратите на переписку только 2 минуты, а не два дня (пока изучите ТЗ, план статьи накидаете, информацию изучите). То же самое с логотипами и прочим.
Вариант второй – предложить заполнить подробный бриф (бриф должен быть у каждого фрилансера, что бы вы мне не говорили. Со старыми заказчиками можно и без него, а вот новым надо предлагать его заполнять).
В самом брифе вы можете указатьминимальную стоимость ваших услуг на выполнение работ именно этого плана.
Пример:
Вопрос 1.
Вопрос 2.
….
Вопрос 25.
Примечание: Минимальная стоимость продающего текста – 2000 рублей.
Теоретически, получив бриф, и заполняя его, заказчик обратит внимание на эту сноску.
И сразу поймет, что ему подходит ваша цена, или не подходит, и нечего тратить свое время на вас (а вам – на него).
Вариант третий – написать на своем сайте, блоге, личной страничке или где-то там еще шикарный текст с пояснением:
— чем вы занимаетесь;
— почему ваша работа так важна, чем вы полезны бизнесу;
— из каких этапов состоит ваша работа, и как вы усердно ее выполняете;
— в конце – абзац с озвучкой стоимости, или ссылка на прайс.
Заказчикам в ответ на вопрос «почему так дорого» высылать ссылку на сей материал, или копировать и отправлять выдержки из него. У вас будет готовый ответ под руками, и больше такой вопрос не застанет вас врасплох.
Вариант четвертый – просто терпеливо начать втолковывать, почему собственно ваша работа так ценна. Но вы должны сами хорошо знать это и уметь словами доносить свои мысли, отстаивать точку зрения. Приготовьтесь к тому, что вас не станут слушать – заказчик уже понял, что не готов вам столько платить, а промывка мозгов ему нафиг не сдалась. Ему нужен дешевый раб, и быстро.
Вариант пятый – вообще никому ничего не доказывать. С какого, собственно? Я работаю, у моих услуг есть цена. Не нравится, дорого – фриланс большой. Найдете себе по карману и по вкусу кого угодно. Зачем тратить свое время на клиента, который никогда им (клиентом) не станет?
Выбирайте подход по своему вкусу. Но никогда, никогда не отступайте и не начинайте торговаться.
Потому что:
В таком случае вы показываете свою слабину, если этот клиент будет заказывать что-то еще, он уже будет настроен сразу сбивать цену;
Может возникнуть ощущение, вы цену с потолка взяли, да не рассчитали чуток;
Создается впечатление, что вы без работы сейчас, и цепляетесь за этот проект, как голодный кот за сосиску.
В любом случае, вы передадите инициативу в руки заказчика. Станете вторым номером. И вами начнут помыкать. А так быть не должно, вы специалист, и должны показать стержень, принципы, гордость, в конце концов.
Вообще этот вопрос не застанет врасплох того, кто сам понимает, почему назвал такую цену, кто сам понимает, чего стоит.
Если вы – выскочка, который только вчера научился чего-то там делать (тексты писать, рисовать или сайт на конструкторе лепить), и решил по-быстрому срубить бабла на фрилансе, вы не сможете адекватно ответить.
Потому что вы сами не знаете, почему так дорого. Просто сегодня у вас такое настроение. Просто вы решили заработать больше чем обычно (или вообще заработать ). В таком случае заказчик будет прав, задав такой вопрос. Работа дилетанта реально дорого стоит, потом, когда ее нужно переделывать. Слишком дорого.
Знайте цену и ценность своей работы. Умейте объяснить и доказать одно и второе. И пусть на вашем пути будет поменьше жадных заказчиков.
Источник: freelance.today
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев