Изучая родословные односельчан, моя функция не только найти дальних предков у кого- либо, а выявить родство между некоторыми сегодняшними шубинцами , некоторые из которых, в силу разных обстоятельств (женитьбы, торговля, желание служить в других регионах муллами, имамами и т.д.), покинули д.Шубино и оказались в разных городах, и потеряли связь с малой родиной и родственные отношения. Вернуть их сегодняшних потомков к истокам – это святое дело.
К одной из таких, кто оказалась вдали от малой родины своих предков – относиться и Альбина Евенко. Но нельзя сказать, что его выбывшие из д.Шубино предки совсем забыли малую родину. Они записывали в обычный тетрадь имена своих предков. И , как стало известно, шубинские держали связь с родственниками из Севастополя.
В настоящее время Альбина живёт в Москве и живо интересуется предками.
Мое первое знакомство с Альбиной началось через группу «Генеалогия нижегородских татар», где одна из активистов той группы Лейла Арифулова нашла в интернете о том, что Альбина ищет своих близких и дальних предков.
Так меня с Альбиной «состыковала» Лейла.
А дальше, по мере обмена с ней информацией, я убедился в том, что Альбина немало знает о своих предках, ищет их могилы и родственников по разным регионам. В то же время, и ей достались некоторые рукописные моменты родства, имена дедов и бабушек, прадедов и прабабушек и т.д. Есть в том числе и имена и фамилий наших некоторых шубинцев : кто когда и как умер.
Наше непродолжительное общение : обмен информацией, фотографиями, и мое повторное погружение по её родословной привело к написанию довольно серьезной их родословной, хотя, есть уже в шубинском сайте укороченный вариант анализа их родословной ( без копии ревсказок и других второстепенных архивных дел).
Забегая вперед скажу, что предки Альбины Евенко через её прабабушку Сагадятбану связаны с предками Мавлютовых Наил абый, Вагаповых Мясум и Нурия апа (мать моей одноклассницы Аляутдиновой Йолдыз) и т.д. Если всех перечислять, кто связан еще этим родом, то надо долго продолжить список.
В этой короткой статье хотел бы остановиться с акцентом на одной из 4- х жен Азизбая Токтарова - дедушки Вагаповых Нурия апа и Мясума абый (в прошлом ветеринар), но и связанными с ними другими родственниками.
Как известно, первоначальная родословная Мавлютовых Наил абый и Якуповых Осман абый написана была мной на основании информации, собранной мной с надмогильных плит на кладбище и «первоначальной информации», полученной от Нурия апа Вагап кызы ибн Азизбаевой.
Конечно, есть немного различия в информациях в последовательности жен у Азизбая Токтарова, полученных от самой Альбины и Нурии апы Вагаповой. Это, прежде всего, имена 4-х жен Азизбая Токтарова и их дети-внуки. Но, уверен: и та и другая сторона не полностью знают поздних потомков от первой жены Азибая.. Теперь, есть возможность это узнать.
Когда было предложено Альбине в полном объеме её родословная, то она почувствовала себя, наверное, на седьмом небе. От безграничной своей радости, на основании моей работы она записала аудиоролик с продолжительностью более 1 часа, и поделилась со всеми своими родственниками, которые живут в разных регионах. Аудиозапись она сделала потому, что у них в роду есть пожилые и они уже не могут читать, а послушать аудиолекцию – проще всего.
Альбина поделилась с этим аудиороликом и со мной. Не скрою, да, приятно услышать и свое имя в этом рассказе. Это не только большой труд с моей стороны, а бесценная информация им, что даёт возможность встать им на
« фундамент предков».
Пожилые родственники Альбины читать не могут не из-за грамотности – нет. Такой род не может быть неграмотным! Многие из них связаны с религией, читали до последних дней своих Коран, совершали намаз, читали молитвы даже далеко от малой родины, и посвящали их тем, кто у них указан в рукописном списке.
Итак, на каком –то этапе наш шубинский , из купеческого рода Азизбай Токтаров 1857гр оказался в Севастополе. То ли по торговым или иным делам.
И как со слов Нурии апы Вагаповой (Аляутдиновой) он там женился и у них были дети. Удалось уточнить имени первой жены Азизбая – это БибиАйша Фаткулловна Байчикова. У них родились 2 дочери : Сагадятбану в 1892г и Бадигужамаль.
Но ситуация сложилась так, что Азизбай бабай Токтаров должен был развестись с ней. И БибиАйша абстай повторно вышла в замуж за некоего Шамсетдина и родила свою треть дочь –Шамсикамэль. В итоге, есть у всех троих сестер дети и внуки и живут они в разных городах.
Пожалуй, на них не будем с акцентом останавливаться.
А остановимся на старшей дочери шубинца Азизбая Токтарова и Айши Фаткулловой – на Сагадятбану Азизбаевой, заранее отмечая, что и одну из жен Азизбая бабая называли Сагадят ( 1888- 1968), которая похоронена на шубинском кладбище. Сагадят 1888гр - она шубинская.
После того, как расстались Азизбай бабай и БибиАйша, в будущем, первая дочь нашего шубинского Азизбая Токтарова – Сагадят(бану) из Севастополя вышла в замуж в Севастополе за Каипова Ахметжана Зейнетдиновича. Вообще, сам Ахметжан абзый родился в селе Азеево, Ермишинского уезда ( раньше было название Елатомский уезд) , Рязанской губернии в 1869 или в 1872 году. Окончил медресе, он был указным муллой.
Еще в 1886 году Ахметжан абзый отправился в Ставрополье. Затем служил рекрутом в Варшаве в гренадерских войсках около 8 лет ( Варшава тогда была частью России). Потом он познакомился с неким Арсентием Тимофеевичем Луценко. В итоге, Ахметжан абзый трудился у него в большом хозяйстве (или в бизнесе). И получилось так, Луценко А.Т сам выбыл в Турцию, и, уходя, в знак благодарности Ахметжану, подарил Ахмежану ( прадедушке Альбины) дом и землю. Так Ахметжан и остался в Крыму. И потом уже , он познакомился с Сагадят(бану) Азизбаевой. У них родился сын Ибрагим- дедушка у Альбины Евенко. Есть такие перекрестные имена и после развода Азизбая с БибиАйша, что как-будто они держали связь и после развода.
Ведь известно, у Азизбая Токтарова в Шубине есть тоже сын Ибрагим ( 1920-1974) и он похоронен в Шубине.
Как видим, у «севастопольского » Ибрагима (Ахметжанова) от Сагадятбану Азизбаевой есть потомки, в том числе в лице Альбины Евенко.
У Альбины от дедушки Ибрагима Ахметжанова сохранилась рукописная тетрадь. И в этом рукописном списке указаны так же «мои некоторые знакомые» из списка 1864года шубинской ревсказки , о которых я уже хорошо знал: к какому роду они относятся, с кем они состоят в родстве после бракосочетаний.
Конечно же, из самых значимых в этом рукописном списке Альбины – это Азизбай Токтаров 1857гр и его дочь Сагадятбану (1892- 1943).
Да, Сагадятбану умерла 7 февраля 1943г. И похоронена в Крыму, Фрайдорфвском районе, где они пробыли в период оккупации немцев во время ВОВ.
Альбина хочет найти могилу или сохранившиеся сведения о ней.
В рукописном списке у Альбины указан так же брат шубинского Азизбая – это Мавлют бабай, который родился в 1869г и умер 23 сентября 1943г, а жена Мавлюта умерла в 1948г. О Мавлюте и его жене есть конкретные сведения на шубинском сайте на их родословной, и даже надписи на надмогильных плитах у них я попросил перевести с арабского. Даты все совпадают из «альбининской» тетради и уфимских метрических книг. А сами надмогильные плиты, которые имею особый вид - это признак материальной достаточности и уважительности к предкам.
Конечно же, я не могу в полном объеме поместить здесь всю информацию, но есть в этом деле такое понятие как родственность.
Немного укорачивая события отмечу и пишу со слов Альбины Евенко: после революции 1917 года, Азизбай абзый Токтаров возвращается в Шубино вместе семьей. Получается так, что отцу у Азизбая – Токтару абый пришлось отвести обратно в Севастополь свою сноху и двух своих внучек - Сагадятбану и Бадигужамаль) . В итоге, Азизбай и БибиАйша развелись.
Как уже отметил выше, БибиАйша абстай вышла повторно в замуж за некоего Шамсетдина. Родилась у них дочь Шамсикамэль.
Вернувшис из Севастополя домой в Шубино, 63 летний Азизбай Токтаров жениться еще раз на шубинской Сагадяттэй. Это уже другая Сагадят. И надмогильной плите у этой Сагадяттэй фамилия указана как «Токтарова» и указаны годы жизни ( 1888-1968). Фамилия у неё «Токтарова» , может быть, от фамилии мужа. Если бы сыновья шубинской Сагадят знали точного имени отца у Сагадят, то так и указали бы. Значит, Сагадяттэй, возможно из какой-то другой деревни. Мой взор обращен в с.К-Пожарки. Недавно заказал в Уфимский архив метрические книги за 1860- 1894гг по д. К-Пожарки. Может, что и выйдет там. Посмотрим.
Рядом с могилой предков Мавлютвых, в частности, Азизбая Токтарова (1857- 1921) и его шубинской жены Токтаровой Сагадят (1888-1968) , находится могила бабушки моей супруги Гульзифы - Сахибжан Бедретдиновой (1905-1987). А между могилами Азизбаевых и этой Сахибжантэй 1905 гр - есть еще одна неизвестная могила. С недавнего времени мы с Гульзифой решили тоже за ней ухаживать. И правильно поступили в любом случае, т.к. с недавнего времени мы считаем, что эта неизвестная могила – могила матери у Сахибжантэй – Фяриди Айнетдиновой, и которая, возможно, тоже родом из д. К-Пожарки.
Идет поиск по ней.
Да, не успела эта молодая Сагадяттэй прожить даже пару лет с мужем Азизбаем, как умер в 1921 году Азизбай абзый Токтаров. В итоге, эта Сагадяттэй воспитала малых детей Азизбая от других жен. Поэтому, все дети Азизбая от других жен относились к ней с большим уважением и почтением. И, похоронив её, установили надмогильную плиту на Сагадят абстай со словами на плите: «маме от сыновей Ибрахима и Абдрахмана». Получается, и здесь Ибрагим (шубинский») и от первой «севастопольской» жены тоже есть сын Ибрагим ( дедушка Альбины Евенко).
Как я уже отметил раньше, что наши многие муллы, состоятельные односельчане позволяли себе жениться 2-3-4 раза. И со слов сегодняшних шубинских родственников Альбины, Азизбай бабай Токтаров тоже женился 4 раза. И они почти точно назвали имена жен, но каковы были судьбы внуков и правнуков у Азизбая Токтарова , которые остались в далеком Крыму – теперь можно узнать после моего общения с Альбиной. Они расселились в разных регионах, городах.
Почему наш шубинский Азизбай абзый Токтаров из рода сегодняшних Мавлютовых Наил абый, Вагаповых Ильдар 1962гр и их родственников, оказался в далеком Крыму – я пока не знаю, но, известно, что представители когда-то с этого купеческого рода могли заниматься торговлей, предпринимательством.
Куда бы не выбывали наши односельчане, и где-бы не находились их потомки – так и так их дух рядом со всеми своими потомками. По - настоящему заботливый о предках найдет с ними связь. В связи с этим хочу отметить и следующий момент.
МИР ТЕСЕН.
Как известно, в 2017 году шубинцы общими усилиями отреставрировали нашу мечеть. Туда вложен был огромный труд и большая денежная помощь от односельчан. Об этом я более конкретно писал в своих предыдущих статьях и есть даже мой видеоролик о внутренности шубинской мечети.
Действительно, внутренность мечети поражает. И поражает своими росписями на арабском языке.
Уверен, мало кто из шубинцев, и даже из нанимателей-заказчиков знает тех, кто на самом деле эти молодые ребята, которые сделали ювелирную работу по росписи на стенах и потолках. Сказать честно, я и сам особо не разглядел.
Если не ошибаюсь, то этих ребят нашел Валеев Абдулхамит абый – муж Шаймярдановой Кадрии апа (шамай). Если не так, то, пожалуйста, исправьте.
Расписывали мечеть в с.Шубино: Ахмяровы из Татарского Умыса (Мордовия) - Рамис Тахирович, Тимур Тахирович и Руслан Бариевич.
Вот как-раз свахой у « севастопольской « СаадатБану Азизбаевой является Муршида Ахмярова, у которой есть дочь БибиСара - жена вышеуказанного Ибрагима Ахметжанова – сына «севастопольской» Сагадятбану Азизбаевой ибн Токтаровой и Ахметжана Каипова.
Ахмяровы есть в "Инстограме".
Вот так сплетаются события в нашей жизни.
И это еще не всё. В силу разных причин не вся информация указана в этой статье.
----------- - -------- -------
Теперь вернемся к той фотографии – где мать и дочь - Альбина и её дочь Илона.
Конечно, тяжело узнать: кто там запечатлен.
Мне показалось, что Альбина несколько похожа на Якуповой Венере Османовне (кертешок) , а дочь Илона – на линию дочерей Мавлютовых Наил абый. Нет или да?
Вполне, Мавлютовы и Якуповы , а также Евенко Альбина - потомки одного и того же нашего односельчанина и имеют много общих предков.
Альбина приглашена мной в с.Шубино в гости. Думаю, она примет мое приглашение. И мы продолжим нашу беседу на малой родине её предков.
-------------------
Теперь, ниже поставлю фотографии с комментариями:
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 27
А про фото я могу сказать только одно: запечатлены
Красавицы. Горжусь моим талантливым народом.Успехов.
Вопрос действительно интересный: узнают ли шубинцы своих этих двух родственников?
Как уже отметил : мир тесен - и мы еще пообщаемся. Попробуем еще глубже вникать в историю ваших (наших) предков. После ДНК -теста , возможно, еще будут открытия.
------------
С некоторой гордостью отмечу, что паралельно с вашей родословной занимался и родословной одно молодого парня из д.Камкино, отец у которого из д.Шубино. Но и там получилось так же глубоко и информативно как у Вас.
Рад за вас, что нашлись ваши предки.
----------------
Идет еще один интересный анализ по д.К-Пожарки.
Узнаю и сообщу. Не настолько дорого.