Читая русские народные сказки легко заметить, что в них кошка — чуть ли не самое смышленое животное. Она сама сказывает сказки и не хуже дотошного знахаря умеет отводить глаза. А вот Кот Баюн был наделен голосом, слышным за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, бывало, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого и не отличишь, не знаючи, от смерти.
Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.
Но у каждой сказки, как известно, есть основа, сплетенная из реальных событий. Слетать в прошлое и расспросить наших прапрапра и так далее бабушек врядли удастся, однако, рассуждая с точки зрения Славяно-Арийских вед можно составить себе более-менее правдоподобный образ этого, безусловно, мистического кота. Итак, Кот Баюн – явно лесной житель.
Размеры Кота Баюна значительно превосходят размеры обычной домашней кошки. Это скорее размеры сибирского лесного кота или амурского лесного кота (длина тела 75-90 см, хвоста – 35-37 см) , или даже амурского тигра (возможно отсюда представление о трехцветной кошке – желто-черно-белой – как о Настоящей, приносящей удачу) . Также возможно, речь идет о рыси. Так как мы говорим о сибирском, амурском лесных котах, то, скорее всего, место происхождения образа – Урал и Сибирь, когда там жили предки русских – арии. Было это 5 -7 тысяч лет назад. Следовательно, история кота в русской мифологии насчитывает не менее 5 тысяч лет, а это старше древнеегипетской культуры.
Фараоны Египта, древние евреи, шумеры, не говоря уже о римлянах и греках и всей наспех сколоченной европейской цивилизации – неразумные младенцы по сравнению с котом Баюном, которого каждая русская мать запросто приглашает побаюкать детку «за рюмочку вина да конец пирога». Между прочим, именно за пирог и вино приглашали кота баюкать деток в древней Руси. Это уже потом рюмка вина была заменена на «кринку молока» , по мере того как изначальный образ Баюна забывался и приближался к домашнему коту.
А прежде расплачивались вином, как с человеком. Приглашали обычно так: Приди, котик, ночевать, Приди детку качать, Я те, котик, заплачу: На неделю дам харчу, Дам те рюмку вина И конец пирога. А баюкали деток так: Придет серенький коток, Сынка схватит за бочок И утащит во лесок Да зароет во песок, Под ракитовый кусток. Ничего себе, да? И все так ласково, нежно, баюкая. Почему так притягательна смерть в древнерусской мифологии? Интересный вопрос, но уже иная история… не живет вместе с людьми (его надо позвать!) , он дикий лесной житель, более того, житель потустороннего мира. Или скорее пограничного мира.
Нет комментариев