Так как сегодня праздник, я решила немного развлечь своих друзей и подписчиков и поделиться интересной статьей. 📰
В некоторых странах на Пасху хорошим детям волшебный заяц оставляет в укромных местах пасхальные яйца, которые еще надо суметь найти, чтобы порадоваться собственной смекалке. 🐓
По аналогии с этой праздничной традицией «пасхальными яйцами» стали называть скрытые намеки, шутки и загадки в книгах, фильмах и даже в компьютерных играх и программах. Среди художников тоже есть любители проверить нашу внимательность.
Джотто: дьявол в деталях. 👹
Джотто расписал базилику Святого Франциска еще в XIII веке, а дьявола в облаках на одной из фресок нашли только семь лет назад, в 2011-м. Хулиганскую шутку разглядели реставраторы, приблизившиеся вплотную к сцене, изображающей смерть Святого Франциска.
Облака, как положено, изображены под сводами церкви, так что, если смотреть на фреску, стоя на полу, в ней нет ничего возмутительного. Но стоило вооружиться стремянкой — и справа в завитках облаков обнаружился профиль с крючковатым носом, хитрой ухмылкой и даже рогами.
Искусствоведы пытаются оправдать Джотто. Говорят, художник, скорее всего, не собирался оскорблять верующих, вводя нечисть в храм, а всего лишь поиздевался таким образом над каким-то своим недругом, придав дьяволу его черты. Такое мелкое хулиганство — обычное дело для великих художников. Вспомним, например, Микеланджело.
Микеланджело: приличия ради.
Расписывая Сикстинскую капеллу,Микеланджело не злоупотреблял одеждой для своих персонажей. Бьяджо да Чезена, церемонимейстер папы Павла III, по заказу которого художник изображал «Страшный суд», возмутился: мол, голые люди уместны в бане, а не в храме.
В отместку художник поместил на своей фреске и Чезену, в образе царя Миноса с ослиными ушами. И уж его-то срамные места он не просто прикрыл: гениталии Миносу-Чезене откусывает змея.
Пролетая над гнездом искусства. ✈
«Мадонна со Святым Джованнино», авторство которой приписывают Доменико Гирландайо, создана в XV веке и сейчас находится во флорентийской ратуше Палаццо Веккьо.
В правом верхнем углу — невразумительное пятно. Но принять его за помарку невозможно, если обратить внимание на крошечных мужчину с собакой, стоящих на холме за плечом Мадонны. Их изумленные позы не оставляют сомнения: они рассматривают летающую тарелку. Да и крупный план работает на эту версию: увеличив пятно, мы увидим, что от него во все стороны исходят лучи. И вообще, в средние века НЛО на картинах не были редкостью.
Гольбейн: картина со спойлером.
А вот еще одно пятно — оно покрупнее летающей тарелки, но все равно бессмысленное. Это если смотреть на него анфас, зато если отойти подальше и взглянуть на профиль…
Если правильно передвигаться по выставочному залу с «Послами» Гольбейна в Лондонской национальной галерее, вас ждет настоящий спектакль — короткий, но мощный.
Сначала стоит полюбоваться изображенными на полотне послами и атрибутами их безбедной и, возможно, даже счастливой жизни. А потом, уже покидая зал и отойдя от картины метра на два-три, бросить на нее взгляд снова: в этот раз надо подойти поближе к стене, на которой висят «Послы». Но теперь никаких послов вы там не увидите. Пятно превратится в череп и заслонит собой всю картину, предсказывая финал любой человеческой жизни.
Этот трюк с искажением форм придумал еще Леонардо, а Гольбейн использовал его наиболее впечатляющим образом.
Тайная вечеря: имеющий глаза… да услышит. 🎹
Если булочки и руки апостолов принять за ноты, а в диапазоне их размещения на фреске «Тайная вечеря» мысленно нарисовать нотный стан — можно сыграть мелодию, зашифрованную Леонардо да Винчи: получается короткий, но драматичный реквием.
Открытие сделал итальянский композитор Джованни Мария Пала. Играть, правда, надо справа налево, но так в дневниках велел сам художник.
Боттичелли: а музыка звучит. 🎹
«Тайная вечеря» — не единственное произведение изобразительного искусства, которое можно не только смотреть, но и слушать. Есть мнение, что у боттичеллиевской «Примаверы», и без того сотканной из символов и аллегорий, в основе композиции — не повествование с крепким сюжетом, а музыкальный ритм. Картину советуют читать и играть тоже справа налево, воспринимая группы персонажей как аккорды.
Ван Эйк: художник в зазеркалье.
Пресловутое сходство с российским президентом в качестве «пасхального яйца» художник нам вряд ли оставлял. Эта «красота» — исключительно в глазах смотрящих. Зато прямо в центре картины «Чета Арнольфини» он оставил роскошный автограф: «Ян ван Эйк был здесь».
Странное место и странная многословность в подписи? Все легко объясняется, если заглянуть в зеркало, над которым начертан этот текст, достойный какой-нибудь попсовой достопримечательности и кресла на футбольной арене.
В зеркале отражается еще пара персонажей. Чета Арнольфини, скорее всего, запечатлена в момент вступления в брак — и у них должны быть свидетели. Вот они-то и угодили в зеркале. И один из свидетелей — сам художник, который приятельствовал с женихом.
Вечная головоломка: таблица Брейгеля по лингвистике.
Расшифровано уже больше 112 голландских пословиц, проиллюстрированных на этом густонаселенном полотне. Они изображены буквально, но узнать все не так просто — некоторые уже исчезли из языка, так что поиски закончатся не скоро.
Пословицы проиллюстрированы буквально. Принято говорить «гадит на мир» — персонаж на картине справляет нужду на глобус (смотрите игрока в карты в верхнем левом углу).
Приведем лишь несколько пословиц — актуальных и по нынешним временам, но при этом не самых скабрезных:
1. Тут селедка не летает (не все в жизни бывает так, как тебе хочется).
2. Сидеть в пепле между табуретками (быть крайне нерешительным).
3. Кур щупать (то же, что «делить шкуру неубитого медведя»).
4. Вывешены ножницы (ясно, что тут обман).
5. Кто-то стрижет овец, а кто-то — свиней (у одного есть преимущества, а у другого — нет).
6. Крыть крышу пирожными (быть вопиюще богатым, строить дворец в Межигорье).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев