Неразумные, но целеустремленные
Прежде всего определимся с самим понятием «зомби». Сейчас так называются и оживленные каким-либо фантастическим способом мертвецы, и пока еще живые люди, под каким-то воздействием потерявшие контроль над собой и своим телом и безвольно подчиняющиеся чьим-то приказам. Но очевидно, что это две совершенно разные категории, и не стоило бы им быть вместе в «отряде» зомби. Попробуем отделить мух от котлет.
Страшилки о мертвецах, воскрешенных волей черных колдунов или злых богов, в изобилии имеются в фольклоре любого народа. Да и литературная традиция богата. К примеру, в «Эпосе о Гильгамеше» (XVIII-XVII века до нашей эры) богиня Иштар обещает:
Проложу я путь в глубину преисполнен,
Подниму я мертвых, чтоб живых пожирали. -
Станет меньше тогда живых, чем мертвых!
В последующие времена эта человеконенавистническая идея кровожадной богини была развита во множестве книг и фильмов, повествующих о крушении человеческой цивилизации и попытках небольшой группы людей выжить в окружении агрессивных зомби.
Да и, собственно, современный архетип зомби - неразумных, но целеустремленных воскресших мертвецов-людоедов, действующих, как правило, большими группами, - в массовой культуре был во многом определен фильмом Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» (хотя термин «зомби» в нем не используется).
Самое страшное - глаза
Но вместе с тем существует множество документальных свидетельств об оживших мертвецах. Так, в 1929 году репортер «Нью-Йорк тайме» Вильям Сибрук издал книгу «Остров магии», в которой рассказал о своей жизни на Гаити, в доме знаменитой колдуньи Маман Сели.
Вот как он описывает свою встречу с зомби: «Самое страшное - глаза. И это вовсе не мое воображение. Это на самом деле были глаза мертвеца, но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет. Не просто с отсутствием выражения, а с отсутствием возможности выражать. К этому моменту я уже видел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого опыта, что на мгновение полностью отключился и подумал, вернее, почувствовал: “Великий Боже, может, вся эта чепуха - правда?’’»
Считается, что на этом фото заснята гаитянка Фелисия Феликс-Ментор, которая скончалась от внезапной болезни в 1907 году. А в 1936 ее нашли: она бродила голой недалеко от фермы брата. И муж, и брат узнали в ней ту, кого они сами похоронили почти тридцать лет назад.
Комментарии 1