3
00:56:03Если он непочтительный к другим сампрадайям, к другим религиям, как он может быть вайшнавом? Он не может являться в строгом смысле слова вайшнавом ещё. Он может быть кандидатом в вайшнавы. Он может быть тем, кто хочет стать вайшнавом, тот, кто практикует, чтобы стать вайшнавом, но это ещё не вайшнав в строгом смысле слова. Именно поэтому мы хотим это всё научиться делать, научиться следовать этим правилам, чтобы стать вайшнавом. Пока мы кандидаты. Пока у нас остаются неправильные отношения, не в соответствии с этим этикетом, мы не можем быть вайшнавами в строгом смысле слова. [Аудитория] Вот я здесь записала: «цель любой сампрадайи: попасть на Вакундху, но Брахма Мадхва Гауди сампрадайи только во Вриндаван». Какой этот путь? [Александр Хакимов] Путь во Вриндаван? Вайкундха-локи и Голока-Вриндавана – немножко разные вещи, понимаете, да? Вайкундха-локи там царствует божество Нараяны, а Голока Вриндавана – там сам Господь Кришна присутствует. [Аудитория] На Голоку. [Александр Хакимов] Да. На Голку во Вриндаван. [Аудитория] Вы сказали во Вриндаван? [Александр Хакимов] Вриндаван. [Аудитория] Скажите пожалуйста, в «Источнике вечного наслаждения» написано гопи молились какой-то другой богине, чтобы более удачное общение с Кришной у них было. А можем ли мы уподобляться? То есть мы можем заниматься попутно какой-то практикой ради улучшения служения? Или это не стоит? 00:57:34[Александр Хакимов] Практика поклонения полубогам для того чтобы улучшить преданное служение? [Аудитория] Нет. [Неразборчиво],какие-то практики для улучшение здоровья и т.д. [Александр Хакимов] Улучшение здоровья – это нормально. Но если мы хотим, скажем, прибегнуть к помощи других религий, других учений, чтобы лучше стать преданным – это иллюзорно, это иллюзия джай Шри Шри Гаурнитай. Потому что другие учения они не могут улучшить нашего Сознания Кришны. Они находятся на другом уровне. Они находятся на другом уровне. Иногда, когда преданные забывают об элементарных хороших правилах, поскольку не получают большую духовную милость в ИССКОНе, иногда они начинают пренебрегать какими-то элементарными хорошими вещами, как бы становятся выше этого, как им кажется. Тогда им могут напомнить о других религиях, как люди там скромны, как они себя хорошо ведут. Вот в этом смысле им могут просто напомнить, да. Но эти же правила и наставления есть и у нас, поэтому нет необходимости прибегать к учениям других. Хотя хорошие примеры вы можете найти и использовать где угодно, откуда угодно. Хорошие примеры в подтверждение ведических правил вы можете найти где угодно и пользоваться ими. 00:59:05И гопи они обращались к богине Катияне, потому что она преданная, как к преданной обращались. В этом смысл как бы заключается, да? Мы тоже обращаемся именно к преданным за помощью, чтобы развивать Сознание Кришны. И гопи они были очень квалифицированы в этом. Мы может быть не очень квалифицированы в поклонении полубогам, у нас недостаточно гуны благости, чтобы осознать эти отношения с полубогами. Мы имеем взаимоотношения с Господом Чайтаньей, с духовным учителем, с другими преданными. Особое положение преданных в ИССКОНе, поэтому нет необходимости прибегать к другим практикам. Но если вы говорите просто о здоровье, то это нормально. Это обязанность преданного следить за здоровьем. [Аудитория] [Неразборчиво]. Насчёт Ганеши…[неразборчиво] [Александр Хакимов] Насчёт поклонения Ганеше для преданного служения? Прабхупаду однажды спросили об этом, поскольку поклонение Ганеше приносит фантастические деньги. Огромные деньги. И Прабхупаду спросили: «Можем ли мы поставить алтарь, на алтарь Ганешу и так же поклоняться ему, как преданному? Как преданному и в то же время иметь деньги от этого поклонения?», Ганеша даёт деньги. Господь Шива тоже даёт, но Ганеша безгранично больше может дать. Очень добрый и он покровительствует преданному служению. Он такой вот. 01:00:31Поэтому он любит преданных и прочие вещи. И Прабхупада сказал: «Хорошо. Можете поклоняться. Но каждый месяц вы должны жертвовать 100 тысяч долларов. Каждый месяц жертвуйте 100 тысяч долларов. Если вы не можете так поклоняться, чтобы жертвовать 100 тысяч долларов, не поклоняйтесь вообще. Вот тот, кто может так делать, делайте это». Так он ответил. [Аудитория] Прабхупада говорит, что мы не поклоняемся Радхе и Кришне. Мы поклоняемся настроении Нараяны. Почему это так? И ещё [неразборчиво]… [Александр Хакимов] Это верно. Это правильно. Есть Вайдхи марк и Рагануга марк, Бхагавата марк. Вайдхи марк и Бхагавата марк. То есть вообще поклонение Радхе и Кришне относится к спонтанному, к Рагануге, к спонтанным взаимоотношениям. Обычно тот, кто поклоняется Радхе и Кришне на алтаре, он должен иметь Рагануга-бхакти. Рагануга-бхакти. Поэтому мы поклоняемся им не имея Рагануга-бхакти, как Лакшми-Нараяне, следуя всем принципам, правилам, предписаниям. То есть очень точно нужно выйти на алтарь и очень точные стандарты. Это стандарты поклонения Лакшми-Нараяне. [Аудитория] А на счёт Айшвари-бхакти, [неразборчиво] процесс Айшвари надо поклоняться. Как мы можем это весь этикет поклоняться? Радхе-Кришне, если мы должны таким образом?... [Неразборчиво] 01:02:08[Александр Хакимов] Радха-Кришна не принимают такого как бы отношения почтения к ним. Это Лакшми-Нараяна принимают. Они включают в себя Лакшми-Нараяну. Они и есть Лакшми-Нараяна. Но они изначально Лакшми-Нараяна, поэтому они принимают, как бы как Лакшми-Нараяна в этом случае такое поклонение. [Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] Нет, здесь так же. Я просто не закончил эту вещь, мысль, что мы следуем стандартам поклонения Лакшми-Нараяне, поклоняясь Радхе-Кришне. Но мы действуем через парампару духовных учителей, чистых преданных. Поэтому они делают наше служение спонтанным передавая Радхе-Кришне. Спонтанное преданное служение это восьмой и девятый процесс преданного служения. Это дружба с Господом и Атмани веданным. Сакхим и атмани веданам – полное предание себя – это Рагануга. Предедущие семь это вайдхи-бхакти, это садана-бхакти. [Аудитория] А что вы можете сказать насчёт Нрисимха деви? Там тоже строгое поклонение и как всё-таки им поклоняются? В каком настроении? [Александр Хакимов] В каком настроении Господу Нрисимха деви мы поклоняемся? Точно так же. Так же как Лакшми-Нараяне. Есть Лакшми Нарисимха Друдена Свами – это тоже, это же экспансия Нараяны, Нараяны, Нрисимха дев. 01:03:37В особом настроении он просто присутствует, в особом настроении Нрисимха дева. Но суть та же самая: Лакшми-Нараяна. [Аудитория] Вы сказали, что ИССКОН он объединяет людей сампрадай и конфессий. Теоретически это понятно, а какие-то практические примеры? [Александр Хакимов] Сейчас на практике мы не можем как бы привести слишком много примеров, да. Мы видим как бы эту тенденцию, что ИССКОН, он своим духовным трансцендентным знанием и своей деятельностью, преданностью, он начинает как бы подчинять себе другие духовные движения, влиять на них очень сильно. И то есть в будущем, очевидно, это будет так и происходить, что это будет сливаться как бы. Сейчас это уже происходит, да? Что люди начинают понимать что есть один Бог, на самом деле, должна быть одна религия, одно знание начинает проникать всюду. Сейчас многие христиане говорят о реинкарнации, усиленно обдумывают это под влиянием именно распространения Сознания Кришны это происходит. Это влияет сильно на материалистов. Недавно мне рассказали, что вышел какой-то фильм, где человек в этом фильме попадает в различные ситуации, он становится именно таким, в какую ситуацию попадает. Попав к музыкантам, он становится музыкантом, потому что он потерял память от чего-то. Какая-то болезнь у него, что он потерял память о себе самом. И история заключается в том, что он становится разным. Разным человеком в разной ситуации. Мысль такая. Это мысль ведическая. Это пример ведический на самом деле. 01:05:07Сейчас уже и фильмы ставятся на эту тему. Это всё влияет ИССКОН безусловно. И со временем как бы мы будем видеть всё больше и больше эту тенденцию влияния. Сейчас может быть не очень много таких вот больших примеров, да. Но повсюду в мире есть тенденция к этому. Очевидно, это будет развиваться сильно очень, уже развивается. [Аудитория] В поклонении Нрисимхе деву такая же строгость и стандарты? Там есть особенности в по стандартам? [Александр Хакимов] Есть некоторые особенности, потому что Нрисимха дев находится в состоянии гнева, поэтому нужно быть очень осторожным в поклонении, очень точным, очень осторожным. Могут прийти определённые реакции, поскольку это настроение гнева Нараяны. [Аудитория] Насчёт наиштики брахмачарьи это неправильно? [Александр Хакимов] Наиштики брахмачарьи? [Аудитория]Лучше… [Александр Хакимов] Лучше, да, верно, это лучше так. Например как в Майяпури. Угра вира, Угра стоит форма. Это ужасная гневная, в гневе, в разъярённом виде Нрисимха дев. Как раз, когда он вышел из колоны только что, он бы вне себя от ярости. Та форма, которая пугает полубогов всех и демонов. Этой форме поклоняются в ИССКОНе и в Индии, больше нигде не поклоняются этой форме. Нет таких больше смелых людей. 01:06:36Когда ИССКОН заказал эту форму у одного хорошего мастера, тот сказал, что лучше этого не делать, не заказывать эти вещи. «Я, - говорит, - Сам очень рискую многим. Я бы не хотел заниматься этим». Его долгое время уговаривали, есть целая статья в журнале об этом, как преданные заказывали это божество. Атма Таттва Прабху занимался этим. И как-то они уговорили, и причём ещё такую большую, большого размера. Он просто был в ужасе этот человек сначала, что «Что они делают? ИССКОН – это люди из западного мира к тому же и они рискуют поклоняться этой форме? Ну хорошо. Пусть у них храм сгорит, если они так хотят». И он стал делать его. И когда сделал, он звонил, чтобы приезжали, забирали его, но ИССКОН, как всегда, вы знаете, ИССКОН-тайм, они не могут вовремя приехать никуда. [все смеются] И пока он звонил и ждал, вся его мастерская, весь его дом сгорел, одно божество там стояло. Всё сгорело. И он понял, что нельзя даже присутствие этого божества выносить вот так вот. 01:07:39То есть всегда есть какие-то серьёзные апарадхи, что-то происходит. Этот Нрисимха дев, он всё испепелили вокруг, всё в пепел обратилось. И он просто настоял, чтобы срочно приезжали, срочно забирали это божество, как можно быстрее отсюда. Приехал ИССКОН, там какие-то брахмачарьи 6 человек вышли и стали тащить его это божество. Хотя говорится, нельзя даже касаться вообще к этим божествам ничего. Они как-то стали проталкивать в грузовик и этот человек просто он не понимал вообще, что происходит вообще? Как эти люди, что они делают?! Там такие стандарты! И увезли. Но это ИССКОН. Но кто-то сказал этому человеку, что в ИССКОНе, в ИССКОНе всё это возможно стало, возможно. Он не мог ещё понять, почему в ИССКОНе это возможно именно? Почему не возможно это в Индии? [Аудитория] Во сне гуру пришел. [Александр Хакимов] Во сне гуру пришел, вот! Вот такая была ситуация. Именно поэтому он согласился. И когда его привезли и поставили, и установили в Майяпуре, прежде всего все воры, бандиты, грабители, которые приходили до этого и даже бомбы бросали в ИССКОН, потому что они не принимали сначала ИССКОН. Западный ИССКОН, что такое? Они в Индии тут устанавливают свои какие-то правила, приезжают из Америки. Они ели мясо, коров. Теперь они здесь начинают нам проповедовать. Вот они бомбы бросали туда. 01:09:01Но как установили божество Нарисимха дев, всё это сразу прекратилось, сразу же, и до последнего времени ничего не происходит там. Угра вира – они очень боятся её. И пуджари они там одевали его, украшали божество Нрисимхи. И когда ушли, вернулись, всё сгорело, всё что было на нём. Ему не понравилось это. То есть и стандарты поклонения они не очень простые. И там да, там наиштики брамачарьи поклоняются. Есть два брата близнеца, да уже 20 с лишним лет, 20 с лишним лет они брахмачаьи, они даже не покидают практически Майяпура всё это время. Один из них даже не переходил на другую сторону Ганги всё это время. Он просто всегда с божествами. Это очень удивительные преданные, очень! Очень редкие личности. Если вы увидите их в Майяпуре, поклонитесь им обязательно от всех преданных здесь. Этот очень удивительные личности. Их расценивают как уже вечно освобождённых душ. Они поклоняются ему, служат ему, танцуют перед ним иногда. [Аудитория] А Нрисимха Кшетра там другая форма? [Александр Хакимов] Нарисинха Кшетра в Маяпури вы имеете в виду? [Аудитория] Нет, в Германии. [Александр Хакимов] В Германии там не в этой ужасной форме гнева, там просто божество Нрисимхи. Тоже хорошие должны быть стандарты. [Аудитория] Говорят, что много с ним всякого произошло за короткий срок да? 01:10:33[Аудитория] Там существует просто ещё одно божество из вселенной, который разрывает тело, [неразборчиво], вот один раз Балашендарати покрывает сандалом его тело пуджари, не наш контракт это? [Александр Хакимов] Да, в других сампрадайях есть такое. [Аудитория] Тоже ужасная форма как Хиранья Кашипу…[неразборчиво]. И вот эта форма один раз открывает этот сандал полностью, значит, и сразу с другой стороны же покрывает опять. В одно мгновение. [Александр Хакимов] В одно мгновение. Можно видеть это. [Аудитория] Даршан да? [Александр Хакимов] В Индии можно очень много удивительных храмов встретить. Как в Навадвипе есть такое место, на парикраме мы ходили, под огромным деревом баньян, такое космическое дерево баньян, как будто на всю вселенную разрастается, такое чувство, там такая была стая летучих собак, может быть 1000 их было. Шло 1000 преданных под это дерево, чтобы в тень сесть. Все уместились под тенью, там ещё много места осталось. И эти напуганные летучие собаки взлетели, эта стая кружилась там на всё небо, вообще всё заслонили. Этот баньян, такое гигантское дерево, оно стоит на берегу озера. И это озеро, оно, в этом озере лежит божество под водой Господа Шивы. Тоже в состоянии гнева, насколько я помню, поэтому оно всегда очень горячее и его держат в воде. И раз в году только он остывает от гнева. День в году или несколько дней в году. И вот на это время его вынимают из воды и поклоняются. 01:12:05И уже через несколько дней снова погружают в воду и прячут. И в это время можно получить даршан этого божества. В это время Господь Шива благословляет всех, просто благословляет всех, кто приходит к нему. Любыми вещами. Но это только раз в году. Я не помню, какое это время, к сожалению. И тут же вот если кто-то осмелится подойти туда и увидеть божество раньше, он умрёт. Никто не осмелится подойти туда раньше времени, только в определённое время. Это тоже лила относящаяся к божествам. В ИСККОНе тоже есть много лил, относящихся к божествам. Уже есть такие лилы. Как в храме Джаганатхи в Майяпури очень красивые божества. Это место было куплено ИСККОНом на деньги Шри Вишнупада. То место, куда спускался Господь Шива и танцевал в экстазе, ожидая эту форму Гауры, Гауранги. Там установлены эти божества Джаганатхи. И этот район мусульман. Там живут одни мусульмане вокруг. Хижины, очень красивые места, манговые деревья, рощи, сказочные места. Там Джаланга дальше протекает. Очень красиво. И люди живут в этих простых хижинах глиняных, соломенных. Такого шоколадного цвета, индусского вида, но все они мусульмане. 01:13:31И они тоже приходят к Джаганатхе за махапрасадом, на даршан приходят туда. Но один ребёнок не приходил. Он был таким фанатичным мусульманином. И друг его мальчик, он принёс ему махапрасад из Джаганатхи и предложил ему. Но ребёнок сказал: «Я не хочу есть прасад от твоих божеств». Так отнёсся с оскорблением к этому. Оскорбил махапрасад. И затем он лёг спать и ночью пришёл Махаран Баладев, он взял его за горло и стал душить. «Ты почему» - говорит, - «Отказался от прасада? От моего брата? Я задушу тебя сейчас». Потом пришла Супада и сказала: «А, это он! Ты его убей, убей!» И он так вот его держал очень долгое время. И этот ребёнок проснулся утром, у него было, следы остались на шее, можно было видеть пальцы. И он прямо сутра побежал в храм. Пуджарию сказал: «Дай мне немного махапрасада!», «Да, с удовольствием! Всем раздают бесплатно махапрасад от Джаганатхи, но я тебя раньше никогда не видел. Ты откуда? Ту кто? Почему ты так рано прибежал? Самый первый». И он рассказал этот сон. Это в ИСККОНе. И есть так же разные лилы с божествами Радхи Мадхавы. Индийские преданные могли бы рассказать много интересных историй на этот счёт. 01:15:12То есть мы можем общаться с разными сампрадайями посещать различные храмы в Индии, но не рекомендуется попадать под их влияние. Нужно всегда осознавать исключительность ИСККОН, особое положение ИСККОН. Всегда нужно помнить об этом. Здесь самое важное правило: не гордиться. Мы попали случайно в один храм Господа Шивы. Мы подумали: «Ну это же Господь Шива. Зачем мы пришли в этот храм?». Мы по ошибке зашли туда, мы даже не собирались кланяться. Мы развернулись, уже хотели уходить. пуджарий, он выбежал оттуда, схватил нас и повёл к алтарю, и сказал : «Кланяйтесь! Кланяйтесь!». Он не мог этого вытерпеть. И мы должны были поклониться. И на самом деле это было оскорбление. Мы должны так же кланяться, выражать почтение полубогам, как преданным. Господь Шива величайший преданный, говорится. Иногда преданные они забывают об этом. Думают: «Та, Господь Шива, это же не Вишну, почему я должен ему кланяться?». [Аудитория] И ему поклоняются все как Богу, да? А мы как преданному. 01:16:23[Александр Хакимов] Как преданному. [Ванчака патрубис чхан] мы поклоняемся ему. «Если поклоняться Ганеше, 100 тысяч долларов должны приходить, и только тогда можно поклоняться? Или это просто надо жертвовать 100 тысяч долларов с тех лакшми, что приходят?» Хороший вопрос. Да, жертвовать нужно 100 тысяч лакшми, потому что придёт гораздо больше. Кажется кто-то серьёзно намерен. [Все смеются] Это очень сложно. Не пытайтесь. Если вы сделаете что-то не так, то вы останетесь нищими до конца своих дней. Скорее всего так и получится. [все смеются] [Аудитория] А у меня случай был дома. Хануман появился у меня и Нрисимха дев, ну там допустим я видел это, он его спихнул Ханумана. [Александр Хакимов] Что сделал? [Аудитория] Спихнул его. [Александр Хакимов] Спихнул. [Аудитория] Отклеил его от стенки. [Александр Хакимов] Ты видел? Или если это изображение упало? [Аудитория] Оно не упало, как мне его снять? [Александр Хакимов] Говинда Махарадж однажды провёл киртан в Екатеринбурге. Какая-то матаджи сказала, там было такое помещение клуба и колоны две были большие и мы там бегали вокруг этих колон и кто-то даже залазил на эти колоны. И она сказала, что в разгар киртана Нрисимха дев вышел из колоны. И Говинда Махарадж сказал: «Правда?». Она говорит: «Правда». Он говорит: «Я не заметил, я не видел его». 01:18:02То есть иногда преданные что-то чувствуют. Они говорят, что что-то они чувствуют, что-то происходит дома. Возможно это так, но нельзя быть до конца уверенным в этом. Сложно быть до конца уверенным в этом. [Аудитория] Чайтанья дас, наш храм называется Новая-Навадвиппа-мандир. А что означает мандир? [Александр Хакимов] Это как бы такое сочетание эклиптическое немножко. Мандир это слово на бенгали. Не только на бенгали, во Вриндаване тоже говорят мандир – храм означает. Мандир – это храм. Нью-Новодвиппа мандир. Такое английское сочетание с индийским акцентом. Хорошо, мы ещё… [Аудитория] Скажите, а вот Бхактисиддханта Сарасвати, он был инициирован да, тоже были парамахамсы, и да у них там, не все Прабхупадовцы, а вот после них что? С яркими последователями? [Александр Хакимов] Я не знаю ничего об этом. Я знаю, что самые яркий последователь это Шрила Прабхупада. Это точно. Мы даже не пытаемся поставить рядом со Шрила Прабхупадой кого-то. [Аудитория] Нам известно, что просто там были ссоры между учениками и как бы распалось, да? 01:19:29[Александр Хакимов] Ссоры да, ссоры были между учениками, поскольку сотрудничать было очень трудно. Для этого нужна была миссия, большая миссия, чтобы сотрудничать, не так ли. А они не могли думать в масштабах всего мира, поскольку не проповедовали по всему миру, поэтому они стали делить зоны влияния просто. Они думали: «Сначала нужно разделить зоны влияния, потом начнут следовать наставлениям Гуру Махараджа». Так они думали. Должен появиться кто-то особо уполномоченный, кто бы возглавил всё это движение, как бы так они считали. Тем временем Прабхупада просто незаметно, тихо выехал на Джаладути в Америку. Они даже не знали об этом толком. Даже если кто-то и знал, не предал этому большого значения. Знаете сколько ездило до Шрилы Прабхупады садху в Америку, в Лондон? Огромное количество. Никакого успеха. Никакого. Они пытались и так приехать, и так. И одежды, и смокинг одеть, и шляпу, и трость, я не знаю, и бабочку приклеить, и по-разному. Нет. Несколько инициированных матаджи пожилых – всё. Больше ничего. Никакого движения вообще. Невозможно, сказали, невозможно там. «Что-то другое имеется в виду, - они говорили, - Что Господь Чайтанья так и говорил «по всему миру» нужно понять по-другому, аллегорически, скорее всего. Он имел в виду, конечно же, бхарата-варшу. Потому что всё это даже не мир, это нельзя причислять к цивилизованному миру». - Они таким образом начали думать уже. И вот Прабхупада в это время выехал на джаладути. Никто не придал никакого значения ни на востоке, ни на западе этому явлению. 01:21:01Но Прабхупада, когда приехал, он увидел, что там будут храмы, там будут преданные. Как он это увидел? Просто раздавая прасад, когда он пел Харе Кришна мантру, он сразу заметил, что люди откликаются сердцем на это всё. Они очень запутаны, они не понимают, что происходит, они спекулируют, они очень падшие, но они сердцем откликаются на всё это. Всё, движение будет – Прабхупада понял. «В течение года» - говорит, - «Я был в унынии, не знал, что делать. И затем пришли люди и захотели стать учениками сами». То есть Прабхупада сам удивлялся, говорит: «Господь Кришна, ты меня сюда привёл, теперь ты» - говорит, - «Сам меня заставишь, что нужно делать. Я, - говорит, - Твой инструмент». Поэтому никто не смог сделать этого, понимаете? Там тоже очень возвышенные продвинутые души, но никто не смог сделать то, что сделал Прабхупада. Без полномочий Господа Чайтаньи никто не может сделать такие вещи. Когда ребёнок родился у Гуру Махана, да, это был маленький Прабхупада, то астролог очень удивился: «Вы точно-точно сказали время рождения?» «Да-да, всё точно. А что?», «Я» - говорит, - «Не верю своим глазам. Такого гороскопа я никогда не видел. Этот ребёнок станет», - говорит, - «Великим преданным Кришны, будет саньяси. И не просто, - говорит, - Он будет проповедовать по всему миру. Сотни храмов откроет по всему миру!». То есть люди понимали, что это предсказание Господа Чайтаньи. Вот этот ребёнок это сделает. 01:22:30Это было невероятно. И отец принял это серьёзно. И он стал его воспитывать именно с таким расчётом. Он принял это серьёзно, очень серьёзно принял. В то время Бхактивинод Тхакур говорил, что Сознание Кришны распространиться очень скоро по всему миру в следующем столетии это произойдёт. «Я» - говорит, - «Уже вижу как русские и германцы поют и так далее. Я, - говорит, - вижу всё это уже». И западные люди, он писал книги для западных людей, первые Бхактивинод Тхакур писал на английском языке. Они иногда приходили к нему и спрашивали: «Вот вы здесь пишите, я,» - говорит, - Всё очень интересная книга у вас философская. Но вот вы здесь пишите, что вот эта вот Харе Кришна распространится по всему миру? В каждом городе, деревне?» Он говорит: «Да». «И вы верите? Это правда так и будет?». Индия колониальная страна, отсталая. Что она о себе такое думает? По всему миру распространит свою философию, свою религию. Что она о себе думает вообще?! Кто мог в это поверить? Но Прабхупада знал, что это будет. Бхактисиддханта Сарасвати знал, что это будет, Бхактивинод Тхакур знал, что это будет. То есть нужно как бы всегда помнить эти вещи, что касается нашей линии Гаудия сампрадайя – особая ветвь. Так, мы должны продолжать. Мы перешли к следующей теме. «Этикет в управлении». Этикет в управлении, т.е. менеджмент, духовный менеджмент. Многим из нас придётся заниматься менеджментом. Этикет в управлении 01:24:02Это очень сложная вещь в Сознании Кришны. Это самая сложная вещь в Сознании Кришны. То есть на практическом уровне это самое сложное. Как можно управлять в материальном мире духовным образом? Это непросто. Почитаем: ИСККОН – это духовное общество, которое построил Шрила Прабхупада, поэтому мы должны заботиться, чтобы оно не стало материальным. Всё в этом мире находится под контролем, управлением. Даже в духовном мире есть разные группы друзей Кришны. Есть, скажем, группа Господа Баларамы друзей, есть группа Кришны. У них разные группы есть. Они соперничают, сражаются, играют и т.д., есть группы. И одну группу контролирует Баларама, другую группу контролирует сам Кришна. То есть такое управление, структура такая есть. И что качается гопи, тоже две партии есть основные Чандравали – это правая партия, а Радхарани – это левая партия. Они завидуют друг другу духовной завистью, они соперничают друг с другом, они злятся друг на друга. Иногда они проклинают друг друга. Они ничего не хотя друг от друга принимать вообще, потому что они по-разному понимают Кришну, совершенно по-разному понимают Кришну. 01:25:33Чандравари говорит: «Я принадлежу Кришне полностью!» - это её линия, её. И у неё есть масса последовательниц: «Мы тоже хотим так же принадлежать Кришне полностью». А что говорит Радхарани? «Кришна мой». У неё своя есть партия. И Кришне больше нравится партия Радхарани, но и партия Чандравари тоже имеет своё место, поэтому между ними есть несогласия большие, очень крупные. Разная философия, представьте себе. «Кришна мой». «Я принадлежу Кришне». Итак конечно же в ИСККОНе тоже нужно управление, если это есть даже в духовном мире. Должно быть управление. Материальный мир – это мир эксплуатации, а духовный мир – мир служения. ИСККОН это духовная организация, где каждый является слугой Господа Чайтаньи. Никто не должен использовать своё положение в своих интересах. То есть более высокое положение – это большая способность служить другим, а значит большее смирение и терпение. Духовный менеджмент – это возможность больше служить, а не больше эксплуатировать. Духовный менеджмент тоже похож на пирамиду, как материальный менеджмент». Да? Это пирамида. То есть, есть какой-то главный сверху, группа подчинённых, у этой группы своя группа подчинённых, у этой группы своя группа подчинённых и т.д., продолжается. 01:27:05Всё строится такой пирамидой. Кто-то есть наверху. Но духовный менеджмент так же пирамида, но вверх ногами. Тот, кто самый продвинутый, ответственен за всё. Потому что то, кто наверху обычно, он не может нести ответственность за всех, да? Если на самом верху. Он несёт ответственность только за своё положение, понимаете в чём дело? За других он тоже будет нести ответственность, только ради того, чтобы сохранить своё положение, удержать своё положение. В этом принцип материального управления. Он руководит только для того, чтобы удержать своё положение или продвинуться на лестницу выше. И когда он к этой власти на лестницу выше, он освобождается от многих как бы обязанностей в этом случае. Не так ли? Единственная его забота и его долг, просто сохранить своё положение. Это его ответственность. Но люди подчинённые мало его интересуют. Как только кто-то не выполняет своих обязанностей, как он хочет, выгоняет его, заменяет новым. Всё. Его мало интересует личность. Это материальный менеджмент. Повсюду мы видим это. Это основа как бы управления вот капитализма, денег. То есть деньги определяют успех. Если хорошо работает структура, деньги должны прийти. Деньги не приходят – так, кто-то не выполняет свои обязанности. Мы выбрасываем эти вещи, дополняем новыми туда, которые должны это лучше делать. И деньги идут. Всё замечательно таким образом. 01:28:32Это есть, так? Так работает? Да. Духовный менеджмент наоборот. Тот кто управляет, несёт просто ответственность за всех, духовную ответственность. То есть у него большая способность служить своим подчинённым, большее количество терпения и смирения. То есть другими словами, как можно заботиться обо всех сразу же? Как это можно сделать? Ну посмотрите, как это Шри Шрила Прабхупада заботится о каждом из нас. Как это происходит? Через его книги, через его проповедь. И вот это основа духовного менеджмента. Через проповедь. Через проповедь можно заботиться обо всех. Поэтому лидеры должны быть духовно продвинуты. Нужно общаться с подчинёнными, как с младшими братьями. Там где любовь, там нет эксплуатации. Это духовное управление. Мы не должны смотреть только на материальные возможности человека. Необходима духовная квалификация. Духовное лидерство – это проповедь. Так как проповедь вдохновляет других людей, не обязательно лидерам быть менеджерами, бизнесменами самим. Нужно быть просто уполномоченными Кришны. Каждый преданный в ИСККОН слуга и каждый так же является лидером. Вот это интересный момент. 01:30:00[Ачинтья бхеда абхеда таттва]. Трудно постичь, если нас материалисты спросят, каково наше положение? Да, наше положение слуг, но в то же время наше положение лидеров одновременно с этим. Но как это? В материально мире это не клеится. Если вы слуга, то вы слуга. Если вы лидер, то лидер. Как сочетаются эти вещи? Совершенно не сочетаемые вещи. Но в ИСККОНе сочетается. То есть лидер должен вести за собой. В этом случае каждый из нас лидер, каждый должен быть примером в Сознании Кришны. В Сознании Кришны все мы должны стараться лидировать, имеется в виду, собственным примером учить – вот это лидерство означает духовное. Хотя каждый действует как слуга, таким образом, он действует как лидер, потому что лидер, в духовном смысле, это последователь. Тот, кто лучше всех следует, является лидером – это духовный принцип. А тот, кто наиболее независим и силён – лидером материальным становится. Тогда как для духовного лидерства не требуется никаких особых сил. Требуется просто квалификация «следовать», это всё, и человек становится лидером. Приходят полномочия. Лидер должен сочувствовать своим подчинённым.
Источник: https://audioveda.ru/audios/1635