1 «Это правильно я сделал, что изменил мелодию?
[Александр Хакимов] И он спросил у Шрилы Прабхупады: «Это правильно я сделал, что изменил мелодию?», он говорит: «Да, ведь ты же поёшь в соответствии со своим экстазом». То есть нужно следить, что помогает нам воспевать искренне. Если нам помогают мысли непосредственно о духовном учителе, о его воспевании, мы должны медитировать на это, всё что нам помогает, всё что благоприятно, мы должны принимать это. Если нам очень помогает непосредственно концентрация на святом имени мы должны делать, это любая вещь, которая помогает нам воспевать, мы должны принять её. [Аудитория] Самоудовлетворение, когда вы воспеваете, это сказано, что человеку нужно эту, оно же отнимает, да? То есть удовлетворяется, не удовлетворяется, просто вот [неразборчиво] так да? [Александр Хакимов] Нет, он должен желать удовлетворить Кришну. [Аудитория] Но сам, он должен не обращать внимания, да? То есть он удовлетворяет себя или не удовлетворяет? Вот бывает такое ощущение, что как бы, не радостно как-то, ну то есть не воспевается и воспевается бывает с радостью воспевается, то есть… [Александр Хакимов] Это связанные вещи, то о чём вы говорите – это хороший вопрос, связанные вещи. «То в какой степени человек предаётся Мне» - Кришна говорит – «в такой степени Я его вознаграждаю», а если вы очень удовлетворяете Кришну своим воспеванием, то вы также становитесь удовлетворённым духовно, духовно удовлетворённым. Это связанные вещи. 00:01:17Если вы остаётесь неудовлетворённым при киртане и другие преданные тоже неудовлетворенны, то мы не воспеваем должным образом означает, мы не прославляем Кришну. [Аудитория] И что делать? [Александр Хакимов] Это признак, нужно стараться делать усилия в этом случае. Это может быть из-за общей атмосферы скажем, очень сильные преданные, они не взирают ни на какие обстоятельства. Если приезжает Махарадж, он меняет всю атмосферу, да своим присутствием? А менее опытные преданные они не могут так быстро этого сделать, им нужно распеться и т.д. и начинающие преданные они не могут обладать такой силой ещё, чтобы изменить атмосферу воспевания. Особенно, если много новых людей, которые просто смотрят на вас и думают: «Что это он делает?». «Что-то, он в Бога верит?». И вы чувствуете это на себе и вам трудно петь тогда становится в присутствии материалистов, но по мере духовной силы, духовного опыта, вы сможете принять атмосферу воспевания. [Аудитория] То есть удовлетворение – это естественный процесс да, когда…? [Александр Хакимов] Естественный, духовное удовлетворение запомните, духовное удовлетворение. [Аудитория] Означает, свои эмоции – я смотрел немножко… [Александр Хакимов] Дикие танцы начинаются на киртане? Угу. Необходимо проповедовать. Нужно объяснять эти вещи. Нужно учиться этикету. 00:02:41Почему так происходит? Из-за природы молодые люди, они все склонны к таким играм сумасшедшим. Если они будут бегать на киртане, они будут бегать и в других местах, как дети. То есть это ещё детская болезнь. Раджас. Ум возбуждается. На киртане ум не возбуждается, если это киртан, если это прославление, ум не возбуждается, но духовное сознание сильно активизируется, да. Но ум не возбуждается при этом. Говинда Махарадж в Риге вёл киртан, и киртан стал принимать такую природу, знаете, ну знаете, как Говинда Махарадж всё таки. И некоторые молодые преданные начинают так вот себя вести, да? Когда есть возможность раскрепоститься, расслабиться полностью, они начинают так себя вести. И Махараджа плотное кольцо окружало преданных, там внутри был киртан и он горел большим пламенем. Одному брахмачарье взбрело в голову, что: «Если разбегусь и прыгну на это кольцо преданных наверх, я увижу Махараджа очень близко». И он стал разбегаться по всей алтарной комнате. И тут как раз этот момент, другой брахмачарья заметил это и подумал: «А если я его ещё подтолкну, ему ещё легче будет попасть туда» [все смеются]. И он так и сделал. Довольно удачно. 00:04:06Тот хорошо разогнался, хорошо прыгнул, а тот очень хорошо, вовремя, под зад его так раз… И тот на полной скорости бжжж влетел на этот круг, и что вы думаете? Он своей головой, прямо в голову Махараджа бжжж. Лоб в лоб. Махарадж упал на пол, караталы выпали, потом он пришёл в себя, и кулаком по голове ему бух. Взял караталы и снова продолжил киртан. Тот упал, в поклоне, стал извиняться: «Там, Боже мой, что я сделал?», там как бы всё это прошло, киртан продолжался всё хорошо, но тот, кто толкнул туда, он почувствовал себя очень плохо. Он не знал, что делать? Он не мог упасть там попросить прощения, как-то там всё шумело потом, нельзя было подойти туда, он боялся и стеснялся, он почувствовал, что совершил оскорбление. Он вышел в коридор и не знал что делать? Не знал, что делать. И какой-то преданный проходил мимо и сказал: «Что-то у тебя красные пятна пошли по лицу по всему красные пятна такие пошли», он: «Да» - сказал и пошёл лёг, слабость какая-то к нему пришла. Он лежал, преданные пришли после киртана и увидели его: «О у тебя уже волдыри на лице, ух всё лицо в красных пятнах и волдырях». Он думает: «Что же такое?». И утром всё тело было в красных пятнах и волдырях. Подумал: «Вот проказа за оскорбление», очень испугался. И его в больницу отвезли на машине в лежачем положении, врачи очень удивились, это ветрянка, детская болезнь. Как он в таком возрасте может появиться? Детская болезнь в таком возрасте очень редко бывает, вообще не бывает. Это может быть детская болезнь просто – такое поведение. 00:06:02Если это детская болезнь – ничего страшного. Ничего страшного. Видите, не такая уж серьёзная реакция была, но киртаны они не должны быть такими как бы демоничными или ракшасичными, как Прабхупада называл, что так кричат ракшасы. Знаете, когда люди принимают интоксикацию, потом начинают что-то петь, такое, что трудно слушать их – киртаны не должны быть такими, конечно. [Аудитория] Например, приходит преданный на киртан с гармонью, как вот в этой ситуации быть? [Александр Хакимов] Мы говорим о стандартах, о самом лучшем, что Прабхупада хотел. И Прабхупада не…, ему не нравилось, когда в киртанах используется гармонь. Но сейчас мы видим практически всегда она используется, гармонь. Но мы должны знать, что для киртана это не обязательно, не обязательно, потому что преданные иногда привязываются к гармони, поскольку мелодии сознают определённое настроение и они не слушают уже Харе Кришна мантру. Они используют Харе Кришна мантру для того чтобы петь мелодии. То есть больше используются музыкальные склонности, чем слушание святого имени. Киртан - это просто караталы, мриданга и мы слушаем свитое имя. Это самое лучшее для медитации, для воспевания Харе Кришна. Но если опытные преданные, которые не попадая под влияние музыки, например, он может петь с любыми инструментами. 00:07:35Может там рок-ансамбли всякие использовать – всё что угодно. Если он может слушать Харе Кришну, он может делать любые вещи. И мы видим примеры такие, что наши духовные учителя используют смело, да, различные инструменты музыкальные, но нужно понять, что если мы последуем таким путём, мы должны быть осторожны, чтобы не попасть под влияние именно чувственного наслаждения. Самое лучшее для того чтобы воспевать Харе Кришна – это мриданга и караталы. [Аудитория] Если киртан проповедовать и готовить прасад, относится ли это к прабху или к матажди? [Александр Хакимов] Ко всем. [Аудитория] Но как матажди могут вести киртан, если ни разу не …. [Александр Хакимов] Это потому что матажди видимо не встречаются, не общаются вместе. Да? [Аудитория] Матажди у себя могут вести киртан? [Александр Хакимов] Да, да, да. У себя они должны вести киртан, а как же! [Аудитория] [Неразборчиво], иногда на намахатах приходят матаджи и поют киртан, готовя… [Александр Хакимов] Угу. Да, на намахатах, видите, возможно становится это вполне. [Аудитория] Если преданные в основном слушают только современную музыку, о чём это говорит? [Александр Хакимов] Что слушает? [Аудитория] Современную музыку. [Александр Хакимов] Современную музыку? Это его вкусы. Очевидно молодой человек какой-нибудь? 17-18-20 лет. Это его вкусы. Это об этом и говорит. 00:09:10[Аудитория] [Неразборчиво] [Александр Хакимов] Есть стандарт. Наверняка вы об этом слышали, просто может быть это не объяснялось. Например, утреннею сансару мы поём на мелодию: «самсара дава, нала лида лока траная кару ньяга нага натан». Да? Эта мелодия утренняя? Дневная мелодия другая будет: «сансара дава нала лида лока…». Такая может быть или ещё какая-то – две мелодии есть дневные. По-моему вот это вечернюю я сейчас пел. Вечернюю мелодию. А дневная кто помнит? Я помню, днём, мне нравилось, я сам пел эту мелодию. На Вьяса-пужде Шрила Прабхупада эту мелодию он пел. Днём, часов в 12. И «киба джайо» мы поём вечером, на вечернюю мелодию. Утром её конечно не поют, но есть две мелодии. Одна минорная, другая мажорная. Прабхупада рекомендовал мажорную, ту, которую мы обычно воём здесь в храме: «киба джайо джайо горо чандре…». А есть другая: «киба джайо джайо горо чандре». Мы раньше пели такую мелодию, но гуру сказал: «Нет, лучше другую». И мы стали петь другую. 00:10:34[Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] А Нрисимха? Я не знаю, мы поём одну и ту же мелодию и утром и вечером. Я лично. Я не знаю, не слышал на этот счёт ничего. [Аудитория] Утром на мотив «самсары» поём. [Александр Хакимов] На мотив «самсары» утром? Как это? [Аудитория] [Неразборчиво] [Александр Хакимов] [Намасте Нрисимха йа] эта? А кто певец? Что-то я не могу переложить его на «Нарасимху» [Аудитория] Я помню просто Данда Прабха, был такой солист, он пел на тот же самый и он сказал, что так [неразборчиво]… [Александр Хакимов] Духовные учителя Рагануга бхакты, мы должны всегда помнить об этом, Рагануга бхакта он может делать то, что хочет делать. Он может вести киртан, как он чувствует, давать лекции, как он чувствует. Хотя они принимают какие-то правила и ограничения и они действуют обычно и в обычном, стандартном ИСККОНе, но иногда их киртан может унести куда-то – у них Рагануга бхакта. 00:12:11Это нормально. В этом случае мы чувствуем полное удовлетворение, независимо от выполнения стандартов. Потому что стандарты они помогают нам осознать Кришну. Если мы имеем уже дело с осознавшей Кришну личностью, то стандарты не очень уместны. [Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] Многие повторяют [Аудитория] [Неразборчиво] [Александр Хакимов] Нет, мы должны следовать наставлениям, не имитировать, но следовать наставлениям. Прабхупада тоже иногда он пел разные мелодии «Радха мадхавы» например, допустим, да. Вот сейчас мы поём определённые мотив «Радха мадхавы» - этот мотив оставил Шрила Прабхупада, но он пел и другие мотивы. Но он рекомендовал вот этот. А есть другие мотивы «Радхамадхавы», но он оставил вот этот для всех нас, мы следуем этому. [Аудитория] [Неразборчиво]. Радха-мадхава тоже на один из частей дня? [Александр Хакимов] На счёт утра-вечера – не знаю, но я слышал Прабхупада несколько мелодий у него есть «Радха мадхавы». Он оставил вот эту мелодию нам, самую красивую. 00:13:23[Аудитория] Анаджьюнда Дас говорит, что нежелательно читать в общественных местах, что читаешь не то что слушают тебя, просто вот внешний вид, того кто читает: он шевелит губами там – преданные обращают внимание и потом негативно относятся к обществу. Так вот, как вот? Можно читать в метро? [Александр Хакимов] Нужно чтобы кто-то оценил со стороны это. Есть преданные, которые, когда повторяют мантру, выглядят, как сумасшедшие для обычных людей. А есть преданные, которые не производят такого впечатления, поэтому это индивидуально нужно. Нужно повторять мантру и спросить: «Как это, пойдёт на публике? Если я так буду повторять мантру?». Ему скажут: «Не-не! Так не надо повторять! Вообще лучше не повторяй мантру на публике – они не поймут». Один преданный он когда-то подошёл к какому-то дому на улице – на улице мантру повторял – все спят, так тихо, он говорит, показалось, что никого нет, подошёл к какому-то дому вплотную и стал, закрыл глаза и там стал повторять мантру. Там окно оказалось буквально вот прямо перед носом окно и какой-то человек там проснулся и смотрел на него и в страхе, в полном страхе даже стал вызывать «скорую» или милицию, я не помню. Он подумал, что какой-то сумасшедший в белом, в белых каких-то простынях и что-то он такое там делает и рука у него так как-то странно и он так что-то там повторяет. То есть нужно просто правильно оценить это. Если мы сами не можем правильно оценить, просто нужно спросить у преданных. Никогда не обижайтесь на такие вещи. 00:15:02Что делать если у нас такое тело бывает, ну что делать? Смирено нужно принять это и не повторять на публике. [Аудитория] [Неразборчиво]. Что было с тем преданным, который заболел ветрянкой? [Александр Хакимов] С тем преданным? Он выздоровел через несколько дней. Ничего серьёзного. Но он удивился, что Говинда Махарадж не сделал даже никакого замечания. Он рассказал это на Вьяса-пудже Говинде Махаражду. Всем было очень интересно узнать такую историю. [Аудитория] Вы говорили о духовном экстазе, как его отличить от материального? [Александр Хакимов] Как отличить духовный экстаз от материального экстаза? [Аудитория] [Неразборчиво] [Александр Хакимов] А материального экстаза не существует. Существует раджа-гуна. Раджа-гуна, когда человек сходит с ума – это его есть экстаз. Самый большой экстаз, когда он сходит с ума совершенно, когда уже чувства не контролируются, ум не подчиняется и он как сумасшедший становится. Когда эти знаете трибуны и там какие-то ансамбли современные – там колючую проволоку нужно и полицию выставлять. И эти бронированные стёкла там, какие-то барьеры делать, потому что они потом бросаются туда, ломают всё. Это материальный экстаз – гуна страсти – возбуждается сильно ум, человек становится неконтролируемым. 00:16:33Он хочет ломать, выход энергии какой-то у него, что-то он хочет такое сделать. Помните этот фильм «Легко ли быть молодым», вы видели, эти подростки они потом шли в электричку с таких концертов и крушили всё, там стёкла, срывали эти кожзаменители, ломали двери, всё-всё-всё в вагонах опустошали после таких концертов. Это такой материальный экстаз. Либо какие-то лидеры политические выходят, начинают кричать на публике что-то там, тоже впадая в такой вот экстаз, возбуждение сильное, для того чтобы добиться своей цели. Это отвратительно с точки зрения духовной жизни. Такие проявления они отвратительны. Духовный экстаз не возбуждает ум. Он даёт прилив энергии безусловно большой прилив энергии но он никогда не возбуждает ум. Человек никогда не сходит с ума, никогда не теряет контроль над собой. Человек может быть в большом экстазе, но не проявлять этого на публике. Он может контролировать это. Тогда как пьяный человек не может контролировать ничего. Этот материальный экстаз он не контролируется, он притупляет человека, властвует над ним, порабощает его. А духовный экстаз он очищает человека, возвращает его духовное величие к нему. И большие-большие внутренние силы даёт ему, даёт знания и т.д. 00:18:07Это очень важно уметь развивать духовный экстаз, не попадая у гуны материальной природы и киртан самое лучшее для этого средство – коллективный киртан. Будет ещё много тем. Так, завтра мы продолжим. Завтра будет в 6 часов, не в полшестого, как сегодня, а ровно в 6 часов начнём, потому что здесь будет проходить «бхактин програм» до шести. Завтра мы обсудим тему «Другие сампрадайи в Индии. Как к ним относиться». Тот кто поедет в Индию, он должен знать, что он может столкнуться с чем угодно. «Этикет в управлении, этикет менеджмента». Затем «Обретение квалификации преданного Кришны» будет тема и «Взаимоотношения между брахмачарьями и матажди». Это будут очень глубокие темы. Будем действовать по тому же принципу, мы вкратце будем повторять то что обсуждали, вкратце и может быть даже будут вопросы, и потом будем приступать к новой теме заново, то есть вот это повторение – это очень важный момент в этом семинаре, для того чтобы усвоить это лучше, глубже. Поэтому можно будет готовить вопросы даже по пройденным темам. С различных сторон мы должны выяснять всё это. 00:19:41[Аудитория] Чайтанья Чандра Прабху, а в среду у нас [неразборчиво] [Александр Хакимов] В среду семинар здесь сделать? Да. [Аудитория] [Неразборчиво] [Александр Хакимов] Хорошо, давайте сделаем вторник и среда. Может за эти два дня мы уложимся. Попробуем! Да, но до четверга мы можем. Может быть если не хватит времени, ещё четверг есть у меня. Так что мы успеем закончить на этой неделе семинар. 00:20:19 Лекция 6 «Другие сампрадайи в Индии. Как к ним относиться». «Этикет в управлении, этикет менеджмента». «Обретение квалификации преданного Кришны». «Взаимоотношения между брахмачарья и матажди». 00:20:21[Александр Хакимов] Наше изучение вайшнавского этикета по лекциям Шрила Бхакти Чандра Свами. Мы повторим предыдущий материал вкратце с самого начала. Сегодня я просто буду спрашивать преданных. Преданные будут рассказывать, что мы проходили, какие темы, с самого начала и последовательно. Для чего был описан вайшнавский этикет, с какой целью даётся описание вайшнавского этикета? [Аудитория] Описан для того чтобы помочь преданным достичь уровня чистого преданного служения. [Александр Хакимов] Этикет он помогает достичь уровня чистого преданного служения. Более конкретно опишите ещё. Какие цели преследует вайшнавский этикет? Книга, описание? Зачем понадобилось такое подробное описание? [Аудитория] Вайшнавский этикет – это образец поведения святой личности. [Александр Хакимов] Да, это образец поведения, это то как ведёт себя духовно очень продвинутая личность. Это поведение описано в вайшнавском этикете. Ещё? [Аудитория] Взаимоотношения с преданными. [Александр Хакимов] Да, это относится к этой же теме, верно. Это касается всех аспектов жизни преданного, взаимоотношения так же они имеют одну из главных, центральную роль в вайшнавском этикете. Каков смысл, для чего описываются эти вещи? Какие преследуются цели, практические цели? [Аудитория] Избежать оскорблений. 00:22:00[Александр Хакимов] Избежать оскорблений, то есть не доставлять беспокойств окружающим преданным. С такой целью даётся это знание. Почему? Потому что мы живём в коллективе, мы практикуем коллективный процесс санкиртана, поэтому мы будем очень тесно общаться с вайшнавами, с другими вайшнавами различных уровней. Поэтому необходимо точное знание об уровнях преданного служения и о том, как себя вести по отношению к разным уровням вайшнавов. Это вайшнавский этикет. И в основе этого вайшнавского этикета лежит то, что мы не должны причинять беспокойства другим преданным. Некоторые из основных правил действия вайшнавов давайте перечислим. [Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] Не должен есть при открытых божествах, верно. Несколько пунктов. Любые. [Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] Нет, основные правила действий вайшнава из Хари-бхакти-виласы, которые мы зачитывали, 46 пунктов. [Аудитория] Не должен есть когда находится на людях и не должен спать в присутствии материалистов. [Александр Хакимов] Но в данном случае здесь этих пунктов нет. Вспомните более конкретно. [Аудитория] Не говорить неприятных слов. [Александр Хакимов] Не говорить неприятных слов, да. Быстрее, да, называйте. [Аудитория] [Неразборчиво] [Александр Хакимов] Да, это правильно, перед старшими нельзя вытягивать ноги. Ну давайте, мы же запоминали что-то. Носить тилаку. 00:23:38[Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] Для чего? [Аудитория] [Неразборчиво] [Александр Хакимов] Правильно. Ещё матаджи. Омовения. А? [Аудитория] Чистить зубы. [Александр Хакимов] Чистить зубы. [Аудитория] Предлагать поклоны гуру. [Александр Хакимов] Предлагать поклоны гуру, да, почтение старшим. Не смеяться громко. [Аудитория] Не ругаться при божествах. [Александр Хакимов] Не ругаться при божествах. Не ссориться с женой, да? [Аудитория] Опрятно выглядеть. [Александр Хакимов] Опрятно выглядеть. Верно. [Аудитория] Не вести праджалпу. [Александр Хакимов] Не вести праджалпу, да, не заниматься праджалпой, пустые разговоры. Не бейте никого по голове, например, - тут написано. Если кто-то оскорбляет нас, что нужно делать? [Аудитория] Оторвать язык. [Александр Хакимов] Оторвать язык? [Все смеются]. Ишварапури, ты перепутал с другим списком, по-моему, каким-то. Молча покинуть это место нужно. Смотрите не запишите новое правило! Ещё кто что помнит? Какие-то важные моменты? М? [Аудитория] Не смеяться над падшими людьми. [Александр Хакимов] О, правильно. Не смеяться над падшими людьми. Не делать никому зла – очень хорошая вещь. [Аудитория] Не красть. [Александр Хакимов] Не красть. [Аудитория] Не лгать. [Александр Хакимов] Не лгать. [Аудитория] Не убивать. 00:25:03[Александр Хакимов] Не убивать. Теперь давайте поговорим о взаимоотношениях между грихастхами и саньяси, и братьями в Боге гуру и обычными людьми. Здесь было у нас 12 пунктов. Что-то мы должны назвать из этого.
Нет комментариев