2
[Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] Какой из этих 12-ти пунктов наиболее важный, посмотрите. Посмотрите 8 пункт, что это такое? Что это за пункт восьмой? Очень важное место, самое важное место из этих 12. Ключ. [Аудитория] Тринанда пису ничинада. Быть терпеливее дерева. [Александр Хакимов] Тринада пису ничинада. Да. Быть всегда терпеливым и смиренным, и быть готовым оказать почтение каждому, а не ждать почтения в свой адрес. Если ссорятся старшие вайшнавы, что мы должны делать? [Аудитория] Не принимать ничью сторону. [Александр Хакимов] Не принимать ничью сторону, да. Даже если мы вмешиваемся, мы не принимаем стороны. Хорошо. Вайшнава-апарадха, что мы скажем об этом? Что такое вайшнава-апарадха? [Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] Так, пусть кто-то более полно объяснит, постарается более полно объяснить этот момент, вайшнава-апарадху. Не просто отрывочные фразы. Кто-то готов рассказать немного об этом? 00:26:35[Аудитория] Это умышленное нанесение оскорбления лотосным стопам чистого преданного. [Александр Хакимов] Чистого преданного? [Аудитория] Да. [Александр Хакимов] Только чистого преданного? [Аудитория] [Неразборчиво]. Запрещается вмешиваться в служение… [Александр Хакимов] Вот этот момент давайте проясним. Только чистого преданного? [Аудитория] Не только. [Александр Хакимов] А кого? Давайте обоснуем это, почему это так? Создаётся впечатление что именно относиться к чистым преданным это. [Аудитория] Поскольку преданный может прогрессировать духовно и он не может стать чистым преданным. И мы совершаем оскорбление даже если это не чистый преданный сейчас, то в будущем он может стать чистым преданным… [Александр Хакимов] Хорошо, а если он в будущем не становится чистым преданным, что оскорбление становиться оправданным? [Аудитория] Нет. Мы просто не знаем, как Кришна к этому отнесётся… [Александр Хакимов] Так, вот это ближе. Что о Кришне? Мы должны о Кришне что-то сказать. По отношению к Кришне, как он воспринимает живые существа? [Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] Как отец заботиться о своём ребёнке, помните, да? С этого начинается вообще-то тема. Как отец заботиться о своём ребёнке, так же и Верховный Господь заботиться обо всех живых существах. Обо всех живых существах! Обо всех. Что же говорить о тех, кто непосредственно помогает Ему распространять Сознание Кришны! Мы можем думать, что это обычные люди, которые приходят в Сознание Кришны – это не обычные живые существа. Если Кришна заботится обо всех живых существах, то как же он заботиться обо всех своих преданных? 00:28:01Поэтому это верное утверждение, что мы должны всегда помнить о том, как Кришна может относиться к тому или иному человеку. Это основа становится. Кришна заботиться о Своих преданных. Индивидуально о каждом. Какие примеры есть оскорбления в Шастрах? Оскорбления преданных, вайшнава-апарадхи – называем. [Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] Нет, примеры конкретные, которые описываются. [Аудитория] Мальчик оскорбил Друла Махараджа. [Александр Хакимов] Друла Махарадж был оскорблён мальчиком, раз ещё? [Аудитория] Индра – Брихаспати. [Александр Хакимов] Индра оскорбил Брихаспати, ещё? [Аудитория] Брахма Индру оскорбил. Раджа Пашидак Шишидума оскорбил. [Александр Хакимов] Как это оскорбление, кто? [Аудитория] Индра оскорбил Кришну, Брахма – Кришну. [Александр Хакимов] Да были, но не были такие как апаратха, Индра, да, Индра был больше похож в этом на оскорбителя, чем. [Аудитория] Друваса муни оскорбил Махараджу Амбариши. [Александр Хакимов] Друваса муни оскорбил Махараджа Амбариши. [Аудитория] Шишупала. [Александр Хакимов] Шишупала оскорбила Кришну. [Аудитория] Дакша – Шиву. [Александр Хакимов] Дакша оскорбила Шиву. [Аудитория] Дурёдхана – Ведуру. [Александр Хакимов] Дурёдана оскорбил Ведуру. [Аудитория] Чапал Гопал. [Александр Хакимов] Чапал Гопал оскорбил кого? [Аудитория] Шриваса муни. [Александр Хакимов] Шриваса. Амокха оскорбил Господа Чайтанью? [Аудитория] Чайтанью. [Александр Хакимов] Чайтанью. [Аудитория] Дурёдхана Драупади оскорбил. [Александр Хакимов] Дурёдхана, Душесана Драупади оскорбил. [Аудитория] Джигйя и Мадхай оскорбили. [Александр Хакимов] Джигайя и Мадхай оскорбили Господа Нитьянанду. Очень много историй на эту тему. И что в этом случае является как бы поучающим моментом? Почему эти истории описываются в Шастрах? 00:29:40[Аудитория] Это примеры для нас. [Александр Хакимов] Да, это одна сторона, это пример для того чтобы остерегаться оскорблений, показать насколько это опасно для духовной жизни в случае с Чапалом Гопалом что было? Он заболел проказой. Очень тяжёлая реакция получилась. Но какой ещё есть пример, какая ещё поучающая сторона есть в этом во всём? [Аудитория] Показать как преданные дороги Кришне. [Александр Хакимов] Показать, как преданные дороги Кришне, да. И ещё один момент, что касается оскорбителей. [Аудитория] Преданный очень милостив и готов простить. [Александр Хакимов] Да, и преданный очень милостив и готов простить обидчика. Поэтому с одной стороны мы получаем наставление не совершать апарадх, с другой стороны мы должны знать, что если мы совершили апарадху, мы можем получить прощение, потому что преданный простит, если мы искренне просим прощения. Хорошо. Как принимать гостей, если гости приходят в храм или к нам домой? [Аудитория] [Неразборчиво] Не смотреть на гостя как на источник дохода. [Александр Хакимов] Не смотреть на гостя, как на источник дохода или тот, кто мешает нашему комфорту. Да? А как на него смотреть? [Аудитория] Гости Шрилы Прабхупады. [Александр Хакимов] Гость Шрилы Прабхупады. И что в основе приёма гостей. Какое отношение? 00:31:03[Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] Почтение. Мы не можем без почтения дать Сознание Кришны. Невозможно. Если мы начнём проповедовать гостям без должного почтения будет не очень хорошо. Прежде всего, гость – это почитаемая личность. Прежде всего! Мы принимаем его сладкими словами, да? Мы как можно лучше стараемся принять его. Приятно очень встретить его и затем мы можем говорить о Кришне, проповедовать что-то – это уже во вторую очередь. Приготовление и принятие прасада. Некоторые пункты давайте назовём отсюда. Кто что запомнил. Тут было 10 пунктов. Может больше. [Аудитория] [Неразборчиво], принимать руками. [Александр Хакимов] Лучше принимать руками, да. Какой рукой? [Аудитория] Правой. [Александр Хакимов] А почему? [Аудитория] Левая нечистая. [Александр Хакимов] Левая нечистая рука, для нечистых дел. [Аудитория] Не говорить на мирские темы. [Александр Хакимов] Не говорить на мирские темя, когда мы принимаем прасад. Нехорошо выбрасывать прасад. [Аудитория] Не касаться ногами прасада. [Александр Хакимов] Не касаться ногам и прасада, да. [Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] Да, то есть так же с почтением относиться к прасаду. [Аудитория] Не переступать через прасад. [Александр Хакимов] Не переступать через прасад, да. Кто должен раздавать прасад? 00:32:31[Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] Более продвинутые преданные или? [Аудитория] Обученные. [Александр Хакимов] Или просто хорошо обученные преданные, поскольку это очень благоприятно для продвижения – это служение. Потому что преданные, раздавая прасад, служат всем преданным. То есть там есть требования какие, для раздачи прасада? [Аудитория] В первую очередь старикам. [Александр Хакимов] Да. Нужно молча это делать, нужно быть чистым, да? Ещё? [Аудитория] Умиротворённым. [Александр Хакимов] Умиротворённым, правильно. Нельзя прятать прасад в присутствии других преданных. Каков этикет на публике? [Аудитория] В первую очередь…[Неразборчиво] [Александр Хакимов] Вы про прасад говорите. Это правильно. Этикет на публике давайте поговорим. Следующая тема «Этикет на публике». [Аудитория] Должен быть опрятным. Он должен быть опрятным… [Неразборчиво] [Александр Хакимов] Что мы должны помнить на публике? [Аудитория] Что мы представляем Шрила Прабхупаду. [Александр Хакимов] Что мы представляем Шрила Прабхупаду, правильно. По нашему поведению будут судить о движении люди. Просто увидев одного преданного, который неправильно поступает, люди будут судить обо всём движении таким образом. То есть большая ответственность, да? Что преданный он начинает действовать как ачарья для других людей, то есть его поведение должно стать безупречным. Какие основные правила в этом? 00:34:05[Аудитория] Не есть и не спать на публике. [Александр Хакимов] Не есть и не спать на публике, да, это очень важно. Не общаться грубо с людьми, не ходить неопрятными или неряшливо одетыми. Как вести себя, если люди грубо относятся к нам? [Аудитория] [Неразборчиво], уходить от них вежливо. [Александр Хакимов] Джай Шри Шри Гаурнитай. С женщинами на виду. Хорошо. Кажется, материал не очень усваивается. Не похоже, что он хорошо усваивается или он кажется не актуальным, скорее всего, да? Он кажется не актуальным, да, материал? Он очень актуален на самом деле. Этикет в святых местах. Кто собирается ехать в Индию из здесь присутствующих? [Аудитория] В этом году? [Александр Хакимов] Да, в этом году. А кто в следующем собирается ехать? Этикет в святых Дхамах. [Аудитория] Общаться [неразборчиво] [Александр Хакимов] Общаться с чистыми преданными стараться там, об этом, это главная основа поведения. 00:35:28Мы едем в святую Дхаму, для того чтобы слушать чистых преданных. И что даёт общение со святой Дхамой человеку? [Аудитория] Трансцендентную веру. [Александр Хакимов] Трансцендентную веру. Вот для этого мы едем туда. А если мы встречаем маявади, как с ними общаться? [Аудитория] С почтением. [Аудитория] Не общаться. [Александр Хакимов] С почтением, но не общаться. А если всё-таки приходится общаться? Как? [Аудитория] Проповедовать. [Александр Хакимов] Проповедовать. А если они начинают проповедовать? Если начинается спор? [Аудитория] Использовать главный аргумент. [Александр Хакимов] Использовать, да, один аргумент, какой-нибудь неопровержимый и не распыляться на другие темы. В споре нужно использовать один аргумент всего. Какой внешний вид вайшнава должен быть? Стандарт каков? [Аудитория] Дхоти, курда. [Александр Хакимов] Дхоти, курда, тилака, бритая голова, шикха должна быть? [Аудитория] Кантимала. [Александр Хакимов] Кантимала. И обычно так же чётки носят преданные с собой. 00:36:38Это красиво для окружающих людей? [Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] Да? Вы думаете да? Нет. У них другие стандарты. Если бы это казалось им красиво, они бы так же одевались. Это выглядит странно, да? Поэтому какие здесь правила должны быть ещё? [Аудитория] Вайшнавская одежда должна быть чистая [Александр Хакимов] Это если мы одеваем вайшнавскую одежду, она должна быть красивая, чистая, хорошо подогнанная и т.д. Здесь говорится, что хорошо гирлянду одевать, если мы идём на харинаму. Каждый с гирляндой пойдёт. [Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] О Критике других говорили в прошлый раз? Нужно ли критиковать других? [Аудитория] Нет. [Александр Хакимов] Нет, никогда не нужно? [Аудитория] В глаза говорить. [Александр Хакимов] В глаза нужно критиковать. [Аудитория] Только чтобы помочь людям и извращенцам и так далее. [Аудитория] Конструктивно. [Аудитория] Если вы уполномочены. [Александр Хакимов] Так, вот, правильно. Конструктивная критика, мы должны быть уполномочены, мы должны говорить правду искренне и в приятной форме стараться, если мы хотим критиковать кого-то, если это необходимо. [Аудитория] Свободны от ложного эго. [Александр Хакимов] Да. Какая основа хорошей критики? Отсутствие...? [Аудитория] Зависти. [Александр Хакимов] Зависти и..? [Аудитория] Ложного эго. [Александр Хакимов] Ложного эго. 00:38:04Тот у кого меньше зависти и меньше ложного эго, может поучать того, у кого больше зависти и ложного эго. А тот, кто совершенно чист, может проповедовать по всему миру, учить всех, если у него полностью отсутставуют зависть и ложное эго. Теперь киртана? [Аудитория] Караталы, мриданга. [Александр Хакимов] Караталы, мриданга в киртане лучше всего, да. [Аудитория] Стандартные мелодии. [Александр Хакимов] Стандартные мелодии соответствующие времени дня. И как нужно вести киртан? [Аудитория] [Неразборчиво]. [Александр Хакимов] Как нужно петь, для чего? [Аудитория] Для удовлетворения Кришны. [Александр Хакимов] Для удовлетворения Кришны. Это зависит, успех киртана зависит от искренности ведущего и повторяющих. Чем более искренен и чист ведущий, тем лучший киртан будет. Зависит ли это от голоса, от музыкальных способностей? [Аудитория] Нет. [Александр Хакимов] Полностью нет? [Аудитория] В меньшей степени. [Александр Хакимов] В меньшей степени, да. Нельзя сказать, что не зависит вообще, но в меньшей степени. На этом мы остановились, по-моему, да? Так? Сегодня мы продолжим. Мы будем говорить о других сампрадайях. Об отношениях к другим сампрадайям. Другие сампрадайи 00:39:32Затем почитаем об этикете управления, менеджмент. Затем будет тема «Обретение квалификации преданного Кришны». И последнее сегодня, если мы успеем, «Отношение к женщине, как к матери». Итак, другие сампрадайи. Существует 4 сампрадайи: Брахма сампрадайя, Шива сампрадайя, Шри сампрадайя, Кумара сампрадайя. Цель этих сампрадайя: попасть на Вайкундха-локу. То есть строгие последователи любой сампрадайи попадают на Вайкундху. Поэтому есть разница, когда мы говорим Брахма сампрадайя, Шива сампрадайя, Кумара сампрадайя, Шри сампрадайя. Нет большой разницы между ними – это лишь разные методы достижения одного и того же. Где-то делается упор на отречение, где-то упор делается на аскезы, где-то упор делается на знании, поэтому большой разницы нет. Разные методы. Но когда мы говорим о Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадайя – уже есть разница. Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадайя – это путь во Вриндаван. Это не путь на Вайкундху – путь во Вриндаван. 00:41:01Основная разница между нашей сампрадайей и остальными в том, что их путь это вайдхи-бхакти, то есть регулируемая практика, тогда как Господь Чайтанья дал нам путь спонтанной привязанности – рагануга-бхакти. То есть мы видим, что Господа Чайтанью осмеивали другие учёные люди именно за это, что он проявлял спонтанные вещи: песни и танцы, в форме песен и танцев. Он был погружён в спонтанные лилы, поведение его было спонтанным и непредсказуемым. Тогда как другие сампрадайи они не понимали этих вещей, потому что их путь вайдхи-бхакти – строгие правила, ограничения и следования. Как имперсоналисты, мы должны изучать веданту, имперсоналисты или другие, так же строго следовать правилам и предписаниям. Песни и танцы это не для продвинутых духовно людей, вообще написано в Ведах. Не для саньяси. Но Господь Чайтанья дал нашей сампрадайе этот путь – рагануга-бхакти. Самое возвышенное, что может быть - это рагануга-бхакти. Другие сампрадайи не могут подняться до этого уровня. Они находятся на уровне поклонения, почтения и смирения – это уровень Вайкундхи. То есть уровень садхана-бхакти или вайдхи-бхакти – это поклонение, почтение и смирение. В основном сюда входит осознание величия Бога, величия Бога. 00:42:35Это то что, это то настроение, которое присутствует на Вайкундха-локах. Нараяна это внушает почтение своим величием, всемогуществом. Как, например, к царю невозможно обратиться фамильярно, так же в отношениях с Нараяной есть только почтение. Но с Кришной есть более близкие отношения. Настолько близкие, что его спутники забывают, что он Бог. Так если мы говорим о пути к Кришне. То есть нечто другое, потому что Кришне не нравится это настроение почтения, смирения и поклонения. Кришна вступает в очень близкие отношения со Своими преданными. Кроме того Он заставляет их забыть о своём положении, чтобы иметь очень близкие, равные отношения. И даже позволяет преданным покровительствовать Ему. Основой таких отношений является спонтанная любовь – это то что даётся в нашей сампрадайе – Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадайя – дал Господь Чайтанья. Большая разница. То есть можно себе представить насколько продвинутые ачарьи нашей сампрадайи. Брахма сампрадайя – это поклонение Кришне с почтением и смирением. 00:44:03И в нашей сампрадайе поклоняются Кришне с любовью – это Гаудия-сампрадайя – линия Господа Чайтаньи. Но если бы это была Брахма-сампрадайя, это не отличалось бы от других собственно в цели, это было бы тоже самое. Но поскольку в нашей сампрадайе пришёл Господь Чайтанья – это несколько изменило своё настроение. И есть ведущие ачарьи этих сампрадай, например, в Шри-сампрадайе – это Рамануджачарья, Гаруда-сампрадайя – это Вишну Свами, Кумара-сампрадайя – это Нимбаркачарья и Брахма-сампрадайя – Мадхвачарья. И так же есть разница между ИССКОН и Гаудия-сампрадайей в то же время существует. Но есть Гаудия-Мадх, мы знаем, там где был Бхактисиддханта Сарасвати, там где был Шрила Прабхупада – это Мадхи, Гаудия-Мадх и ИССКОН – это разные вещи будут. Туту нужно понять, чем отличаемся от других сампрадай и почему наша сампрадайя всё же является авторитетной, хотя мы сильно отличаемся от других сампрадай. Когда приходит ачарья, вся сампрадайя меняется под его влиянием. Очень важный момент: сначала была Брахма-сампрадайя, но когда пришёл Мадхвачарья, сампрадайя подчинилась ему и стала Брахма-Мадхва-сампрадайя. 00:45:31Так же когда пришёл Шрила Прабхупада, он был послан Шри Чайтаньей, чтобы распространить Святое Имя по всему миру, теперь вся сампрадайя подчинена Шриле Прабхупаде – это ИССКОН. Как это было связано с Гаудия- сампрадайей. В этом была мечта Бхактисиддханты Сарасвати, духовного учителя Шрилы Прабхупады. То есть что он хотел? Он хотел, чтобы движением управлял коллектив возвышенных преданных, до этого не существовало такого коллектива, как организации духовной. Был ачарья какой-то, он имел учеников, это всё, проповедовал, но Бхактисиддханта Сарасвати хотел фактически создать такой коллектив, который сейчас мы называем Джи-Би-Си. Это как раз то, что соответствует полностью вот этому желанию Бхактисиддханты Сарасвати. Коллектив возвышенных преданных вайшнавов, которые управляют всем движением, для того чтобы распространять по всему миру Сознание Кришны. И он хотел это от своих учеников. Однако, и чтобы они сотрудничали друг с другом, однако его ученики не последовали его наставлениям, практически никто. Они стали действовать независимо, организовывать свои мадхи, свои храмы и так это до сих пор происходит в Гаудия-Мадх, Гаудия сампрадайя. 00:47:01То есть они не последовали наставлениям своего ачарьи. И вот это желание Бхактисддханты Сарасвати, вот эту мечту осуществил Шрила Прабхупада в ИССКОНе. Поэтому ИССКОН становится всё сильнее и сильней и оказывает влияние на другие сампрадайи и постепенно объединяет их, т.е. мы видим это. Поскольку ИССКОН получает полномочия Господа Чайтаньи, поскольку желание чистого преданного должно быть исполнено. Это было желание Бхактивинода Тхакура, Бхактисиддханта Сарасвати и Шрила Прабхупада осуществил это. Эти полномочия имеет ИССКОН у Господа Чайтаньи, поэтому он набирает такую большую силу. Неважно насколько продвинут вайшнав, то есть здесь в ИССКОНе мы можем считать, что это самая духовно продвинутая организация в мире сейчас – это факт. И тем не менее, насколько бы не был продвинут вайшнав, он всё равно остаётся почтительным ко всем. Его основное качество – смирение. Поэтому мы должны быть очень почтительны к другим сампрадаям. Наша парампара более продвинута в сравнении с другими, поэтому мы должны быть более почтительны к ним и не принижать их значение. Почтение и предание – не одно и то же. Мы почитаем их, но преданы своей линии. 00:48:31Продвинутых преданных из других сампрадай мы почитаем, а продвинутых преданных ИССКОН, этим преданным мы предаёмся, служим им. Мы должны различать духовные уровни вайшнавов, принимать, понимать недостатки, дефекты. То есть не должны мы всё уравнивать, что всё это одинаково хорошо, что бы мы не видели. Нужно различать, что есть майявади, есть буддисты, есть материалисты. Нужно быть в знании. Так же в этих сампрадайях будет различие и вайшнавы смогут правильно оценить это, но основной принцип во взаимоотношениях с другими сампрадайями – это почтение и смирение – та же самая формула. Поскольку очень часто, почему об этом говорится, поскольку очень часто преданные ИССКОН ведут себя высокомерно по отношению к другим движениям духовным, религиям, например по отношению к христианству или мусульманству. Да, это мусульмане, мы знаем там, что про них написано в Чайтанья Чаритамрите или где-то ещё, что это, это религия млеччхов, яванов и ракшасов. Да, так написано и это истина. Так написано – это истина, но каково же должно быть отношение к религиям? Отношение не должно быть высокомерным. Отношение должно быть почтительное и смиренное. 00:50:02То есть нельзя принижать другие сампрадайи или другие религии, хотя мы можем различать их уровни. Обсудим этот момент. Очень касаются вайшнавские сампрадаи здесь. Мы не видим других практически вайшнавских сампрадай, почти что их нет, мы не видим. Но здесь есть другие религии, поэтому этот вопрос очень важный, очень полезный. [Аудитория] Ответьте на такой вопрос, что такое Мадха? [Александр Хакимов] Мадхвачарья? [Аудитория] Мадха. [Александр Хакимов] Что такое мадха? Это отделение как бы, отдел. [Аудитория] А Гаудия? [Александр Хакимов] Гаудия от слова Гаура – это от Господа Чайтанья. [Аудитория] Второй вопрос у меня такой: что говорится мы должны установить свою изначальную Сварупу, да? В то же время как бы вот наше движение мы должны соответствовать другим, чтобы прийти, вернуться на Кришна-локу, да? А если мы пришли с Вайкундхи? [Александр Хакимов] Если наше вечное положение быть на Вайкундхе? [Аудитория] Если мы упали с Вакундхи, пришли с Вайкундхи, вернёмся ли мы на Кришна-локу, сможем? [Александр Хакимов] Вы имеете в виду что ваше вечное положение Вайкундха? [Аудитория] Да. [Александр Хакимов] Тогда вы прийдёте на Вайкундху, но через Кришна-локу. Путь на Вайкундху будет в этом случае для вас через Кришна-локу. 00:51:35[Аудитория] Так что вопрос: на Вайкундху после Кришна-локи уже никто не захочет. [Александр Хакимов] Почему? Жители Вайкундхи всерьёз не воспринимают Кришну особенно. Они думают Кришна это просто мальчик-пастушок. Вот Нараяна – это Бог! Им так кажется, поэтому они поклоняются ему. Они видят его величие как Бога, они не могут понять его, принять его как просто равного себе. Это ни вкус, ни граса. Помните, когда Гопкумар попал на Вайкундха-локу? Он увидел Нараяну и он позвал его: «Эй, Гопал!» Представьте себе! Это такое царское великолепие, Нараяна там и говорит: «Эй, Гопал!» Такое очень фамильярное, очень интимное, очень близкое. И слуги Нараяны они были очень изумлены и потрясены. Как это он может так обращаться? Говорят: «Погоди-погоди! Ты всё перепутал! Этот на Голоке настроения, это там они его так называют, они ничего не понимают в его величии и в том, что он Бог. Нараяна выше!» - они говорят, - «Будь осторожнее». Каждое живое существо оно думает, что его раса, его отношения с Кришной самые высокие, самые лучшие. Жители Вайкундха-локи так думают. 00:52:55[Аудитория] Я вообще [неразборчиво], там говорится, что Мадхвачарья он как бы начал поклоняться, первый начал поклоняться Радхе и Кришне. Вообще раньше до этого влияние Радхи на Кришну было скрыто. Даже в Шримад Бхагаватам об этом ничего не сказано. И вот именно Радха даёт вкус, трансцендентный вкус служения Кришне. Вот эту зрелость, сочность, что мы называем Радхсва. Я как бы напомнить. [Александр Хакимов] Да. [Аудитория] А мы как всегда ощущаем, если там Кришну воспринимают как царя, там, как мальчика, а земляне как его воспринимают? Как? [Александр Хакимов] В материальном мире? [Аудитория] Да, в материальном мире. То есть там есть различия? [Александр Хакимов] В материальном мире мы воспринимаем Кришну всегда как Господина и ощущаем себя слугой. Пока мы имеем материальное тело, мы ведём себя как слуги, просто как слуги. [Аудитория] В лучшем случае, да? [Александр Хакимов] Всегда так, потому что худшего случая здесь не может же быть. [Аудитория] Можно не то что воспринимать, а никак, то есть атеизм просто. [Александр Хакимов] Если вы говорите уже о восприятии, то нужно так воспринимать. [Аудитория] А как следует относиться к литературе? К религиозной литературе других концессий? [Александр Хакимов] Других концессий, других сампрадай? К религиозной литературе? Мы не должны читать другую религиозную литературу. 00:54:31[Аудитория] Иногда можно видеть такое, мы бываем непочтительные иногда. [Александр Хакимов] Непочтительные? Нет, нельзя быть непочтительным. Вообще это не принцип вайшнавского поведения быть непочтительным, пренебрежительным. Это нехорошее умонастроение. То есть нельзя быть просто в умонастроении, что мы выше других. Это не вайшнавское умонастроение. Вайшнавское умонастроение наоборот. Вайшнав думает, что он смиренный слуга всех. В этом и есть как бы его положение высокое, в этом заключается высокое положение. Не потому что он принадлежит к этой сампрадайе, вот к такой-то линии, занимает такое-то место здесь и поэтому он выше, да? Это как кастовое госвами есть в Индии. Отец госвами, сын госвами, внук госвами, правнук госвами – все госвами, только потому что они рождаются в этой линии. Но госвами истинный смысл слова означает «го свами» - хозяин чувств. Значит, если мы обладаем качествами госвами, контролируем чувства, значит мы госвами. А если мы не контролируем чувства, значит мы не госвами. В этом истинный смысл слова госвами. Так же когда мы говорим «вайшнав», нужно понять, что это не просто какая-то сампрадайя или какая-то линия, или какая-то организация, где мы просто автоматически получаем это название – ярлык. Нет. Вайшнав – тот, кто слуга, слуга Кришны, слуга всех других, обладающий качествами вайшнава. И важнейшее качество это смирение и почтение и терпение. Вот эти три вещи главные. Эти три качества делают человека вайшнавом.
Нет комментариев