Две с половиной недели я ждала этой пятницы. Потому что в эту пятницу мне не надо будет вставать. Никуда.
День, в который я не планирую никуда вставать, является для меня
чем-то вроде Святого Грааля: я готова подолгу терпеть его чисто
теоретическую вероятность. Главное – знать, что где-то там, за туманными
горизонтами нашей упоительно интересной жизни, он существует. Он иногда
бывает. Он придет. Он пришел. Накануне, учитывая райские перспективы,
отбой был дан в районе пяти утра. Без десяти семь я встала собрать Мусю в
школу.
С небрежной щедростью богатого человека заплела ей две французские
косички (в обычные дни меня хватает максимум на конский хвост), сделала
дежурные бутерброды, поцеловала обаятельное дитя в макушку и помахала
вслед. Меня ждала двуспальная кровать, огромное одеяло, удобная подушка,
теплый спящий муж и домашняя тишина. За окном негромко щебетали птицы. Я
нырнула в постель, с головой закуталась в одеяло и заткнула ухо
краешком Диминого плеча. Светлые волны поплыли перед глазами и огромное,
теплое, нежное нечто потянуло меня туда, где никто, никого, никуда,
никогда, нигде…
Телефон звонил подряд минуты три. Я просто отказывалась верить, что
он существует. Потом поняла, что дешевле будет ответить, чем поверить.
Мой голос остался во сне, поэтому в трубке раздался хриплый стон.
— Ы?
— Мама, мама! – взволнованно запричитала трубка.
– Мама, я ОЧЕНЬ тебя прошу!
В обычном виде я на такие пассажи отвечаю чем-нибудь вроде «тебя
выгнали из школа за наркотики?» (ребенку семь с половиной лет). Но я не
была в обычном виде. Я вообще не была.
— Ы?
— Мама, ну я тебя ОЧЕНЬ прошу! Ну пожалуйста, мама!
Я поняла, что придется на минуту сосредоточиться, иначе это не кончится никогда.
— Муся. Чего. Ты. Хочешь.
— У нас сегодня день семьи все пришли в школу с родителями а я без
родителей мама пожалуйста я очень очень очень тебя прошу прийти скорее в
школу!!! Прийти. Скорее. В школу.
— Муся, об этом не может быть и речи. Я сплю. Муся, я никуда не пойду!
Слабину дала, слабину. Обращаясь к человеку по имени, поневоле
втягиваешь его в диалог. Нужно было поставить автоответчик «я никуда не
пойду», и пусть сам включается.
— Ну мамочка, пожалуйста, мне так нужно, чтобы ты пришла, здесь все с
родителями, а я одна, и тебя тут нет… Всю свою долгую и бесконечно
счастливую жизнь я мечтала рано утром в пятницу встать и пойти на день
семьи. В школу.
— Муся!
— Мама… Голос по-прежнему не звучал.
— Хорошо. Я приду через пятнадцать минут. Но учти – у меня будет
очень плохое настроение, я буду спать на ходу, и меня всё будет
раздражать. Сильно.
— Конечно, мамочка! – нежно сказала трубка. И я подумала, что, по крайней мере, ребенка мы воспитали правильно.
Школа встретила меня веселой музыкой, пустыми коридорами и Мусей, от нетерпения прыгающей в дверях.
— Ура! – она кинулась ко мне с такой страстью, будто мы не виделись неделю. – Пойдем быстрее, все уже поют!
Я знаю довольно мало людей, согласных петь с утра, я знаю еще меньше
людей, согласных петь с утра в компании других людей, а уж таких, кто
делал бы это по собственному желанию, я совсем никого не знаю.
— Я не буду петь.
В моем голосе не было железа. В моем голосе был бетон. Ребенок успокаивающе погладил меня по рукаву.
Мы зашли в класс, где за маленькие столы было втиснуто некоторое
количество взрослых. Рядом с ними, под столами и на столах, сидели дети.
Диспозиция меня заинтересовала. В двух первых рядах расположились
молодые израильские родители со свежими лицами людей, которым ничего не
стоит в пятницу с утра смотаться в школу. Они нестройно, но старательно
пели что-то типа «Голубого вагона», который бежит-качается на иврите.
Дети подпевали. Кое-кто даже постукивал сандалией об пол.
На «камчатке», сбившись в печальную группу, сидели совсем другие
люди. Мы узнаем друг друга по выражению лиц, возникающему у нас при
первых звуках аккордеона. При первом взмахе дирижерской палочки в руках
человека, на шее которого нам мерещится красный галстук. При стуке
каблуков, встающих в строй. Андрей с пониманием посмотрел на меня и
жестом предложил выйти покурить. Соблазн был велик, но я все-таки
отказалась. Андрей пожал плечами и увел курить Свету с Олегом. Катя,
оставшись одна, тихонько открыла под партой какую-то книгу. Я
привалилась к стене и закрыла глаза.
К счастью, пение хором продлилось недолго. Видимо, оно и нужно-то
было для того, чтобы пришедшие пораньше (хм) дождались тех, кто… В
общем, меня. Меня дождались и можно было переходить к основной
программе. Пробившись сквозь толпу энтузиастов к листу с расписанием Дня
Семьи, я ознакомилась с перспективами.
Идея была в том, что все родители, взяв с собой детей, выбирали вид
занятий и разбредались по группам. На выбор предлагался театральный
кружок, хор, кружок народного танца, занятия студии мелодекламации,
коллективный разбор недельной главы из Торы и еще что-то в том же роде. Я
бы пошла на лепку (в детском садике, куда ходила Муся, до сих пор стоит
сделанный мной как-то с утра подсвечник в виде змея с восемью
разинутыми пастями), но лепка не предлагалась. Стало тоскливо.
— Муся, — спросила я без особой надежды. – А есть тут место, где можно просто тихо посидеть?
Я лично знаю такое место. Я в нем живу. И с удовольствием удалилась
бы туда, забрав с собой своего ребенка. А ребенок жаждал коллектива. И
как ему объяснить, что люди, с детства ушибленные этим самым
коллективом, плохо воспринимают приглашение спеть хором утром в
выходной?
Но не зря я воспитываю в клиенте убежденность, что из любого положения всегда найдется выход.
— Вот! – Муся радостно ткнула пальцем в малозаметный пункт программы. – Пойдем сюда!
Я всмотрелась. «Родители рассказывают детям о том, как они учились в школе». Хм. А это, пожалуй, мысль.
В комнате, куда мы пришли, было тихо. У входа сидел седоватый
израильтянин с длиннющей бородой и маленьким сыном, который (я это
знала) был у него младшим – девятым. Рядом с ними расположилась приятная
англичанка средних лет, в строгом костюме и светлой шляпке с цветами.
Дальше небрежно сидела красавица-француженка с копной волос пшеничного
цвета и близоруким прищуром. На нее посматривал суховатый израильский
папа классического вида – узкое лицо, темные глаза, интеллигентный
профиль и точно такой же сын, только светловолосый. Облокотившись на
один из стульев, стояло что-то кудрявое и такое сонное, что я сразу
ощутила к нему симпатию. Круг замыкала Мусина учительница Лиора –
немолодая, в светлом платке и просторном синем платье. Лиора от природы
отличается смуглой кожей и столько времени проводит на солнце, что стала
совсем коричневой. «Как хорошо, что вы пришли», — сказала она,
придвигая свободный стул.
Надо сказать, что у Муси довольно своеобразная школа. Наше
знакомство возникло два года назад, когда я пришла туда в первый раз и с
интересом читала свод Школьных Правил, висевших на стене.
Первое правило гласило: «Запрещается ходить по крышам школы». Я
украдкой посмотрела на эти крыши. Мысль по ним походить возникала как-то
сама собой. Тот, кто сочинял правила, явно тоже про это думал.
Школа стоит на зеленой лужайке среди травы, качелей, песочниц и
павлинов (рядом живой уголок). Элегически блеют козы, мимо окон время от
времени цокают кони (конюшня неподалеку), а директор школы – отличная,
кстати, директор – со спины похожа на ученицу шестого класса, а с лица
на ученицу десятого, и от постоянных «ой, извините, а я подумал…» ее не
спасает даже то, что школа – начальная.
Когда у Муси болит живот, одолевает плохое настроение или ей просто
грустно, она звонит мне из школьной канцелярии и жалуется на жизнь. Если
бы я, в своей английской школе города Москвы, попыталась во время урока
позвонить из канцелярии маме с целью сказать печальным тоном «я
очень-очень по тебе скучаю» — я даже не могу предположить, что бы было,
потому что такая мысль просто не пришла бы мне в голову. Когда Муся
кашляет, учительница готовит ей чай – и не только ей, конечно, любому
ученику. А когда кашляет учительница, то чай ей готовят дети.
Уровень образования в этой школе, скажем так, неидеален (хотя вот в
этом году вроде принимаются какие-то меры), поэтому в академическом
плане мы третируем ребенка сами. Но атмосфера, зелень, павлины,
маленькие классы, картинки на стенах, все это так кардинально отличается
от гулких казематов нашего детства, что я радостно завидую Мусе.
Впрочем, в детстве мы принимаем любую жизнь как данность и только потом
начинаем задумываться, насколько распространенной и ультимативной эта
данность, собственно говоря, была. Поэтому, мне кажется, в Мусиной школе
и придумали тот урок.
— Я учился в строгой религиозной гимназии в Хайфе, — седобородый
Иегуда покачивал сына на колене. – Классы были небольшие, а правила –
железные. Если мы не делали уроков, нас наказывали.
— Как наказывали? – полюбопытствовал кто-то из детей.
— Физически. Били линейкой по рукам. Школа делилась на две половины,
женскую и мужскую. Девочки учились в левом крыле небольшого здания, а
мальчики – в правом. Если кто-то из мальчиков приходил без талита или
забывал дома кипу, его объявляли девочкой и посылали на целый день
стоять в углу на женскую половину. И называли женским именем целый день.
Если тебя зовут Ариэль – то Ариэла, если Рон – то Рона.
— А если Давид?
— То Давида. Просто приделывали к имени «а» и так называли – все, и
учителя, и ученики. Лучше уж было не приготовить уроки и получить по
рукам линейкой, чем стоять перед девочками, которые еще и хихикали над
тобой.
Девочки захихикали. Светловолосый пацан поджал худые губы. Иегуда погладил сына по голове.
— Теперь такого уже не бывает. Мы тогда знали, что школа – это такое
место, где не будешь спорить. Будешь учиться, а если будешь учиться
плохо, получишь линейкой. И дома жаловаться бесполезно, отец еще и
добавит, если что.
— А моя учительница французского языка, — живо подхватила
француженка Элизабет, — когда ты делал ошибку по правописанию,
выбрасывала тетрадь в окно. Мы учились на третьем этаже, и нам давалось
три минуты, чтобы найти тетрадь и принести обратно. Если ты не
укладывался во время, тетрадь летела снова и у тебя было еще три минуты.
Не уложился в третий раз – можешь гулять до конца уроков, а завтра
придешь с родителями.
— Это помогало учиться правописанию? – поинтересовался Иегуда.
Элизабет засмеялась.
— Это помогало учиться бегать. К шестому классу любая девочка могла за полминуты сгонять туда-обратно с любого этажа.
Муся посмотрела на меня округлившимися глазами:
— Мама! А десятый этаж в этой школе был?
— Нет, школа была четырехэтажная, — откликнулась Элизабет. – Старое
здание и в нем огромные коридоры. У меня были длинные-длинные волосы,
мама завязывала их в два хвоста. Когда я плохо себя вела – а я довольно
часто плохо себя вела — математичка мадам Паскаль хватала меня за один
из моих двух хвостов, тянула вниз, чтобы я сгибалась, и в таком виде
тащила по коридору. А один раз я пришла на математику и обнаружила у
себя на парте нарисованную свастику. Чуть не задохнулась от удивления.
Родившийся в Израиле Иегуда переспросил:
— Почему от удивления?
Элизабет поправила волосы и строго посмотрела на него.
— Я училась в Париже в очень старой христианской школе. Традиции,
история, устав. Во время второй мировой войны наша школа спасала
еврейских детей. Учитель садился за кафедру и вел урок, а вокруг него,
тесно-тесно, придвинувшись практически вплотную к учителю и друг к
другу, сидели дети. Когда нацисты входили в классы в поисках еврейских
учеников, они осматривали ровно-светлоглазые лица, задавали вопросы и
видели, что в классе нет ни одного еврейского ребенка. А еврейские дети в
это время тихо-тихо лежали под кафедрой, у учительских ног, скрытые
сидящими учениками. После создания государства Израиль в школу приезжал
новый израильский министр образования, благодарить. Документ с
благодарностью от Израиля все мое детство висел в школьном коридоре. Я
знала, что я еврейка, да никто этого и не скрывал, никого это особо не
волновало. Когда все молились, нам – нескольким детям другого
вероисповедания – было разрешено стоять и просто слушать, не читая
молитвы. К этому все привыкли. И вдруг свастика? На парте?
Мадам Паскаль отменила урок и долго допытывалась, кто это сделал.
Наконец, встал один мальчик и сказал, что это он. Мадам Паскаль
приказала мальчику извиниться, мальчик сказал, что извиняться не будет,
мадам Паскаль выгнала его из класса и велела придти к директору с
родителями. Туда же позвали и меня. Директор долго говорила о том, что
во время войны учителя и ученики жизнью рисковали ради того, чтобы
сегодня евреи могли учиться в нашей школе, и потребовала, чтобы мальчик
извинился передо мной. Или, если он не в состоянии это сделать, чтобы
передо мной извинились его родители. А его отец, грузный и важный
мужчина, встал и сказал:
— Мой сын не станет просить прощения перед еврейской тварью.
Элизабет замолкла, щурясь, и непонятно было, с каким ощущением она вспоминает эту сцену.
— Он извинился? – не выдержал кто-то из детей.
— Нет, — покачала головой Элизабет. – Никто так и не извинился и
мальчика выгнали из школы. А мадам Паскаль еще шесть лет таскала меня за
волосы по коридору.
— А нашу классную даму звали миссис Саймон, — вступила англичанка
Мириам. – И каждое утро мы должны были ее приветствовать хором: «Гуд
морнинг, миссис Саймон!». Хор должен был быть обязательно стройным,
иначе нельзя. После уроков, тоже хором: «Гуд бай, миссис Саймон!».
Больше всего на свете я боялась нарушить какое-нибудь правило. Этих
правил было много и все железно соблюдались. Идя в школу, мы надевали
костюмы с жилетками, галстучками и юбками в складку, а на голову –
шляпку. Шляпку нужно было с левой стороны сдвигать на два сантиметра
вниз. Каждое утро была линейка. Во время большой перемены девочки ходили
парами по кругу. Каждый день назначалась дежурная, которая аккуратно
поливала цветы. А один раз я совершила страшное преступление, нарушила
одно из школьных правил. Мне очень не хотелось его нарушать, я плакала
от ужаса. К счастью, никто не заметил – а то не знаю, что со мной бы
было. Я бы, наверное, умерла.
— Господи, что ты сделала? – с большим интересом спросила Элизабет.
Мириам улыбнулась застенчивой улыбкой.
— Я зашла на спортивную площадку без кроссовок.
— А что… что…. – по тону маленькой Яэли слышно, что она предполагает самое худшее, — ЧТО случилось с твоими кроссовками?
В классе повисла напряженная тишина. Мириам покраснела.
— Я забыла кроссовки дома.
Элизабет, пожалуй, одержала среди нас победу по количеству школьных
преступлений. Она, например, регулярно прогуливала уроки.
— Вот рисование. Это же издевательство какое-то: рисование!
Поставили бы его посреди недели, никто бы и не заметил. Нет, надо было
обязательно сделать его восьмым уроком в пятницу. Восьмым! А суббота и
воскресенье – выходные. Перед рисованием была физкультура, нас водили в
парк и там мы бегали вокруг пруда. Естественно, ни один нормальный
человек не шел после этого на рисование. Мы шли есть мороженое на ту
сторону пруда и сидели там ровно час – чтобы вовремя придти домой с
уроков. И вот я прихожу, такая вся принцесса, отучилась. А мне навстречу
отец начинает кричать еще до того, как я переступлю порог. За этот час
учительница рисования успевала обзвонить всех родителей.
— А вас наказывали? – детей интересует практическая сторона.
— О! – неожиданно становится слышнее французский акцент Элизабет. –
Нас наказывали, да. Нас заставляли приходить в субботу, сидеть за
партами и ничего не делать. Это было невыносимо: сидеть и ничего не
делать. Суббота, у людей выходной, за окном солнце, и полкласса сидит.
Отсиживает за урок рисования.
Я не выдержала.
— А на следующей неделе? Собственно, ответ был очевиден.
— А на следующей неделе, — Элизабет кивнула, — мы, разумеется, снова прогуливали рисование.
Муся наклонилась к моему уху и спросила свистящим шепотом:
— Мама! А зачем?
Гилад в четыре года уже умел читать. К первому классу увлекся серьезной литературой.
— Учительница входила в класс, смотрела на мое скучающее лицо и
говорила: «Ты уже все знаешь, иди в библиотеку». И я шел в библиотеку.
Мои одноклассники читали «Мама мыла Милу, мыла было мало», а я глотал
то, что стояло на полках с пометкой «старшие классы». Чтобы было удобней
дотягиваться до этих полок, библиотекарь дал мне стремянку. А на
переменах одноклассники, конечно, меня дразнили. Но мне везло — у меня
хотя бы не было очков, поэтому их не разбивали. Моему другу Авиву били
очки примерно раз в неделю. У нас была не очень хорошая школа, и мама
Авива в конце концов решила, что перевести его в частную будет дешевле,
чем раз в неделю делать новые очки.
— Я тоже носила очки! – проснулась кудрявая Рика. – А еще я все
время опаздывала. Всегда, каждый день. Поэтому я не знаю, была у нас в
школе утренняя линейка или нет. Я приходила минут через десять после
звонка и шла напрямую к директору. Там получала нагоняй, стояла в
коридоре до конца первого урока, а на второй заходила в класс.
Очередь рассказывать дошла до смуглой учительницы Лиоры, в которой
меня давно изумляет какой-то нереальный уровень спокойствия. Ни разу не
слышала, чтобы Лиора кричала. По-моему, нет такой вещи, которая бы
вывела ее из себя.
— Я училась в Кирьят-Яме, маленьком приморском городке. И так
получилось, что в старой школе не хватило места для первых классов –
детей стало больше, они перестали помещаться. Поэтому нам сняли виллу на
берегу. Красивые комнаты с высокими окнами, три учительницы и три
первых класса, в каждом по десять учеников. А половина обучения
проходила на море. Мы приходили в школу и каждое утро, в любую погоду,
шли на побережье. Биологию, географию, природоведенье, даже математику —
всё изучали там. Считали ракушки, выкладывали уравнения на песке,
рисовали рыбок. В классах тоже занимались, но меньше. Хотя писать нас
все-таки учили чернилами по бумаге, а не вилами по воде, — Лиора
смеется.
В моей московской школе было пять этажей и двадцать классов – две
параллели с первого по десятый, «А» и «Б». Каждое утро по направлению к
серому зданию тек непрерывный поток детей. На входе стояли дежурные, а у
подъема на лестницу – учителя и часто сама директор. Они проверяли
сменную обувь. У меня этой сменной обуви регулярно не было, я забывала
ее в трамвае. Очень страшно было идти в сапогах мимо директора школы. Я
хорошо училась, поэтому меня особо не ругали, но страшно было все равно.
Во время уроков в коридорах стояла мертвая тишина – ни одного человека,
слышно, если муха пролетит. В Мусиной школе в роли мухи регулярно
выступают особо активные мальчики, летающие по коридорам – их выпускают
из класса побегать, чтобы не уставали сидеть подолгу и не начинали
мешать остальным. Лиора учит наших детей вставать при входе учителя в
класс, хотя в Израиле это не принято. Но Лиора считает, что оно
дисциплинирует и в принципе хорошо.
В моей московской школе за шепот на уроках выгоняли из класса.
Правда, мы все равно шептались. И Муся шепчется с подружками, мои гены.
Но чтобы у них кого-то выгнали из класса, надо, по-моему, как минимум
поджечь свой стул (да и то, будешь тушить, а не стыдиться в коридоре). И
я не знаю, что лучше – воспитывать в детях дух свободы или дух
противоречия. В Мусе воспитывают первое, в нас воспитали второе. Я часто
благодарна моему духу противоречия. Элизабет, судя по всему, тоже. Но
линейкой по пальцам – это, пожалуй, слишком.
— Кто-нибудь из детей хочет что-то сказать? – спросила Лиора в конце урока. Муся подумала и подняла руку.
— Я хочу вам пожелать, — сказала она, — чтобы если у вас в жизни еще раз случится школа, она была получше.
А на перемене девчонки потащили меня прыгать с ними в классики.
Правила я усваивала на ходу. Слушайте. Они прыгают совсем не так, как
мы.
Нет комментариев