КАК СТАНОВИЛИСЬ СПЕЛЕОЛОГАМИ?
Раз в году спелеоклуб «Стикс» (как и все прочие) открывал свои двери для всех желающих. Расклеивались объявления в студенческих общежитиях с заманчивой картинкой: радостная летучая мышка на фоне карстовой полости. Большинство романтических натур попадались на эту удочку. Недели две шла запись всех желающих, превышающих десятикратно количество членов клуба. С каждым новичком лично беседовал или Боря Тихомиров, или Шура Шурыгин, или Костя Косицын, или Слава Чуйков и др. светила томской спеолеологии (они же сверхспелеологи или монстры, со-гласно принятой позже классификаци и, по которой все спелеологи делились на монстров, полумонстров и недомонстриков). Каждому новичку леденящим душу голосом объясняли, что спелеоклубу нужны такие девочки (мальчики), которые могут делать все, а те, которые не могут делать все, спелеоклубу не нужны. Первые слабонервные отсеивались уже на этом этапе.
Наконец, общий сбор, распределение новичков по отделениям, каждым из которых руководил сверхспелеолог (монстр). Начинались тренировки. Тренировки были двух видов: общефизические и технические. Общефизические тренировки заключались в легком беге до площади Южной, разминке и беге обратно. Слабаки (в об-щефизическом смысле) отсеивались сразу. Тех, кто мог бегать, прыгать, отжиматься, подтягиваться или хотя бы делать вид, что это им удается, ждали дальнейшие испытания. Как правило, в воскресенье новичков сгоняли к мосту через реку Томь. Там им предстояло спуститься «коромыслом» по веревке с высоты 14 метров. Для этого надо было, упираясь ногами в железную балку и держась определенным образом за веревку, опустить свое бренное тело так, чтобы голова находилась ниже ног, то есть повиснуть прямо под мостом вверх ногами, а затем отпустить ноги, да так, чтобы не удариться головой об эту самую балку. Естественное чувство страха в расчет не принималось. Далее следовало как можно более равномерное сползание по веревке до земли вслед за силой тяжести. Затем, обхватив ногами железную тросовую лестницу, подняться по ней обратно (теперь уже борясь с силой тяжести). После первой технической тренировки количество новичков убывало раза в два.
Примерно через месяц тренировок объявлялась дата первого новичковского выезда. Обычно это были праздники 7 ноября. Надо прибавить, что спелеологи обычно не посещали разного рода де-монстраций, чем постоянно вызывали гнев коммунистически настроенных граждан.
Наконец, первый выезд. Неподъемные рюкзаки, вокзалы, поезда, электрички, темнота, холод, мокрые каменные стены, шипение примуса, запредельное нервное напряжение, запах озона, черное звездное небо… В результате естественного отбора оставалось несколько самых стойких индивидуумов, они и пополняли ряды спелеологов.
рис. Валерии Сапожниковой
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5