Как после вступления в большую жизнь складывается их судьба, а главное, - не оказываются ли они в полном смысле слова людьми без определённого места жительства? До некоторых пор так и было.
Согласно Федеральному закону от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» больше ни один российский сирота не может остаться без собственной квартиры или дома.
- Утверждённый правительством региона «План мероприятий по улучшению демографической ситуации в Ставропольском крае на 2011-2015 годы» насчитывает почти сотню пунктов, - говорит заместитель главы администрации Георгиевского муниципального района Роман Смолянко. - И в числе мер, направленных на повышение уровня рождаемости, значится обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральным законодательством полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями переданы регионам. В Ставропольском крае с конца 2010 года блок жилищных вопросов этой категории граждан находился в ведении министерства строительства и архитектуры. В начале 2014 года нас попросили определить участки земли в сельской местности для строительства коттеджей для детей-сирот. С землёй вопрос решили. Министерством строительства и архитектуры был определён подрядчик, который приступил к возведению четырёх коттеджей на 16 квартир в станице Лысогорской и по одному четырёхквартирному коттеджу в посёлке Нижнезольском и станице Урухской для детей-сирот из Георгиевского района.
… И вот 24 декабря 2014 года был подписан акт о приёме коттеджей в станице Лысогорской на улице Верхней в эксплуатацию. Сдать-то жильё сдали, а вот с вселением в него жильцов особо не спешили. Так и простояли всю зиму и весну дома без новосёлов. И только в июле в некоторые квартиры стали заселяться.
Однако новосёлов ждало разочарование. В одной квартире вздулся линолеум, в другой отклеились обои. Естественно, посыпались жалобы. Нелестная молва о жилье для детей-сирот обрастала слухами. Дескать, дали сиротам по принципу: на тебе, Боже, что нам негоже: стены картонные, фундамента нет, поэтому из-под земли в квартиры проникают подпочвенные воды, всё в плесени, тротуаров нет…
С Романом Смолянко выехали в станицу Лысогорскую, чтобы на месте разобраться в ситуации.
Коттеджи расположены в живописной местности, рядом лесок, за ним водоёмы, те самые знаменитые Лысогорские озёра, на которых любили отдыхать наши космонавты после полётов во время реабилитации в Кисловодских санаториях. Дома расположены рядом с асфальтовой дорогой и к каждому проложен тротуар, правда, гравийный. Постучали в одну дверь – тишина, в другую… Но вот из одной квартиры выглянула женщина, уже лет за тридцать. Подумалось: какая же она сирота? После знакомства вопрос отпал.
Георгиевский детский дом распрощался с Марией Золотухиной ещё в 90-е годы прошлого столетия. Она выучилась на штукатура-маляра в городском профтехучилище, началась самостоятельная жизнь. Работала, жила на съёмной квартире. Когда вступил в силу закон, по которому государство начало предоставлять детям-сиротам жильё, Мария стала бороться за крышу над головой. Прошла несколько судов, и к 37 годам добилась справедливости. Однокомнатная квартира довольно просторная - большая прихожая, кухня, ванная, зал. В каждом помещении на потолке висят «батареи» - зимой квартира топится инфракрасными обогревателями. Каждый примерно по одному киловатту, довольно прожорлив – это сколько же придётся платить за электричество?!
- В те годы нас, детдомовцев, с наступлением совершеннолетия просто выставляли на улицу, - говорит Мария Сергеевна. – И вот, когда я в прошлом году получила квартиру, в очереди на получение жилья в крае было более 500 детей. Мне по решению суда дали квартиру вне очереди: после автомобильной аварии я стала инвалидом, сейчас передвигаюсь с трудом. Квартира светлая, просторная. Конечно, я довольна. Были недоделки, их устранили. Трубу прорвало, поэтому линолеум вздулся. Сейчас почти просох и распрямляется. Пенсия у меня по инвалидности – всего 7014 рублей. Вот получу скоро, куплю и установлю антенну, буду с телевизором. Хотелось бы, чтобы нормальный тротуар проложили, по гравийке очень трудно мне с перебитыми ногами ходить. В общем, пока осваиваюсь.
Стучусь ещё в одну дверь, чтобы узнать о житье-бытье. Открывает мальчик. Третьеклассник Руслан Мазаев говорит, что мамы нет дома. Спрашиваю, как обживались, нравится ли квартира? Отвечает, что сейчас нормально, а когда вселились, пришлось переклеивать обои, устранять недоделки в зале, в ванной.
В других квартирах на стук никто не открывал. Роман Смолянко пояснил, что пока заселены восемь квартир. Выходит, всего половина. А где остальные новосёлы? И почему только через полгода после сдачи коттеджей в эксплуатацию здесь появились первые жильцы?
На этот вопрос дал ответ Сергей Стаценко, заместитель директора ООО «Прогресс», которое и вело строительство коттеджей.
- Сейчас завершаем устранение недоделок, - говорит Сергей Стаценко. – Дома простояли с декабря по июль, пока их не стали заселять. Естественно, квартиры отсырели без обогрева, обои отклеились. Почему так произошло? Потому что в крае началась реорганизация министерств. Они то соединялись, то разъединялись. Возникали ведомственные разногласия - никак не могли определиться, кто же будет уполномочен заключать договоры найма жилья с сиротами? В конце-концов полномочия передали министерству имущественных отношений. И только после этого начали заключать договоры социального найма жилья. Договор на пять лет, после чего можно приватизировать квартиру, но при соблюдении ряда условий.
- А не развалится ли дом к этому времени? Говорят, что стены чуть ли не из картона сделаны…
- Ну что вы, - удивляется Сергей Стаценко. – Коттеджи построены по канадской, так называемой сип-панельной технологии. Смотрите, каждый дом стоит на фундаменте, панели обшиты с внешней стороны металлическим сайдингом. Мы даём гарантию на пять лет на основные конструктивные элементы. Стоимость каждой квартиры по контракту – 806 тысяч рублей. К сожалению, из-за ограниченности выделенных государством денег, в смету строительства не были заложены тротуары, ограждения, уличное освещение. Наша организация построила такие коттеджи в Александровском, Левокумском, Кочубеевском и других районах края. Только в этом году сдали в эксплуатацию 40 квартир. По смете 1 квадратный метр жилья стоит 24 тысячи рублей. И скажу, дома вполне добротные.
Тротуары, освещение, благоустройство… А сможет ли местная власть помочь в этом?
- Конечно, со временем и здесь займёмся благоустройством, - говорит исполняющий обязанности главы администрации станицы Лысогорской Сергей Подорин. – Пока денег нет. Когда вступим в программу ремонта внутридворовых территорий многоквартирных домов, тогда и на этой улице будет праздник. Думаю, обязательно будет.
Ну а где же остальные жильцы? Почему их вселение не контролируют органы опеки района?
- У нас эти полномочия отняли, - говорит главный специалист по опеке и попечительству отдела образования АГМР Лариса Тебехова. – Мы только формируем личные дела сирот и сдаём в министерство образования края, которое рассматривает документы, включает их в списки на получение жилья и присылает нам уведомления. Мы выдаём детям эти уведомления, после чего они в краевое министерство имущественных отношений подают заявления на заключение договора социального найма жилья. Так что на определённом этапе наша миссия заканчивается. Вы спрашиваете, почему не все квартиры заселены? По разным причинам. Некоторые не хотят жить в Лысогорской, хотят в Георгиевске. Кто его знает, что ещё...
Фото и текст
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев