Артиллерия снова Бог войны
Отставание СССР в области БПЛА унаследовали как Россия, так и Украина. Оно усугубилось постсоветским экономическим кризисом, сильно затронувшим ВПК обеих стран.
С началом гражданской войны на Украине в 2014 г. непосредственные участники боевых действий (солдаты и офицеры) быстро оценили важность БПЛА. Однако это мало сказалось на насыщении войск даже разведывательными беспилотниками, не говоря уже о боевых.
По обе стороны фронта закупки или производство БПЛА стали в значительной степени делом добровольцев-энтузиастов. Из-за этого народные милиции ДНР и ЛНР парадоксальным образом оказались более продвинутыми в применении БПЛА, чем ВС РФ.
Ситуация радикально изменилась после начала полномасштабных боевых действий 24 февраля 2022-го. Начался взрывной рост количества БПЛА различных типов и классов в составе ВС обеих стран. Стали чрезвычайно разнообразными формы и методы их применения. Количество БПЛА очень быстро перешло в качество, радикально изменив ситуацию на поле боя.
В итоге еще недавно серьезно отстававшие в развитии беспилотной авиации Россия и Украина сегодня де-факто оказались самыми передовыми странами в этой области, поскольку ни одна другая армия мира не имеет подобного опыта использования БПЛА в ходе крупномасштабной классической военной операции. То, что обе стороны применяют большое количество беспилотников иностранного производства, не умаляет актуальности данного вывода.
Разумеется, главной задачей БПЛА для обеих армий является разведка. А именно: артиллерийская (обнаружение целей, выдача целеуказания, корректировка огня), разведка местности (как на поле боя, так и в населенных пунктах) и, на основе полученных данных, управление боем в реальном времени командирами всех уровней.
Благодаря использованию разведывательных БПЛА обе стороны достигли уникальной в военной истории ситуационной <гиперосведомленности> обо всех действиях противника в любой момент. Фактически стало невозможным скрытое сосредоточение даже малых сил пехоты (хотя бы взвода или роты) и, тем более, техники. <Туман войны>, существовавший на протяжении всей предыдущей истории вооруженных конфликтов, почти полностью рассеялся.
Соответственно, стали невозможны глубокие прорывы обороны противника в стиле Второй мировой, арабо-израильских войн или агрессии США против Ирака. Наряду со строительством мощных оборонительных линий, именно массовое применение БПЛА стало одним из важнейших факторов того, что нынешняя украинская кампания стала сильно напоминать Первую мировую с ее позиционным тупиком и крайне низкими темпами даже тех наступлений, которые считаются успешными. Также массовое применение БПЛА вернуло артиллерии статус <бога войны>, поскольку благодаря разведке и корректировке с помощью беспилотников даже орудия и минометы времен Второй мировой могут использоваться фактически как современное высокоточное оружие. Более того, с помощью БПЛА теперь часто корректируется уже и пулеметный огонь.
Потребность сторон в разведывательных беспилотниках оказалась очень велика, удовлетворить ее ВПК обеих стран могли лишь в очень малой степени (в случае с Украиной - даже с учетом поставок с Запада). В результате основным средством разведки для обеих армий стали коммерческие квадрокоптеры, почти исключительно китайского производства. Главными их преимуществами являются именно массовость, дешевизна, малые размеры, а также высокая маневренность и способность на длительное время зависать на одном месте.
Недостатки - ограниченные автономность и, следовательно, дальность полета, крайне низкая устойчивость к помехам, очень большая уязвимость перед традиционными средствами ПВО, осуществляющими физическое поражение целей. Впрочем, малые габариты коммерческих квадрокоптеров существенно повышают их скрытность как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне. А устойчивость к помехам может быть повышена за счет перепрошивки программного обеспечения, проделываемой добровольцами-энтузиастами.
При этом дешевизна подобных БПЛА делает их тем самым расходным материалом, которым перестала быть традиционная боевая техника. Более того, применение коммерческих квадрокоптеров способствует истощению наземной ПВО противника, поскольку их количество превышает наличие ЗУР у вражеских ЗРК. К тому же зенитная ракета почти всегда дороже поражаемого ею квадрокоптера.
Обе стороны с начала СВО потеряли уже по несколько десятков тысяч коммерческих БПЛА (такие беспилотники могут быть сбиты огнем стрелкового оружия), но этот урон оправдывается их эффективностью и быстро компенсируется за счет новых закупок.
Но необходимо отметить, что коммерческие квадрокоптеры могут вести разведку в глубине обороны противника лишь на несколько километров. Для большего необходимы беспилотники самолетного типа, как правило уже специальной разработки.
Одной из задач тактической разведки, осуществляемой БПЛА, является обнаружение установленных противником минных полей. Более того, предпринимаются попытки использовать беспилотники для разминирования местности (по меньшей мере, с помощью буксируемых ими <кошек> можно снимать растяжки), но пока это, скорее, экзотика, к тому же увеличивает риск потери БПЛА.
Серьезную эволюцию в ходе украинской кампании претерпело применение боевых беспилотных средств. Здесь изначально предполагалось использование специализированных БПЛА самолетного типа, несущих не один боеприпас, а несколько (также целевой разработки). Однако они оказались неэффективны при наличии у противника развитой современной ПВО.
Такие БПЛА весьма дороги (они дешевле пилотируемых боевых самолетов, но почти сопоставимы по цене), поэтому их немного, а для современных ЗРК и, тем более, для истребителей это очень легкая мишень. Применение турецких <Байрактаров> в ВВС Украины в качестве ударного средства фактически прекратилось уже через полгода боевых действий. Сейчас уцелевшие машины этого типа используются лишь для разведки из глубины собственного воздушного пространства.
При этом с обеих сторон линии фронта достаточно быстро возникла идея использовать вышеупомянутые коммерческие квадрокоптеры не только как разведчики, но и как <микробомбардировщики>. Для этого кустарным способом (силами всё тех же энтузиастов-добровольцев на гражданских предприятиях и даже в мастерских) пришлось создавать крепления для бомб и оперение для них. Как средства поражения используются, главным образом, осколочные гранаты ВОГ-17 и Ф-1. Опытным операторам из режима висения удавалось попасть такой бомбой-гранатой в открытый люк танка или БМП, что приводило к гибели экипажа и разрушению машины.
Хотя осколочные гранаты, конечно, не могут нанести существенных повреждений даже легкобронированной технике, не говоря уже о танках или капитальных сооружениях. Эффективны они лишь против автомобилей и пехоты. С другой стороны, сброшенные с квадрокоптеров гранаты, даже не нанося противнику критических потерь, создают у него сильное психологическое напряжение.
Но такие беспилотники сами крайне уязвимы, достаточно легко поражаются из стрелкового оружия, поскольку для сброса бомб-гранат им, как правило, нужно максимально снизиться. К тому же и боевая нагрузка слишком мала.
Таким образом, эффективность многоразовых боевых БПЛА: как больших специальной постройки, так и малых коммерческих - по различным причинам оказалась ограниченной. На данный момент основным классом боевых беспилотников для обеих сторон стали БПЛА-камикадзе (барражирующие боеприпасы). Но это - другая тема. http://xn----8sbeyckrgcbzinq9j.ru-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D0%B2%D0%BE-%D0%B1%D0%BF%D0%BB%D0%B0-%D0%BE%D1%82%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8E-%D0%B8-%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B1%D0%BE%D0%B3-%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B/welcome-2073-0-1/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев