ПОЧЕМУ ОНИ БЕЖАЛИ С ЗАПАДНОЙ БЕЛОРУССИИ?
Наши предки Лущики (по папиной линии) переселились в Сибирь, по семейным преданиям, в начале 20 века. На юге Западной Сибири много поселений, основанных выходцами с территорий нынешних Украины и Белоруссии. Не редкость на дороге указатель, например, на деревню с чисто белорусским названием Филипповичи. На юге Тюменской области переселенцев из Белоруссии особенно много ближе к Ишиму, Омску.
Сроки переезда семьи моего деда Лущика Василия Петровича, 1897 г.р., и семьи его жены Леонович Ирины Мартыновны точно неизвестны; переезжали кто-то из их односельчан и в конце 19 века, потом фигурировал 1906 г., и, возможно, 1916 (что маловероятно, т.к. уже шла 1 мировая война и территория нынешней Белоруссии была под немцем). Поэтому наиболее вероятная дата переезда семьи прадеда Лущика П.- 1906 г.
Кстати, я, советский ребенок, услышав историю переезда из Белоруссии, долго пытала отца, - на каком же языке разговаривали дедушка с бабушкой? Отец, кажется, не мог понять, о чем я его спрашиваю, и отвечал: «Как - на каком?! На нашем, на русском!». В паспорте у него тоже было написано – «русский».
Но всегда, когда в семье рассказывали о переезде в Сибирь с Полесья, мама, заставшая в живых и д. Василия, и б. Ирину, говорила: «Бежали». Мне долго было непонятно, - почему и от кого бежали мои миролюбивые, тихие и спокойные родственники, певунья б. Ирина и работяга д. Василий? Войны не было, территория была российской. Почему- бежали?
Стала разбираться в ситуации, которая могла сорвать мирные многодетные семьи с места.
Поэтому придется начать издалека- спасибо интернету!
Освоение Сибири изначально шло с участием литвин, поляков, - в основном, ссыльных; до середины 19 века основную массу переселенцев составляли ссыльные шляхта, военные, интеллигенция, с сороковых годов 19 века- т.н. «панцырные бояре».
Первые поселенцы из крестьян, если верить семейной информации, массово поехали из Белоруссии в Сибирь в конце 19 века, (в 1896- 98г г.?), самоходами. Встречается объяснение происхождения этого слова тем, что до постройки Транссибирской железнодорожной магистрали люди двигались в Сибирь "своим ходом", везя свои пожитки на обозах. В белорусском языке слово "самохаць" означает "добровольно, по своему желанию". Таким образом, самоходами были те люди, которые пришли в Сибирь самовольно, тем самым представляя собой наиболее мобильную часть крестьянства, не побоявшегося пройти тысячи километров трудного пути в поисках лучшей доли.
9 (22) ноября 1906 г. по инициативе председателя Совета министров Петра Аркадьевича Столыпина был издан указ о порядке выхода крестьян из общины и закрепления в личную собственность надельной земли, который знаменовал собой начало аграрной реформы. Начало Столыпинской реформы тоже способствовало увеличению потока переселенцев на вольные земли на востоке России, ведь эти наделы можно было оформлять в собственность, а не владеть общиной, тем более- не арендовать у помещиков.
Наши Лущики и Леоновичи поселились в селе Воздвиженка (Воздвиженское) Голышмановского района ныне Тюменской области (раньше-Ишимский уезд, Омская губерния ).
Семей переселенцев было много, мне запомнились фамилии Басалаи, Тютюники. Басалай- это наша родня, такую фамилию носил д. Борис, муж бабушкиной племянницы Матрены, Тютюник - фамилия папина друга детства.
Я помню, что среди Лущиков был двоюродный брат то ли Петра Лущика, то ли деда Василия, кажется, по имени Ефим. Может, С. Лущик из Омска прояснит эту ситуацию?
У бабушки Ирины Мартыновны Леонович-Лущик было две сестры - Анна (Гладун) и Анастасия (Горбачева) и два брата, один из которых, Николай, в начале 20 века уехал в Америку на заработки и там остался, и, возможно, переехал впоследствии из САШ в Аргентину. Долго помогал родственникам, пока это было возможно, присылал посылки и деньги.
Второй брат приехал к нему , но ему там не понравилось, и он вернулся на родину.
Есть семейная легенда о том, что, сойдя с парохода (видимо,- в Нью-Йорке), младший брат был поражен и растерян многолюдными толпами, обилием машин (такси) и не знал, как найти брата, пока не увидел водителя, читающего газету. Обрадовавшись, он подошел к нему, и, о чудо! Это и был его брат Николай. Видимо, Леоновичи, как и Лущики, высоко ценили грамотность и образованность, и любили читать.
Происхождение фамилии Лущик
Рядом с Полесьем – Волынь, с Луцком, на украинской Волыни фамилия Лущик тоже распространена. Возможно, Лущики- это просто «луцкие». По наиболее распространенной версии, фамилия связана с профессией, предки Лущиков либо что-то лущили (что?!), либо делали древки копий (лущи). Мне нравится другая версия. До сих пор на Волыни и в Полесье выращивают особый лен, имеющий белое волокно, из которого ткут кисейное полотно удивительной прозрачности. Этот лен и называется «лущик». Следовательно, "лущиками" называли природных блондинов, чьи волосы походили на белое волокно этого льна. Если вспомнить, в нашей семье малые дети были беловолосые (а иногда - и синеглазые), а потом волосы начинали темнеть.
Корни семьи Лущика Василия Петровича.
Где жили наши предки?
Родом дед Василий был из села Святая Воля (Свенце Воля, по-польски) Пинского уезда Минской губернии (сейчас- Ивацевичский район, Брестская область, республика Беларусь). Это болотистое Полесье. Святая Воля расположена в 60 км от Пинска, население было около 500 человек, имелась православная церковь, приходская школа и еврейское училище. Пинское Полесье тесно связано с соседней Волынью не только географически, но исторически и этнографически. Испокон веку пинчуки на лодках и барках плавали по реке Стырь в Луцк и обратно.
http://www.pinsk-history.ru/istoriya-pinska/item/371-pinsk-v-gody-pervoj-mirovoj- vojny
X-XI веках Турово-Пинские земли входили в состав Руси (исторический период-Киевская Русь). Часть земель входила в состав Туровского, позже Пинского княжества, северная была ближе к Новогрудчине. Это отразилось на старом употреблении названий жителей района: в южных районах –Полесье - живут полешуки (полещуки), а северных жителей зовут литвинами. Так что наших предков могли называть как полещуками, так и литвинами, поскольку с. Святая Воля севернее Пинска, как раз в сторону Новогрудка.
Северо-Западная часть Руси, известная ныне под названием Белоруссия, в древности была населена различными племенами: дреговичами, древлянами, радимичами, кривичами, северянами. Южная граница дреговичей с полянами и волынянами начиналась почти у устьев Припяти и продолжалась по всему ее течению узкою полосою по южному берегу, приблизительно по границе Волынской губернии с Минской.
Пинск в 12 веке был городом Туровского княжества, а с конца 12 века- его столицей. Полесье – это земли кривичей, или криви. Кстати, прибалты называют этим именем –криви- своих восточных соседей до сих пор. О народе криви есть упоминание в Ригведе как о воинственном народе (на минуточку, - это несколько тысячелетий до нашей эры! С. Жарникова, «След ведической Руси», 2017 г., стр. 218).
Дреговичи (возможно, от балтского слова «дрегува»- болото), населявшие, судя по описаниям, как раз болотистое Полесье, - один из самых загадочных союзов славянских племен. О них нет почти никаких сведений. В состав Руси вошли без сопротивления киевским князьям (в отличие от, например, древлян). Судя по всему, дреговичи были очень древним племенем. На острове Пелопоннес в Греции жил народ с таким названием, и, вполне возможно, что раньше это было одно племя. Дреговичи могут быть предками украинцев и белорусских полещуков (сайт «Русская семерка»).
С начала 14 века княжество и город входило в Великое княжество Литовское, потом в состав Польши, с конца 18 века- в состав России. Грабили Пинск и окрестные земли и казаки Богдана Хмельницкого, и войска польского князя Радзивилла, и шведского короля Карла, и др. Не говоря уже о зверствах фашистов на Полесье.
До 1581 г. ( с вхождения в Великое княжество Литовское) Пинские земли принадлежали польским и литовским королям и королевам и князьям, с 1581- Пинску было «даровано» самоуправление (т.н. «магдебургское право», которым почему-то очень гордятся нынешние европофилы,- хотя в русских городах самоуправление было испокон веков)
http://www.rumvi.com/products/ebook/очерк-истории
Ситуация в Минской губернии в конце 19-начале 20 века.
В начале 20 века в городе Пинске- 28 тысячное население, около 75% которого составляли евреи, остальное население - поляки, русские, белоруссы и немного украинцев. Горожане- (в основном иудеи и католики, греко-католики (или униаты), - торговое сословие, промышленники, власть, интеллигенция. Православные, или русские, что соответствует первоначальному смыслу слова «русские», жили в основном в весках (селах) и занимались сельским хозяйством.
По одной из версий, слово «русь» означает светлое, освещенное место (некоторые исследователи отмечают использование этого слова в северо - русских говорах по сегодняшний день), а «русские», следовательно, - это «озаренные светом», светлые. Вопросы веры играли в жизни предков гораздо большее значение, чем вопросы рода. На территории Польши, особенно в Галиции, римско-католическая церковь старалась насаждать католичество, народ сопротивлялся, -тогда была предложена «уния»: обряд для народа оставили православный, а руководство церковью, назначение священников и, конечно, доходы- Ватикану. Униатство также не встречало большой поддержки среди православного населения.
В середине 19 века после отмены крепостного права начались волнения среди польской шляхты. Восстание поддержала лишь незначительная часть населения, чаще всего польского происхождения или считавшая себя поляками: шляхта, ксендзы, мелкие чиновники, гимназисты, помещичья челядь и т. п
В 1863 году на территории Полесья развернулись особенно кровавые события (далее цитируется священник Г. Щеголев, «Отнятый крест»). Сотни ни в чем неповинных людей были убиты, искалечены, и часто с изуверской жестокостью. Среди убитых повстанцами мирных жителей оказались поляки, русские, евреи, иностранцы, католики и православные, люди самых различных званий, профессий и положения. Их вешали, стреляли, забивали до смерти. Повстанцы грабили местечки, вески, разоряли и поджигали церкви, жгли дома и целые поселения. В 1863 г. был зверски убит православный священник Данило Конопасевич.
https://zapadrus.su/zaprus/istbl/769-mucheniki-i-muchiteli.html . На его могиле был поставлен гранитный памятник с крестом, однако, в 1928 г. в честь 10-летия независимости Польши, этот памятник был снят с могилы и надпись на нем была удалена. Была набита новая надпись- в память погибшим в 1863 г. польским "повстанцам".
События в Святой Воле в 1863 году.
Село Святая Воля Пинского уезда было сожжено «повстанцами», сожжена и православная церковь, предположительно, 17 века. Убит еще один церковный служитель – псаломщик Федор Яковлевич Юзефович.
По воспоминаниям знавших Федора Юзефовича людей – это был «истинно русский человек», глубоко преданный своему отечеству. Вот что говорится в статье священника Глеба Щеголева.
Все дело происходило в нескольких верстах от Святой Воли, в деревне Великая Гать, где находились усадьба священника и дом псаломщика. в дом Юзефовича пришли два неизвестных человека и, сказавшись странниками, попросили их накормить. Самого Федора в это время дома не было. Жена его приняла незнакомцев и приготовила им поесть. Во время разговора хозяйка заметила, что эти люди «не здешней стороны» и, заподозрив в них повстанцев, послала за своим мужем.
К этому времени отряд повстанцев численностью около 200 человек уже вошел в деревню.
Схватив Юзефовича, повстанцы отвели его в корчму. Там они стали над ним издеваться и выговаривать за то, что он убеждал крестьян устраивать караулы и наблюдать за повстанцами, «чтобы не пропустить кого без вида», что убеждал крестьян вооружаться против них, когда те «хвалились сжечь» село Гать, как сожгли Святую Волю. Между тем жена Федора с пятью детьми со слезами отчаянно умоляли повстанцев помиловать его. Отец – семидесятилетний старик-священник — в ногах ползал у повстанцев, прося пощадить его сына. Но никакие уговоры не приклонили их на милость
Повесили Федора Юзефовича на глазах у всей семьи на вербе возле самого его дома. По воспоминаниям сына, веревка, видимо, не плотно охватила шею, так как его отец ухватился за дерево и несколько ослабил петлю. Заметив это, повстанцы потянули страдальца за ноги, окончательно умертвив его. Было Федору в это время не многим более тридцати лет.
К телу повешенного приставили охрану, чтобы оно оставалось висеть «до третьего дня», и чтобы, по словам ве¬шателей, «не только десятый, но и двадцатый видел и знал, как противодействовать полякам». При этом, воображая себя некими «рыцарями-благодетелями», оставили жене повешенного 30 рублей «на воспитание детей». После убийства псаломщика весь отряд собрался на дворе священнической усадьбы. «Гости» стали хозяйничать в доме, амбарах, конюшне и забрали все, какие нашли съестные припасы, а также муку, овес, повозки, упряжь и почти до вечера пировали. Хотели повесить священника из Великой Гати, но случившийся на ту пору рядом местный помещик уговорил отпустить отца Николая. Похоронили Федора Юзефовича на местном кладбище за усадьбой священника. На могиле его через некоторое время был установлен огромный, около четырех метров крест, который высоко возвышался над кладбищем и был виден издалека.
Воспоминания о священнике-мученике еще более оживились в начале XX столетия, когда после выхода в апреле 1905 года известного Указа «Об укреплении начал веротерпимости» в западных областях империи стала активно меняться национально-конфессиональная обстановка. Так, в Белоруссии в это время заметно активизировалась польская и католическая пропаганда, и стали массовыми случаи перехода из православия в католичество и иудейство. В селах искусственно открывались польские школы, часто там, где в этом не было совершенно никакой потребности, и при этом во многих случаях открывались в обход закона, тайно. Ксендзы раздавали народу листовки с призывами переходить в католичество, распространяли слухи о якобы законном восстановлении унии. Помещики-поляки оказывали разного рода давление на своих крестьян. Так, например, некоторые помещики соглашались сдавать свои земли в аренду крестьянам только в том случае, если последние примут католицизм.
А в 1906 г. началась Столыпинская реформа.
Память о сожженном в 1863 г. поляками селе Святая Воля, о зверствах над священниками, грабежах, угрозы православной вере и русскому языку, угроза возвращения во власть Польши,- и, вместе с тем, возможность начать жить без угнетения и притеснения своей веры, на своей земле,- вот что заставило мирных, глубоко верующих и работящих людей с большими семьями покинуть свои края и податься в далекую Сибирь. Где рядом с ними мирно жили татары, украинцы, русские, стояли церкви и мечети и не было панов. Только в начале 30-х годов 20 века в эти мирные села снова пришла беда, -раскулачивание.
#лущики #самоходы #СвятаяВоля #ПереселениеВСибирь
Комментарии 1