жилищно-коммунальных хозяйств за нарушение доступной, безбарьерной среды
(Общеобразовательная версия)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ОТ 17.03.2011 Г. № 175 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011-2015 ГОДЫ
Извлечение
I.
«Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома…»
«Законодательством Российской Федерации … определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований».
IV.
«При этом организации частных форм собственности проводят работы по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения за счет собственных средств».
«Контроль за соблюдением требований, обеспечивающих доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, должен быть обеспечен федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями в пределах их компетенции».
Аналогичные требования указаны в Государственной программе Р. Ф. «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы
Руководитель ЖКХ обязан обеспечить условия доступности (доступной, безбарьерной среды),
не зависимо от желания жильцов (собственников) помещений
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: В этой рубрике говорится (со сносками на законодательство) о том, что согласно действующему законодательству в прямые обязанности правления (руководителя) ЖКХ входит обеспечение устройствами доступности (народное название ПАНДУС) подъездов жилых домов. Отсутствие данных устройств является прямым нарушением прав потребителей, а также ряда других законодательных актов, за неисполнение которых предусмотрено административное и уголовное наказание. Кроме того, любые люди имеющие маленького ребёнка в семье и проживающие по данному адресу: мама, папа, бабушка, дедушка, тётя, дядя, брат, сестра (достигшие совершеннолетия) - потребители услуг ЖКХ, вынужденные перемещать детскую коляску по маршу лестницы, имеют законное право на денежную компенсацию морального ущерба, вызванного отсутствием предусмотренного законодательством РФ устройства доступности. В данной статье также говорится о том, что правление ЖКХ не вправе ссылаться на отсутствие устройства доступности (пандуса) из-за отсутствия согласия жильцов дома на его установку. Данное утверждение не законно и противоречит требованию законодательства РФ, т. к. согласие жильцов для этого не требуется – это относится к их прямой обязанности, за соблюдение которой несёт полную ответственность правление ЖКХ. Данная рубрика также расскажет о возможных негативных последствиях из-за установки на марше лестницы не соответствующего требованиям законодательства устройства доступности (пандуса).
Согласно ст. 2; ст. 13 "Всеобщей Декларации прав человека" (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), ст.2; ст. 27 "Конституции РФ" (принятой всенародным голосованием 12.12.1993), части 21; части 23 "Всемирной программы действий в отношении инвалидов" (принятой 3 декабря 1982 года Резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН), ст. 150 «Гражданского кодекса РФ» а также другого законодательства РФ, ограничение права инвалида на свободное перемещение является не законным. Ответственность за данное нарушение возлагается на любое руководящее лицо, а в вопросе обеспечения жилых домов и (или) жилых помещений средствами доступности для маломобильной группы населения ответственность возлагается на ответственных за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
На основании ст. 12 ФЗ от 30.11.1994 N 51-ФЗ "Гражданского кодекса РФ", ст. 17; главе IV. закона РФ "О защите прав потребителей" и другого законодательства РФ, любое лицо, вне зависимости от места его проживания (право на свободное передвижение), имеющее ограничение жизнедеятельности (инвалидность) и (или) относящееся к маломобильной группе населения (согласно: СНиП 35 – 01 – 2001, СП 35-101-2001 и др. нормативным актам: "Маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п."), либо общественные организации инвалидов, либо общества по защите прав потребителей, либо уполномоченный по защите прав человека, могут подать в суд исковые требования о принудительном обеспечении помещения средством доступности. Кроме того, любое лицо (а их может быть неограниченное количество), относящееся к маломобильной группе населения может в судебном порядке взыскать компенсацию расходов, связанных с восстановлением его нарушенного права, а также в соответствии с ст. 15 закона РФ "О защите прав потребителей"; ст. 150, ст. 151 Гражданского кодекса РФ может взыскать компенсацию морального вреда с ответственных лиц за содержание помещений из - за отсутствия средств доступности в данном подъезде. Кроме того, по заявлению вышеуказанных лиц, либо органом Прокуратуры, либо Административно технической инспекцией, или государственным Жилищным надзором, либо по заявлению органа местного самоуправления, либо службы социальной защиты населения может быть возбуждено административное, либо уголовное дело. Согласно ч. 6 ст. 13 закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с ответственного лица (организации) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. А также: «Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам». При этом, согласно ч. 4 ст. 4.1 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено".
Согласно части 4 ст. 20 "Жилищного кодекса РФ" предметом жилищного надзора является соблюдение обязательных требований, к которым относится соблюдение правил содержания общего имущества. В соответствии с ч. 3 ст. 39 "Жилищного кодекса РФ" "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации", а не собственниками жилых помещений, либо лицами ответственными за содержание жилых домов. В соответствии с ч. 1 ст. 39 "Жилищного кодекса РФ" "Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме", ст. 158 "Жилищного кодекса РФ" "Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения". Согласно ст. 156 "Жилищного кодекса РФ" "Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства". Таким образом, согласие собственников помещений на установку в подъезде жилого дома технических средств доступности не требуется. Это относится к прямым обязанностям жильцов данного подъезда, а также ответственных лиц за надлежащее содержание жилых помещений. При этом, законодательство Российской Федерации требует обеспечить доступность пользования зданиями, строениями, помещениями. Данное требование указано в: ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; пункте «в» части 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491), где указано, что общее имущество должно обеспечивать "доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом". Кроме того, в соответствии с частью 1.1 ст. 161 "Жилищного кодекса РФ" "Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: … доступность пользования помещениями". Данное требование также указано в различных нормативных актах и регламентах, например в своде правил ч. 4.17 СП 35-102-2001, говорится, что: «При входе в дом следует предусматривать ПАНДУС или АППАРЕЛЬ …». В пп.6 п. 6 Федерального закона РФ от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ" говорится "Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям в том числе требования: доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения"
Согласно части 23 "Всемирной программы действий в отношении инвалидов" "Любое лицо, возглавляющее какое-либо предприятие, также должно сделать его доступным для людей, имеющих дефекты. Это относится к государственным учреждениям различного уровня, неправительственным организациям, фирмам и частным лицам". Аналогичная правовая норма указана в ч. 2.2; 2.3 ст. 161 "Жилищного кодекса РФ". Данное требование также указано в ч. 2 раздела V. Постановлении Правительства РФ от 17.03.2011 г. №174 «О государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы», согласно которому: «… организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счёт собственных средств, в соответствии с законодательством РФ осуществляется реализация следующих мероприятий: приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения …».
Беспрекословность выдвинутых государством требований по обеспечению доступной, безбарьерной среды для маломобильной группы населения подтверждается введением административных санкций на лиц, допустивших данное нарушение. Об этом указано в ст. 16 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой "Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур … несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ". Статьёй 9.13 "Кодекса РФ об административных правонарушениях", предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в виде административного штрафа до 30 (тридцати) тысяч рублей. Кроме того, согласно ст. 7.22 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, несут персональную ответственность в виде административного штрафа в размере до 50 (пятидесяти) тысяч рублей, за нарушение правил содержания жилых помещений. А также, ст. 14.4 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" за оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований влечёт наложение административного штрафа до 50 (пятидесяти) тысяч рублей. Согласно ч. 4 ст. 4. 1 КоАП РФ «Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено».
Нарушение технического регламента руководителями ЖКХ
В соответствии с частью 1.1 ст. 161 "Жилищного кодекса РФ" к лицу, ответственному за размещение оборудования (пандусов) на пути движения по маршу лестницы может быть применена ст. 14.43 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" согласно которой, нарушение требований технических регламентов к продукции, либо к продукции и связанными с ней требованиями к монтажу, эксплуатации, хранению, влечет наложение административного штрафа до 300 (трёхсот) тысяч рублей. За вышеуказанные действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, либо создавшие угрозу причинения вреда предусмотрено наложение административного штрафа до 600 (шестисот) тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой. Повторное правонарушение в течение года, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, влечёт наложение административного штрафа до 1000 000 (одного миллиона) рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Нарушение пожарной безопасности руководителями ЖКХ
Согласно ч. 3.6 свода правил СП 35-105-2002 «Реконструкция городской застройки с учётом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» «Конечной целью является полная реконструкция сложившейся городской среды, всех её элементов с учётом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, при которой должны соблюдаться требования пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97 («Пожарная безопасность зданий и сооружений»)». В соответствии с пунктом 1.1.2. Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01 – 93) к нарушению требований пожарной безопасности относится нарушение требований нормативных документов, регламентирующих требования пожарной безопасности. Таким образом, в соответствии с СП 1.13130.2009; СНиП 21-01-97 не допускается размещение устройств, выступающих из плоскости стен (перил) на марше лестницы. А также, не допускается уменьшать ширину марша лестницы более, чем на 90 (девяносто) сантиметров. Согласно пункту 1.3.3.3. ППБ 01 – 93 запрещается загромождать марши лестниц, а также устраивать на них устройства, препятствующие свободной эвакуации людей. В соответствии с ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 – ФЗ "О пожарной безопасности", а также части 1.1.7. ППБ 01 – 93 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. В соответствии с ст. 20. 4 "Кодекса РФ об административных правонарушениях", за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен административный штраф до 400 (четырёхсот) тысяч рублей, либо предусмотрено возбуждение Уголовного дела по ст. 219 "Уголовного кодекса РФ", предусматривающее наказание в виде лишения свободы сроком до 7 (семи) лет.
Нарушение патентного права руководителями ЖКХ
Кроме вышеуказанного, при установке пандуса, либо другого устройства на марше лестницы, может быть допущено нарушение прав правообладателя. В соответствии с частью 1 статьи 1229 "Гражданского кодекса РФ" не допускается использование результата интеллектуальной деятельности без согласия автора изобретения. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением) (ст. 1229 ГК РФ). Использование без согласия правообладателя является незаконным и влечёт за собой ответственность, предусмотренную законом. В соответствии с ч. 4 ст. 1252 "Гражданского кодекса РФ" любое незаконное использование материального носителя (изделия), в которой выражен результат интеллектуальной деятельности, либо изделия с эквивалентными признаками (ч.3 ст. 1358 ГК), считается контрафактным. Такое изделие подлежит изъятию и уничтожению. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 1252 "Гражданского кодекса РФ" с нарушителя прав интеллектуальной собственности, подлежит взыскание убытков (денежной компенсации) за каждый случай нарушения прав правообладателя. При этом правообладатель освобождается от доказывания размера причинённых ему убытков. Так, например, в соответствии с ст. 1301 "Гражданского кодекса РФ", сумма компенсации за нарушение прав на произведение имеет ограничение в виде 5 000 000 (пяти) миллионов рублей, в то время, как нарушение патентного права не имеет ограничения в размерах компенсации нарушенных прав. А также, в соответствии с ст. 1253 "Гражданского кодекса РФ", суд может принять решение о ликвидации юридического лица, либо прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Вне зависимости от вышеизложенного, в отношении лица, нарушившего права правообладателя, может быть дополнительно возбуждено Административное дело по ст. 7.12 "Кодекса РФ об административных правонарушениях", согласно которой предусмотрен штраф до 40 (сорока) тысяч рублей. Либо возбуждено Уголовное дело по ст. 147 "Уголовного кодекса РФ", предусматривающее штраф до 200 (двухсот) тысяч рублей или лишение свободы на срок до 5 (пяти) лет.
Также следует знать, что согласно ст. 180. "Уголовного кодекса РФ" за незаконное использование товарного знака предусматривается наказание штрафом в размере до двухсот тысяч рублей … или до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.
Для того, чтобы Вы могли избежать вышеуказанной ответственности, соответствовать требованиям законодательства и продемонстрировать Вашу заботу о людях, наша компания предлагает Вашему вниманию уникальное и ЕДИНСТВЕННОЕ на территории Российской Федерации ЗАПАТЕНТОВАННОЕ изделие под названием «Аппарель эвакуационного и бытового назначения», которое отличается от пандусов, а также других средств доступности тем, что данная Аппарель не противоречит требованиям законодательства в части её стационарного размещения на марше лестницы жилых домов, а также не ущемляет права и интересы не нуждающихся в ней граждан. Данное изделие относится к приспособлению для перемещения по нему различных колясок, медицинских и строительных носилок, тачек и тележек, различных тяжеловесных грузов, а также крупногабаритных предметов, например, мебели по лестничным маршам жилых домов. Изделие выпущено в строгом соответствии с требованиями законодательства, что подтверждается сопроводительными документами. Более подробную информацию об изделии Вы можете узнать из рубрики "Аппарель эвакуационного и бытового назначения ".
К вниманию ответственных лиц за содержание помещений!
1. Имеется требование Правительства РФ об обеспечении доступной среды.
2. За уклонение от создания условий доступности введена административная ответственность.
3. Отсутствие доступной среды – является нарушением прав потребителей, в следствии чего, потребители имеют законное право на взыскание в судебном порядке моральной компенсации.
4. Правительством РФ определены ответственные лица за не исполнение требований доступности – это лица ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений (председатели ТСЖ, УК, и т.п. и др.).
5. Правительство РФ определило, что организации за счёт собственных средств обязаны обеспечить условия доступности.
6. Правительством РФ определено, что собственники помещений (жильцы) обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в соответствии с требованиями Правительства РФ (законодательства).
Таким образом, лица, ответственные за содержание жилого дома, в случае отсутствия денежных средств на законном основании могут:
Довести до сведения плательщиков коммунальных услуг, что в соответствии с требованием * Правительства Российской Федерации с платильщиков коммунальных услуг будет взыскан единоразовый платёж в размере … руб. … коп. на обеспечение жилого дома «Доступной средой».
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ:
Уважаемые платильщики коммунальных услуг! Доводим до Вашего сведения, что в соответствии с требованием* Правительства РФ о создании «Доступной среды», в «Счёт на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг» в … месяце 2013 г. будет добавлен единоразовый сбор в размере … руб. 00 коп. на обеспечение жилого дома устройствами доступности.
* ОСНОВАНИЕ: часть 1.1 ст. 161, ч. 2 ст. 39, ст. 156, 158 "Жилищного кодекса РФ", часть 42, п. «А» ч. 30, п. «в» части 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", Государственная программа РФ "Доступная среда на 2011 - 2015 годы», ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, п. 6, ч. 6 ст. 3 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ.
Более подробней Вы можете ознакомиться в рубриках:
1. Открытое обращение к Правительству РФ
2. Правовая позиция ООО Полимент по защите прав маломобильной группы населения на создание "Доступной среды"
примечание:
Статья 105. ГПК РФ Наложение судебных штрафов
2. Судебные штрафы, наложенные судом на не участвующих в рассмотрении дела должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций за нарушение предусмотренных федеральным законом обязанностей, взыскиваются из их личных средств.
ВНИМАНИЕ! О том, как нуждающимся бесплатно установить в подъезде Вашего дома (либо в доме Ваших родственников, друзей и знакомых) пандус, либо другое средство доступности, дистанционным способом, Вы можете узнать из рубрик:
"Права граждан на бесплатное получение пандуса, либо другого средства доступности", "Инструкция по отстаиванию Ваших прав на бесплатную установку пандуса, либо другого средства доступности" и "Список надзорных и контролирующих органов и организаций в системе ЖКХ", "Как правильно выбрать пандус или другое средство доступности".
Извлечение из законодательства РФ подготовлено
юридическим отделом ООО «Пол
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев