Всё опять начинается. Трибьют)
Слушайте на всех платформах: band.link/nvdatribute Если бы мы использовали ИИ (искусственный интеллект) для описания сути этой композиции, то вполне вероятно, что получилось бы нечто подобное: «В песне описываются быт и нравы американского и русского Севера, отмечается их несомненное сходство («Что Сибирь, что Аляска – два берега: бабы, кони, раздолье в пути»). Также делается предположение о том, что американцы непривычны к подобному суровому климату, и им, наверняка, скучно и холодно живётся самим». Своё мнение о произведении Матвиенко и Шаганова высказывали искусствоведы, всерьёз обсуждая вроде как обычный шлягер: «Песня обращает на себя внимание самостоятельностью языка и свежестью творческого поиска» (Елизавета Дмитриевна Уварова, доктор искусствоведения, профессор); «В песне «Не валяй дурака, Америка» предложение подарить недотёпам-американцам валенки соседствует со схемой самосознания «простого советского человека»: жизнь сводится к формуле "Баня, водка, гармонь и лосось"» (Татьяна Чередниченко, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории).
Но, по нашему мнению, появление этой композиции просто взорвало сознание россиян, привыкших к рифме «розы – морозы» и незатейливым сюжетам, – люди среагировали не только на развесёлые посылы в простых строчках, но и в том числе, на упоминание Екатерины II, что, по словам «Википедии», якобы «создало в российской общественности ложное представление о продаже Аляски именно этой императрицей». Хорошо, что почти через сорок лет с момента написания песни, эта строка перестала беспокоить слушателей, и мы оцениваем деяния императрицы Екатерины II Великой по действительным результатам к концу 18 века, когда «корона Российской Империи» осеняла огромные пространства «от Волги до Енисея». Сила же слов Александра Шаганова была такова, что многие и правда подумали, что не Александр II совершил тот самый маневр по «отдаче» Аляски (хотя тут вопрос скорее к тем, кто как в школе учился и какие уроки прогуливал). Песня же жила и будет жить, как и клип на неё с размышлениями критиков после того, как он получил один из призов на фестивале MIDEM в Каннах: что это – всё-таки завуалированная под комикс военная пропаганда или искусная пародия?
Николай Расторгуев: «Это была несколько эпатажная песня, она возникла как прикол. Название запомнилось, но к нему отнеслись почему-то слишком серьёзно. А ведь это всего лишь песня! На «Не валяй дурака, Америка!» был снят клип с элементами анимации, который получил в Каннах приз за «лучшую режиссуру». Это был настоящий прорыв – до этого российские клипмейкеры ничего подобного не делали. Это была заслуженная победа. Работа над этим клипом шла четыре года. Практически от руки рисовали каждый кадр. А история начиналась интересно. Мы с Игорем Матвиенко были в Сочи, и у нас намечалась съёмка в программе «Утренняя почта». Нужно было записать песню, которая ещё не была в эфире, и сделать небольшой видеоролик. Запись происходила в гостинице, в номере Игоря. Там был большой туалет в кафеле. Я там и спел «Не валяй дурака, Америка!», в этой туалетной комнате». А затем под это «демо» для «Утренней почты» музыканты сделали смешное видео – несколько кадров сняли на плёнку, остальное дорисовали. В клипе, кстати, мелькает и «Рыжий» – солист группы «Иванушки International» Андрей Григорьев-Аполлонов со своими друзьями. «Иванушек» на тот момент ещё не было, а он работал в Сочинском театре моды. Тогда он и, можно сказать, начал свою карьеру. «Для нас было шоком, что наше видео попало на европейскую премию MIDEM в 1994 году, тогда весьма престижную. Главный приз тогда получила группа «Аэросмит». А нас наградили за... юмор! Я был в гимнастёрке, можно сказать, эпатировал публику в Каннах. Мы сидели очень долго в зале, но было скучновато, и мы переместились в бар. Вдруг вбегает Константин Эрнст со словами: «Вам приз дают!» Я вылетаю на сцену, беру свою статуэтку и по запарке беру следующую, а мне говорят: «Sorry, it is for "Aerosmith"». А песня «Не валяй дурака, Америка» до сих пор остается самой актуальной из нашего творчества».
Александр Шаганов: «Такие песни жизнеутверждающие, в «тонусе», как мне кажется, можно создавать только в начале своей карьеры сочинителя. Безоглядно, безрассудно, с таким здоровым юмором! Очень мало песен, где совмещена улыбка и музыкальное произведение. Таких песен мало, где все акценты переданы! «Не валяй дурака…» мне очень дорога, я даже ставлю её отдельно среди своих произведений. «Батька Махно» – наш с Игорем Матвиенко шлягер, который мы выдали на-гора, затем «Атас». А всегда у артиста и автора есть проблема: шлягер убивает артиста. За год все «напелись» одну песню, и артист, выходит, надоел. А мы умудрились написать и в следующем сезоне «Не валяй дурака, Америка!». Мы же тогда выбирали новые темы, не боялись быть искренними даже в своих заблуждениях. И там этот моментик: «Екатерина, ты была не права» – до сих пор все кричат. А мне потом один юрист сказал: «А что ты, Саша, до сих пор голову пеплом посыпаешь? У тебя же в тексте не говорится, что Екатерина была виновата в разбазаривании земель, а просто в контексте песни. Она просто была в чём-то не права. Так что перестань расстраиваться». Ну, у нас есть такой укоренившийся миф, который на деле – исторический ляп. Миша Андреев, мой замечательный коллега (я его фанат), – он мне сказал: «У тебя этот ряд идёт безглагольный: «баня, водка, гармонь и лосось». А глаголы будто присутствуют!» И действительно – будто картинки возникают! Я в своём творчестве всегда заботился о том, чтобы было небанально, чтобы удивление было. Это требовало колоссальной работы, напряжения, поиска. В голове происходит такой щелчок. Мы же живём в мире слов, в мире звуков. Как они, незнакомые слова, встречаются в твоём воображении, знакомятся друг с другом и либо «женятся», либо нет. А ты как автор этим дорожишь. Эта песня и по сей день никогда не исчезала из репертуара людей. Потому что она полна доброй иронии. И когда поймет наконец человек, что нам на одном «шарике» жить и любить, и об экологии заботиться…»
В трибьюте эту песню исполняет Олег Газманов.
Олег Газманов: «Я очень благодарен Николаю Расторгуеву за то, что четыре года назад он прекрасно спел мою песню «Дороги» к моему 70-летию. И теперь у меня есть возможность «ответить», спев песню «Не валяй дурака, Америка» к трибьюту «Любэ». С Николаем Расторгуевым как с артистом и с Игорем Матвиенко как с продюсером и композитором меня очень многое объединяет. Как и группа «Любэ», моя группа «Эскадрон» и я – мы стали популярны в конце 80-х. Недавно у меня появилось движение «Газманов. Родники» и радио «Родники». И у Игоря Матвиенко и Николая Расторгуева появились конкурс «АвторА!» и радио «Гордость». Примерно в одно время наши песни попадали в резонанс со страной и становились хитами. «Не валяй дурака, Америка» спеть непросто, потому что голос Николая Расторгуева неповторим – истинный голос России. Но я очень старался, и, надеюсь, не разочарую поклонников Николая. Поздравляю всех причастных с выходом трибьюта и желаю новых творческих побед!»
Олег Газманов – вокал
Александр Коновалов – гитара, клавишные инструменты (программирование), ударные инструменты (программирование), бас-гитара (программирование), бэк-вокал, аранжировка
Марина Муравьева-Газманова - дизайн
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6