Святки – двенадцать дней, отделяющие Рождество от Богоявления, испокон веков начинались сразу же после Рождества и длились до Крещения, до девятнадцатого января. Символизируют они двенадцать месяцев наступившего года и делятся на две половины. «Святые вечера длятся одну неделю со дня Рождества, а остальные дни до Крещения идут «страшные вечера». Почему страшные?
Святки – двенадцать дней, отделяющие Рождество от Богоявления, испокон веков начинались сразу же после Рождества и длились до Крещения, до девятнадцатого января. Символизируют они двенадцать месяцев наступившего года и делятся на две половины. «Святые вечера длятся одну неделю со дня Рождества, а остальные дни до Крещения идут «страшные вечера». Почему страшные?
В старину люди верили, что когда начинает прибавляться свет и тепло, темные силы особенно злятся и гуляют напоследок по земле так, что дым идет коромыслом. И нет такого народа в Старом Свете, у которого бы не было своих поверий о разгуле всякой нечисти.
В России, например, была даже своя «календарная» нечисть: святочницы, которые могли появляться только на святках. Это безобразные на вид существа, покрытые с головы до ног волосами. Они не могут говорить, а только поют без слов и пляшут. Считалось, что встречаться со святочницами очень опасно: руки у них – с огромными длинными ногтями, и этими ногтями они могли «заколупать» человека до смерти. Знатоки, правда, утверждают, что есть у них одна слабость: кокетство. Обожают святочницы украшения. Поэтому, согласно правилам выживания в средние века, если вдруг вам придется столкнуться с этой нечистью, киньте ей бусы под ноги, и пока святочница будет их собирать, вы, возможно, успеете унести ноги!
В неосвещенных избах тогда же можно было легко встретить Буку (помните, как пугали им в детстве?). Это «отвратительного вида урод», который пристает с каверзными вопросами и загадками со страшным условием: не найдешь ответа – останешься с ним навечно. Если, к счастью, разгадка будет найдена – Бука исчезает в тот же миг. (Так что, решайте кроссворды, господа!)
Активизируются в святочные дни и лешие, лесунки (девицы) и лешачихи (дамы). Не дай бог сказать в неурочный час на кого-то: «Что б его (ее) леший унес!». Могут и унести. Бегай потом, ищи… Хорошо, если унесенный жив останется… Не дремлют в святки и оборотни или вещищицы, и могут принять вид любого домашнего животного или даже парня или девушки. Поцелует вас такой «любимый» оборотень и… можно лишиться последнего ума! (Не потому ли и современные родители советуют молодежи быть осторожными с поцелуями,… и не только в святки!)
А в святочные дни, и особенно, ночи советовали все делать благословясь, ведь это самый главный отпор козням нечистой силы. Ставили кресты на окнах и дверях, и, конечно, на чердаках - излюбленном месте высадки «ночного десанта» чертей и ведьм. Причем предохранялись таким образом от нечистой силы не только суеверные деревенские жители, но и горожане: ведь каверзы городской нечисти были замысловатей и изысканней…
Особенно опасны были маскарады: увлечется какой-нибудь легкомысленный юноша маской, последует за ней, а она приведет его на кладбище или к склепу (эта нечисть, по словам моих многочисленных знакомых мужского пола, точно жива по сей день, стала только еще изощреннее!). Или извозчик обратит к вам лицо, и – ах! – вместо извозчика – мертвец или черт! Интересную историю, кстати, рассказывают в музее-усадьбе арапа Петра Великого – Ганнибала – в Суйде (что в 50 км от Петербурга). Повез как-то извозчик в один из святочных вечеров из города человека, к рассвету привез в усадьбу. Обернулся за деньгами, а там… черт сидит, самый настоящий! Бросил извозчик и лошадь и сани и дал деру. Смеялись потом крестьяне, живущие в усадьбе. Они-то привыкли, перестали удивляться черному цвету лица своего хозяина. Ведь так называемый черт и был Абрам Петрович Ганнибал – царский крестник, будущий прадедушка великого русского поэта…
Активизируются в святочные дни и лешие, лесунки (девицы) и лешачихи (дамы). Не дай бог сказать в неурочный час на кого-то: «Что б его (ее) леший унес!». Могут и унести. Бегай потом, ищи… Хорошо, если унесенный жив останется… Не дремлют в святки и оборотни или вещищицы, и могут принять вид любого домашнего животного или даже парня или девушки. Поцелует вас такой «любимый» оборотень и… можно лишиться последнего ума! (Не потому ли и современные родители советуют молодежи быть осторожными с поцелуями,… и не только в святки!)
И обычай остался: колядованием занимаемся все мы с вами, когда ходим в святки друг к другу в гости, дарим подарки, и сидим за праздничным столом. Только вот колядки редко поем. Все больше: «Вот кто-то с горочки спустился» и т.д. Ну, а «ряжение» – это наши с вами маскарады…
В старину рядились, чтобы обмануть нечистую силу, задобрить ее, убежать в конце концов! Ну, а позже рядились по традиции и для веселья, ведь это были дни, а точнее вечера, когда озорникам прощались многие хулиганские, иногда опасные для жизни шутки: и заткнутые половиками печные трубы, и раскатанные по двору бревна, и закинутые на крышу сани.
Святочные маскарады начинались на второй день после Рождества: каждый старался изготовить себе какую-нибудь личину-маску. В деревнях люди старались вырядиться так, чтобы никто не мог их узнать. Наряжались медведями, козами, петухами, волками – просто надевали вывернутые овчиной наверх полушубки. Мазали черной сажей щеки, привязывали к подбородку мочалку, приделывали усы, нацепляли рога, вставляли вырезанные из репы зубы… Орава ряженых вваливалась в избу, пугая детей крича и приплясывая. Люди старались угадать, кто под какой личиной укрылся. А разоблаченный ряженый обязан был снять с себя маску. В дворянских домах наряжались русалками, турками, рыцарями, монахами, барышни - гусарами, а юноши, наоборот, - дамами.
А еще на святки любили гадать о будущей судьбе.
Гадание, или ворожба – процесс, конечно, увлекательный, таинственный и…опасный. Гаданием занимались еще халдейские жрецы, а затем славянские волхвы, призывая сверхъестественные силы открыть будущее. Постепенно этот обряд «накрепко» врос в народную жизнь, да и не только в народную. Почему именно святочные гадания считались самыми правдивыми? А потому, напомню, что именно в этот период всякая нечистая сила - кикиморы, банники, черти, лешие, и прочая погань наиболее активны и, следовательно, доступны «для контакта». Ведь именно от нечистой силы получают ответы на вопросы во время гадания, и тут главное, не «перегнуть палку», соблюсти особые правила поведения: дождаться пения петуха во время заговора. Не забыть перекреститься и т.д. Иначе можно и погибнуть, в лучшем случае, просто сойти с ума…
#Интересное_Логово
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев