С каждым годом возрастает неуспеваемость учащихся по русскому языку.
При дисграфии дети в младшей школе с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок.
Они
не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы,
слоги, у них ужасный подчерк, отдельные буквы неверно ориентированы в
пространстве, имеют недописанные элементы.
У многих детей наблюдается не резко выраженное отставание в речевом
развитии, которое в дошкольном возрасте может не привлекать к себе
особого внимания, но в дальнейшем приводит к появлению этих
специфических ошибок на уроках русского языка.
Поэтому очень
важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии
ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую
патологию легче предупредить, чем устранить.
Работа с детьми дошкольного возраста проводится в соответствии с
выявленными предпосылками дисграфии. Для этого в нашем дошкольном
образовательном учреждении проводятся систематические занятия,
направленные на развитие фонематического слуха, обучение
звуко-буквенному анализу слова, анализу предложения. Дети знакомятся с
элементами грамоты – буквами, слияние их в слоги и слова. Проводится
работа по развитию мелкой моторики для подготовки руки к письму,
обучение детей ориентированию в схеме своего тела, а также на листе
бумаги в клетку. Соответствующим образом формируется развивающая среда в
группе. Создается эмоционально положительный настрой у детей.
Основные направления работы по устранению предпосылок артикуляторно — акустической дисграфии
В основе артикуляторно – акустической дисграфии лежит неправильное произношение ребенком звуков речи.
Овладение
правильным звукопроизношением до начала обучения в школе очень важно,
так как на начальном этапе овладения грамотой ребенок проговаривает
вслух каждое записываемое им слово. Произнося звуки неправильно, ребенок
пишет так, как произносит. Поэтому звуковые замены в речи должны быть
устранены до начала обучения его грамоте.
Основные направления работы по устранению предпосылок
акустической дисграфии
Акустическая
дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией
ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в
соответствующих буквенных заменах на письме.
Игры и упражнения,
направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха приучают
ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки.
«Угадай,
чья песенка» Взрослый просит ребенка внимательно послушать и запомнить,
как поет водичка (произносит отчетливо звук «С»: ссс…) и как поет
комарик «З»: ззз… Затем взрослый произносит то звук «С», то звук «З» и
предлагает ребенку угадывать, когла поет водичка, а когда комарик.
Аналогично песенка змеи «Ш» и песенка жука «Ж» и т.д.
Все указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными
буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии.
Далее
проводятся специальные упражнения, направленные на выработку у ребенка
умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе
слов.
«Хлопни в ладоши» Взрослый последовательно произносит ряд
слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук и
показать соответствующую букву.
« Покажи картинку» Названия
картинок, отличающихся одним звуком, произносятся в именительном падеже с
экранизацией лица (мишка – миска, козы – косы и т. д.).
«Закрой картинку» Ребенку, предлагается, молча закрыть картинки бумажными квадратиками, в названии которых есть заданный звук.
«Подбери слова» Ребенку предлагается назвать несколько слов с заданным звуком.
Основные направления работы по устранению предпосылок
дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм
языкового анализа и синтеза, проявляющееся на письме в искажениях
звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений. Наблюдаются
пропуски гласных букв, согласных при стечении в слове; перестановки
букв; добавления букв. Так же наблюдаются перестановки, пропуски и
добавления слогов в словах. В предложениях дети часто пишут слова слитно
друг с другом (особенно предлоги), не видят границы слов, раздельно
пишут приставки.
Предупреждение этого вида дисграфии состоит в
том, чтобы сформировать у ребенка различные виды анализа и синтеза. Для
этой цели используются различные упражнения.
«Узнавание звука на фоне слова» Ребенок должен уметь определить есть ли заданный звук в слове.
«Определение местоположения звука в слове»:
- Где ты слышишь звук «…» в слове: в начале, в середине или в конце слова?
- Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?
«Определение последовательности и количества звуков в слове»
- сколько звуков в слове;
- между какими звуками находится заданный звук;
- составь слово из первых звуков слов;
- подбери слова, в которых 3, 4, 5 звуков;
- найди картинки, в названии которых 3, 4, 5 звуков;
- подбери картинку к заданной схеме.
«Определение количества слогов в слове»
- придумывание слов на заданный слог;
- составление слов из первых слогов слов, из последних слогов.
Основные направления работы по устранению предпосылок
оптической дисграфии
В
основе этого вида дисграфии лежит недостаточная сформированность
зрительно – пространственных представлений (то есть представлений о
форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по
отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Это проявляется
в недописывании элементов букв, в добавлении лишних элементов, в
неправильном расположении элементов буквы в пространстве по отношению
друг к другу, зеркальное изображение.
Работу начинаем с решения простых зрительных задач:
Формирование зрительного гнозиса:
-
назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы;
назвать перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг
на друга;
- распределить предметы по величине;
-соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой;
-срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок;
- дорисовывание незаконченных контуров и симметричных изображений;
- составление разрезных картинок, дорисуй чего не хватает и т. д.
Развитие зрительной памяти:
- «Что изменилось?»; «Чего не стало?»;
- зрительные диктанты «Продолжи строку»;
- «Фотографирование» — посмотри, запомни, нарисуй (начиная с 3-4 фигур), постепенно увеличивая их количество.
Формирование буквенного гнозиса:
- найти заданную букву среди других;
- сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;
-назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить наложенные буквы друг на друга;
- определить букву в неправильном положении;
- обвести контур буквы, заштриховать ее;
- дописать букву;
- конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина;
- найти в тексте и подчеркнуть заданную букву.
Формирование зрительно – пространственного восприятия:
-
показать правую (левую) руку; показать правой рукой левый глаз и т.д.;
показать правые (левые) части у человека, сидящего напротив;
- с опорой на картинки рассказать, что где находится;
- определить место соседа по отношению к себе: справа от меня…;
- работа над пространственными предлогами.
Уточнение пространственного расположения букв:
- написать заданные буквы справа — слева от вертикальной линии;
- найти букву в ряду сходных: ШЩ ЦЩ ОЮ СО ЬЫ ВЗ т. д.;
- реконструировать (преобразовывать) букву: Ы-Ь-Ъ Б-В -З;
- достраивание буквы или дописывание недостающих элементов;
- соотносить зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом: О –обруч, Ж – жук …;
- тактильное ощупывание, узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона, семян);
- срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина, обведение контура буквы, письмо в воздухе.
Основные направления работы по устранению предпосылок
аграмматической дисграфии
Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего
недорвзвития речи. В основе ее лежит несформированность у ребенка
грамматического строя устной речи. Это выражается в неточности
употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении
согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.
Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа.
Работа над словоизменением:
- образование множественного числа имен существительных;
- согласование прилагательных с существительными;
- согласование существительных с числительными.
Работа над предлогами.
Работа над словообразованием:
- образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;
- образование глаголов при помощи приставок;
- образование относительных прилагательных;
- образование притяжательных прилагательных;
- образование названий детенышей животных.
Обогащение словарного запаса.
Весь комплекс профилактических мероприятий проводится с детьми в игровой форме.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3