Частота речевых нарушений у детей с проблемами в развитии, особенности речевых нарушений и степень выраженности зависят от локализации и тяжести перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС). Многочисленные исследования показывают принципиальную сложность механизма речевой деятельности. Механизмы речи связаны с целостной организацией деятельности мозга, включающей несколько звеньев, каждое из которых вносит свой вклад в характер речевой деятельности.
Первым звеном речевой функциональной системы является слух, зрение, рецепторы чувствительности. Вструктуре механизмов речи главным рецепторным аппаратом является слуховой анализатор, поэтому при его недостаточности процесс формирования речи нарушается. Зрение играет важную роль в развитии письменной речи. К системам рецептивного звена относятся кинестетические ощущения. При недостаточности речевых кинестезий нарушается звукопроизношение, с трудом идет овладение звукобуквенным анализом. Кроме того, нарушается развитие слухоречевой памяти, обусловливающее недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.
Второе звено — это сложные корковые системы, осуществляющие переработку, хранение поступающей информации, выработку программы ответного действия и непосредственный перевод исходной семантической записи в схему развернутого речевого высказывания. Это звено включает в себя специфические речевые системы, которые представлены корковыми структурами левого полушария. Речевые нарушения при поражении второго звена называют расстройствами речи коркового генеза. Эти формы речевых расстройств характеризуются специфическими нарушениями основных звеньев языкового процесса — кодирования и декодирования. В зависимости от специфики поражения мозга может нарушаться либо производство языковых операций в процессе порождения речи на различных этапах, либо процесс понимания речевого сообщения и тоже на различных его этапах. Третье звено речевой функциональной системы реализует передачу речевых сообщений. Это звено имеет сложную сенсомоторную организацию. Речевая артикуляция осуществляется в результате комплексной деятельности пирамидной, экстрапирамидной, мозжечковой систем с участием кинестетической афферентации. Важное значение в реализации артикуляционного акта имеют нижняя лобная извилина, зоны передней центральной извилины, где представлена иннервация органов артикуляции, зоны задней центральной извилины, где происходит анализ кинестетических ощущений, поступающих от речевой мускулатуры. Большое значение в осуществлении моторной речи имеют подкорковые отделы мозга и их связи, мозжечок и прилегающие к нему структуры, проводящие пути, черепно-мозговые нервы, иннервирующие речевую мускулатуру и их ядра. Таким образом, речевая деятельность осуществляется по принципу объединения различных регулирующих центров и проводящих путей в единую функциональную систему. Поражение того или иного звена вызывает специфические речевые расстройства. Все это обусловило необходимость говорить о дифференциальной диагностике и способах коррекции речевых нарушений. Работая совместно с врачом-неврологом, мы имеем данные относительно мозговых механизмов речевой деятельности, роли периферического и центрального отделов речедвигательного и речеслухового аппарата. У детей с отклонениями в развитии могут быть пораженными различные структуры мозга. Для изучения этого врач-невролог назначает параклинические методы исследования: электроэнцефолографию, эхоэнцефолографию, магнитно-резонансовую томографию головного мозга, компьютерную томографию головного мозга, рентгенографию черепа. Получив результаты исследований, невролог расшифровывает данные исследований, назначает медикаментозное лечение. Логопед и невролог совместно проводят изучение артикуляционного праксиса, просодико-ритмико-интонационной стороны речи, импрессивной и экспрессивной речи. При наличии моторно-сенсорного недоразвития речи, нарушений иннервации мышц органов речи, при нарушении ритма, темпа и плавности речи определяют программу коррекционных мероприятий: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логоритмика. Совместно определяют режим нагрузок, вид массажа и артикуляционных упражнений, массаж активизирующий или расслабляющий. Развитие органов речи в филогенезе тесно связано с развитием руки и формированием её дифференцированной моторики. Недостаточность функции рук утяжеляет нарушение развития всей речевой функциональной системы. Двигательный анализатор имеет большое значение в развитии как моторной, так и сенсорной речи ребенка. Поэтому разрабатывается программа развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.
Лавренюк Н. В., Прядко И. Ю. Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 286-288.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев