Воспитательное значение природы трудно переоценить: общение с
природой положительно влияет на человека и будит в нем лучшие чувства.
Особенно велика роль её в воспитании детей.
Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают
прочную основу для дальнейшего ее познания, любви и бережного
отношения к ней.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему
миру. Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы
равнодушными.
Удовлетворить любознательность, не подавить при этом интерес к
познанию мира, формировать необходимые представления о нём,
прививать навыки активности и самостоятельности мышления есть важная
задача работы с детьми.
Растения окружающей нас природы почти половину года не имеют
зелёного покрова, а без листьев и цветов они теряют всякую
привлекательность для детей. Хорошим материалом для наблюдений
являются комнатные растения. Они остаются зелёными круглый год, имеют
все характерные признаки растений, что даёт возможность пробуждать
интерес детей к изучению, активизировать эмоционально-чувственную
сферу, получать научные знания.
Ухаживая за комнатными растениями, дети всегда стараются понять,
почему всё происходит именно так, а не иначе. Ответы и догадки бывают и
правильными, и самыми невероятными, подчас фантастическими. Они
служат поводом для обсуждений, споров, побуждающих детей мыслить,
сравнивать, запоминать, а главное- искать правильное решение.
Чтобы получить ответы на многие вопросы, мы с детьми стали проводить
опыты над комнатными растениями. Для этого в группе создали
исследовательский центр »Почемучка». Используя разную литературу,
подобрали темы для исследований с использованием комнатных растений.
Перед проведением опыта определяем проблему, которую нужно решить
и затем способ правильного ее решения. В процессе исследований дети
учатся использовать необходимые материалы, ставить опыты, наблюдать за
тем, что происходит с объектом, объяснять, объяснять происходящее, делать
выводы.
Благодаря исследовательской деятельности дети научились получать на
свои многочисленные» почему» (почему цветы тянутся к солнцу, имеют
воздушные корни, вянут и сбрасывают листву) объяснения.
Поддерживая жизнь растений, научаются сохранять красоту, продлевать
цветение, жизнь, а в итоге - пользу и радость окружающим и себе: теперьстараются не срывать цветы с газонов и клумб. А с каким сожалением
замечают увядшие листья, стебли, пытаются вернуть растения к жизни!
Полученные знания при исследовании воспитанники используют в своём
повседневном уходе за комнатными растениями в уголке природы.
ПОГОНЕ ЗА СВЕТОМ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить, что растению нужен свет и оно ищет его.
МАТЕРИАЛЫ: Комнатное растение бегония крапчатая.
ПРОЦЕСС:
Поставить растение у окна на три – четыре дня.
Разверните растение на 180 градусов и оставьте еще на три- четыре
дня.
ИТОГИ: Листья растения поворачиваются к окну. Развернувшись, растение
меняет направление листьев, но через некоторое время они снова
поворачиваются к свету.
ПОЧЕМУ? Растение содержит вещество под названием ауксин, который
способствует удлинению клеток. Накопление ауксина происходит на темной
стороне стебля. Излишки ауксина заставляют находящиеся на темной
стороне клетки вырастать длиннее, из-за чего стебли растут по направлению
к свету. Это движение называется фототропизм. Фото - значит свет, тропизм-
движение.
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЯ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Узнать, с какой стороны листа в растение проникает
воздух.
МАТЕРИАЛЫ: Цветок в горшке, вазелин.
ПРОЦЕСС:
. Намазать толстый слой вазелина на верхнюю поверхность нескольких
листьев.
. Намазать толстый слой вазелина на нижнюю поверхность нескольких
листьев.
. Ежедневно в течении недели наблюдать за растением.
. Есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином
сверху и снизу.
ИТОГИ: Листья , на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как
другие не пострадали.
ПОЧЕМУ? Отверстия на нижних поверхностях листьев - устьица- служат для
движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица,
перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности
углекислому газу и препятствуя выходу из листа избытков кислорода.
ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ РАСТЕНИЯМИ.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.
МАТЕРИАЛЫ: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.
ПРОЦЕСС:
. Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей
кой лентой.
. Поставить растение на 3-4 часа на солнце.
. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.
ИТОГИ: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется,
будто пакет заполнен туманом.
ПОЧЕМУ? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по
стеблям, откуда испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7
тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние на
температуру и влажность воздуха. Потеря влаги растением через устьица
называется транспирацией.
РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Подвести детей к выводу о необходимости света для
растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут
глубже ста метров.
МАТЕРИАЛЫ: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках,
темный шкаф.
ПРОЦЕСС: Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.
. Оставить растения на неделю.
. Сравнить затем их цвет.
. Поменять растения местами.
. Оставить растения также на неделю.
. Сравнить опять растения.
ИТОГИ: Растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а
растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли
местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало
бледным и увяло.
ПОЧЕМУ? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество-
хлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении
произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул
хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и
рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста
метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем
они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там
зелёные водоросли не растут.
КАКИЕ КОРНИ У РАСТЕНИЙ ТУНДРЫ?
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Учить понимать взаимосвязь строения корней с
особенностями почвы в тундре.
МАТЕРИАЛЫ: Проращенные бобы, влажная ткань, термометр, вата,
прозрачная высокая емкость.
ПРОЦЕСС:
. Назвать особенности почвы в тундре(мерзлота).
. Выяснить, какие должны быть корни, чтобы растения могли жить при
мерзлоте.
. Поместить влажную вату в прозрачную высокую ёмкость.
. Поместить проращенные бобы на толстый влажный слой ваты.
. Прикрыть влажной тканью и поместить на холодный подоконник.
. Наблюдать в течении недели за ростом корней, их направлением.
ИТОГИ: Корни начали расти в стороны, параллельно дна емкости.
ПОЧЕМУ? Земля в тундре оттаивает только у поверхности, а дальше она
мерзлая и твердая. Поэтому корни растут только в оттаявшей и теплой земле
над мерзлотой, а в мерзлоте нет ничего живого
ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха
с появлением воздушных корней у растений.
МАТЕРИАЛЫ: Сциндапсус, прозрачная емкость, с плотной крышкой и с
водой на дне, решётка.
ПРОЦЕСС:
. Выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями(в
джунглях мало воды в почве, корни могут её взять из воздуха).
. Рассмотреть с детьми воздушные корни монстеры.
. Рассмотреть растение сциндапсус, найти почки- будущие корни
. Поместить растение в емкость с водой на решётку.
. Закрыть плотно крышкой.
. Наблюдать в течении месяца за появлением»тумана», а затем капель на
крышке внутри емкости(как в джунглях).
. Рассматривают появившиеся воздушные корни и сравнивают с монстерой и
другими растениями.
ИТОГИ: Это говорит о том, что растение приспособлено брать воду из
воздуха, хотя мы его и не поливали. А затем необходимо поставить это
растение в комнате как другие растения. Растение живет, как и прежде, но
корни на растении засохли.
ПОЧЕМУ? В джунглях в почве влаги очень мало, а в воздухе ее много.
Растения приспособились брать ее из воздуха при помощи воздушных
корней. Там где сухой воздух они берут влагу из земли.
РАСТЕНИЕ ХОЧЕТ ПИТЬ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выделить факторы внешней среды, необходимые для
роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений
нужна вода.
МАТЕРИАЛЫ: Два цветка бальзамина, поливалка с водой.
ПРОЦЕСС:
. Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.
. Два бальзамина поставить на солнышко
. Одно растение полить, а другое нет.
. Понаблюдать за растениями и сделать вывод.
. Полить это растение и понаблюдать еще неделю.
ИТОГИ: Цветок ,которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое.
Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли
упругость, опустились в низ.
ПОЧЕМУ? Растение не может жить без воды и может умереть.
\
ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить, что растение выделяет кислород. Понять
необходимость дыхания для растений.
МАТЕРИАЛЫ: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок
в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.
ПРОЦЕСС:
. Выяснить почему в лесу так легко дышать(предположение, что растения
выделяют кислород для дыхания человека).
. Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).
. Ставят его в теплое место ( если растение даёт кислород в банке его станет
больше).
. Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород
. Проверить зажженной лучиной.
ИТОГИ: Наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия
крышки.
ПОЧЕМУ? Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно
сказать - что растения нужны человеку и животным для дыхания.
ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить, как сила тяжести влияет на рост растений.
МАТЕРИАЛЫ: Комнатное растение, подставка.
ПРОЦЕСС:
. Поставить цветок с горшком набок на подставку
. В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев
ИТОГИ: Стебли и листья поворачиваются к верху.
ПОЧЕМУ? В растении содержится ростовое вещество- ауксин-, которое
стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется
в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.
ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ?
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА, Установить необходимость почвы для жизни
растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить
почвы, разные по составу.
МАТЕРИАЛЫ:
. Черенки традесканции, чернозём, глина, песок.
ПРОЦЕСС:
. Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений.
. Дети сажают черенки традесканции в разную почву.
. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение
двух недель.
Делают вывод.
. Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в
течение двух недель
ИТОГИ: В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При
пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение
растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.
ПОЧЕМУ? В черноземе растение растет хорошо, потому что много
питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В
песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для
образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых
для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо
проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.
Литература:
1. Дженис Ван Клив. Двести экспериментов, биология.-М.:1995
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников./ Сост.О.В. Дыбина.-М.:ТЦ «Сфера».-
2001
3. План –программа образовательно-воспитательной работы в детском
саду: Методическое пособие для воспитателей./ Сост. Н.В. Гончарова.-
СПб.: «Акцидент».-1997
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев