Развитие общей моторики:
- Совершенствование
статической организации движений (точно воспроизводить
и удерживать позы, преодоление напряжённости и
скованности движений).
- Совершенствование
динамической организации движений (точно и плавно
воспроизводить серию
движений).
- Совершенствовать
ритмическое чувство.
- Совершенствовать
пространственную организацию (гнозис).
- Объединение отдельных
двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности
переключения движений
- Формирование пространственных
представлений с опорой на правую руку
- Статические упражнения с
функциональными нагрузками
- Совершенствование пространственной организации
движений
Развитие мелкой моторики:
- Совершенствование
статической организации движений (точно воспроизводить
и удерживать позы, преодоление напряжённости и
скованности движений ).
- Совершенствование
динамической организации движений (точно и плавно
воспроизводить серию
движений).
- Динамические упражнения с
функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно
- Совершенствовать
динамическую и статическую организацию движений.
(пальчиковый игротренинг,
массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и
конструктором, обводка и
штриховка фигур и т.д.).
- Работа по развитию
конструктивного праксиса, моделирование букв.
- Формирование графомоторных
навыков.
- Формирование различного
вида захвата.
Артикуляционная моторика:
- Вырабатывать умение удерживать губы в
улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;
- Вырабатывать движение губ вперёд,
укреплять мышцы губ, их подвижность;
- Учить спокойно открывать и закрывать
рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать
губы и язык в заданном положении.
- Укреплять мышцы губ и
тренировать их подвижность путём переключения позиций
губ.
- Отрабатывать движение
нижней губы вниз и обратно в исходное положение.
-
Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких
движений
- Отрабатывать движение верхней губы вниз и
обратно в исходное положение.
- Развивать мышечную силу и
подвижность губ.
- Отрабатывать движения языка
вниз, развивая его подвижность. Способствовать
растяжке подъязычной связки.
- Отрабатывать движения языка вверх , развивая
его подвижность. Способствовать
растяжке подъязычной связки.
- Развивать произвольные
движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
- Укреплять мускулатуру щёк,
развивать координацию движений.
- Расслаблять мышцы языка
путём самомассажа (пошлёпывания губами).
Учить
удерживать язык
распластанным, широким.
- Способствовать расслаблению
мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.
- Преодолевать спастичность языка путём самомассажа
(покусывания боковых краёв
языка ), способствовать
прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам.
- Вырабатывать умение
удерживать язык в свободном, расслабленном положении,
лежащим на нижней губе.
- Вырабатывать умение дуть по
середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.
- Учить удерживать язык в
положении, необходимом для произношения свистящих
звуков (за нижними зубами).
- Учить попеременно напрягать
и расслаблять мышцы языка.
- Отрабатывать подвижность
языка и подготавливать его к вибрации, необходимой
для звука « р».
- Отрабатывать подъём языка,
подготавливать его к вибрации, растягивать
подъязычную связку.
- Отрабатывать вибрацию губ и
языка, развивать силу выдоха.
- Учить делать язык узким и
удерживать его в таком положении.
- Вырабатывать умение быстро
менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность.
- Вырабатывать полноценные
движения и определённые положения органов
артикуляционного аппарата: точность
движения, плавность и лёгкость, без подёргива-
ния, дрожания, синкинезий,
устойчивости конечного результата, плавного
переключения с одного движения к другому.
- Активизировать мышцы
мягкого нёба.
- Стимулировать движения
нижней челюсти.
- Развивать
мимико-артикуляционные мышцы, жевательно-артикуляционные мышцы.
- Развивать подвижность
переднее-средней и задней части спинки языка.
- Упражнения для стимуляции
кончика языка (вне ротовой полости)
- Упражнения для развития
точности движений кончика языка
- Формировать навык создавать
и удерживать язык в форме «чашечки» в ротовой полости
- Отрабатывать силу
выдыхаемой воздушной струи при созданной артикуляционной позе «чашечка» (упр.
«дуем на чашечку»)
- Отрабатывать подвижность
языка и вырабатывать качественную длительную вибрацию, необходимую для звука «
р».
Общие речевые навыки:
- Воспитание длительного ротового выдоха.
- Отработка слитности
нескольких гласных.
- Работа над модуляцией
голоса (повышение и понижение голоса )
- Воспитание правильного
темпа и ритма речи.
- Воспитание интонационной
выразительности речи.
- Выработка умения
пользоваться громким и тихим голосом.
- Развитие и
совершенствование музыкально-ритмических способностей.
- Учить выразительно читать
стихи, используя естественные логические
паузы,
ударения, передавая своё
отношение к окружающему.
- Формирование умения
произвольно принимать мимические позы (удивление,
радость, испуг, грусть,
сердитое лицо).
- Расслаблять мышцы лицевой
мускулатуры путём самомассажа.
- Постановка
диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
- Работа над интонационной
выразительностью речи: ритмические упражнения, различение видов интонации в
импрессивной речи
- Дифференциация носового и
ротового выдоха; формирование умения сочетать фиксированный
и форсированный выдохи.
- Формирование речевого дыхания (распределение
выдоха и добор воздуха в процессе речи).
- Совершенствование
символического праксиса
Фонематические процессы:
- Формирование умения
узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.
-Формирование умения различать слоги со сходными звуками.
- Формирование умения
воспроизводить слоговые ряды.
- Формирование умения
подбирать слова на заданный звук.
- Формирование умения
опознавать заданный звук в текстах, предложениях,
словах,
слогах, изолированно.
- Учить подбирать слова близкие по звучанию и смыслу.
- Дифференциация звуков,
близких по акустическим признакам.
- Дифференциация звуков,
близких по артикуляционным признакам.
- Дифференциация неречевых
звуков.
- Работа над пониманием
смыслоразличительной функции фонемы в словах-паронимах.
- Закрепление навыка
определения позиции звука в слове.
- Закрепление навыка выделения
первого звука в слове.
- Закрепление навыка определения последнего звука в слове.
- Закрепление навыка
определения последовательности и количества звуков в слове.
- Закрепление навыка подбора
слов на заданное количество звуков.
- Закрепление навыка подбора слов на заданное
количество слогов.
- Формирование умения
выделять предложения из текста.
- Формирование умения выделять слова из
предложения.
- Опознание звуков речи –
восприятие устной речи на сенсо-моторном уровне
- Развитие стимулирующей функции
речеслухового анализатора (формирование чёткого акустического образа звука)
- Формирование умения
определять количество и последовательность слов в предложении
- Формирование восприятия
устной речи в процессе различения правильно и искаженно произносимых звуков
- Формирование слухового
контроля за качеством собственного звукопроизношения
- Совершенствование умения
составлять слова из последовательно произносимых звуков (слова из 4 звуков)
Лексика.
- Уточнение имеющегося
словаря существительных и его обогащение.
- Формирование
глагольного словаря: активное усвоение
инфинитива,
вопросительного и
повелительного наклонения глаголов.
- Введение в речь
прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.
- Обогащение активного
словаря наречиями, обозначающими местонахождение
(там, тут, вот, здесь),
количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо,
плохо, громко, тихо),
ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.).
- Накопление
семантико-синтактических валентностей и связей слов по лексическим темам.
- Обучение подбору
слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов.
- Уточнение слов,
обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года)
- Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы,
антонимы.
Грамматический строй речи:
- Образование существительных
с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Образование множественного
числа существительных.
- Согласование притяжательных
местоимений с существительными.
- Практическое употребление
в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над.
- Согласование прилагательных
и существительных в роде, числе, падеже.
- Употребление приставочных
глаголов.
- Согласование числительных и
существительных в ед. числе, мн. числе.
- Образование сравнительной
степени прилагательных.
- Образование наречий от
прилагательных.
- Закрепление способов
образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
- Образование относительных
прилагательных.
- Образование притяжательных
прилагательных.
- Закрепление способов образования
новых слов путём сложения основ.
- Формирование умения
пользоваться несклоняемыми существительными.
- Обучение подбору
слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов,
Составление предложений
сданными словами.
Связная речь:
- Развивать умение
вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
- Формирование навыка
составления простых предложений по вопросам, по демонстра-
ции действий.
- Формирование умений и
навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам.
- Закрепление навыка
построения предложений из 3-4 слов.
- Работа над распространением
предложений с помощью дополнений, определений,
обстоятельств, однородных
слов.
- Работа над распространением
предложений с помощью дополнений.
- Работа над распространением
предложений с помощью определений.
- Работа над распространением
предложений с помощью дополнений, определений.
- Работа над распространением предложений с
помощью обстоятельств, однородных слов.
- Составление различных типов
сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.
- Работа над пересказом текста с помощью
опорных карточек и схем.
- Формирование и закрепление
умений и навыков составления описательных рассказов по
картинно-графическому плану.
- Формирование умения
составлять рассказ по сюжетной картине.
- Формирование умения
составлять рассказы по серии картин.
- Закрепление умения
составления рассказов по серии картин, сюжетной картине.
- Обучение составлению
рассказов из личного опыта и творческих рассказов.
- Работа над пересказом текста
с помощью опорных карточек и схем.
- Формирование и закрепление
умений и навыков составления описательных рассказов по
картинно-графическому плану.
ВПФ
- Игры и упражнения на
развитие зрительного внимания «Что изменилось?»
- Игры и упражнения на совершенствование
зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок
- Игры и упражнения на
совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по
лексическим темам)
Слоговая структура
- Работа по нормализации
ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)
- Работа над односложными
словами со стечением согласных в начале и конце слова
- Работа над двухсложными
словами без стечения согласных
- Работа над трёхсложными
словами без стечения согласных
- Повторение за взрослым и
заучивание чистоговорок
- Формирование умения
произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и
самостоятельно по предметным картинкам.
- Упражнения в произношении
слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений
Звукопроизношение
Автоматизация «Ш» «Ж», дифференциация «С-Ш» «З-Ж» в связной речи
Автоматизация «Щ» «Ч» в речи
Постановка «Л», автоматизация
Постановка «Р», автоматизация
- Дифференциация «С’-Ч»
- Постановка звука «Л»,
автоматизация
- Постановка звука «Л’»
- Постановка звука «Ч»,
автоматизация
- Постановка звука «Р’»
- Автоматизация свистящих и
шипящих звуков в связной речи
- Уточнение артикуляционного
и акустического образа звука «Ц»,
автоматизация
- Дифференциация «С-Ц»
- Автоматизация звука «Щ» в начале слов
- Дифференциация «Щ-Т’»
- Автоматизация «Р»
- Автоматизация «Р’»
- Автоматизация «Ш» «Ж» в
связной речи
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4