Вопрос: Ольга Ивановна. Здравствуйте. Извините, что обращаюсь к Вас в личные сообщения. У Вас большая загруженность. Но очень хочется попросить Вас дать совет, как вы работаете с детьми, которые смягчают звуки. Например, говорят не СА, а СЯ и т.д. Наверняка у Вас есть эффективные методы, которые приходят с годами практики. Буду очень благодарна и признательна, если подскажите. Спасибо огромное в любом случае!
Мой ответ:
Если коротко, то главные две проблемы, которые нужно решать – это:
✅ Улучшение тонуса спинки языка, особенно средней её части.
✅ Работа по развитию «фонематического слуха»
Главный дифференциальный признак в произнесении двух этих звуков – наличие-отсутствие мягкости-твёрдости, иными словами палатализация*.
Это и есть эффективные методы, тут ничего другого не придумаешь. Если вы хотите быстро, то может не получиться – мышца взяток не берёт, если только массажем. На это нужно время.
В моей практике были случаи, когда «завалились» дифференциальные признаки звуков и дети не только смягчали, но и оглушали («пяпушка», вместо бабушка), но работа прошла фантастически – все звуки нанизывались, как бусинки на нитку, что ни день, то звук. Но так редко везёт, чаще всего приходится долго трудиться.
Чуть шире вот:
Восстановление тонуса спинки языка (!ВНИМАНИЕ! Сначала нужно определить тонус языка – тут много нюансов: кладёт на ребро, девиации, оттягивает кзади и т.д. Наличие гиперкинезов и пр.)
- рекомендации невролога
- амплипульстерапия, электрофорез (по показаниям невролога и физиотерапевта)
- артикуляционный дифференциальный массаж и гимнастика (распластывание языка, удержание расслабленного языка вне и в ротовой полости, дифференциальные артикуляционные упражнения), жевательная гимнастика (граберы)
- искусственная локальная контрастотермия.
Работа по развитию «фонематического слуха» (I – VI этапы). Обложки книг по развитию фонематического слуха и ссылки на них я неоднократно публиковала.
В понедельник на вебинаре ещё раз покажу.
Приём (не лайфках, конечно) известный, но я люблю:
!!!Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно. Поработайте с дифференциаций звуков раннего генеза, с теми, которые ребёнок произносит, а потом перейдите к таим, как [с] [с`].
*палатализация - смягчение согласных, возникающее в результате поднятия средней части спинки языка к твёрдому нёбу (переходное смягчение).
#звукиССЬ #мягкиезвуки #бинарныепомягкостизвуки #звукопроизношение #палатализация #фонематическийслух #логопедическиймассаж #томатис #бак
#logomed_olga_azova_звукопостановка
#logomed_olga_azova_бак
#logomed_olga_azova_заукиССь
#logomed_olga_azova_мягкиезвуки
#logomed_olga_azova_бинарныепомягкостизвуки
#logomed_olga_azova_звукопроизношение
#logomed_olga_azova_фонематическийслух
#logomed_olga_azova_палатализация
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1