Насколько же важно и естественно задействовать в процессе обучения «на равных», параллельно, оба полушария мозга!
Но, к сожалению, в традиционной системе обучения русскому языку все школьные учебники «однополушарны», то есть обращены только к одному полушарию мозга — левому, отвечающему за логическое,
рациональное начало в мышлении. А правое, доминирующее во всем, что касается образного, художественного способа познания, оказывается факультативным на всем протяжении школьного обучения.
Это приводит к тому, что тысячам детей отрезается путь к творческому созиданию: огромное большинство научных открытий и технических решений родились не в результате применения удачного алгоритма, а благодаря человеческой интуиции, ассоциативному мышлению и
основанных на нем аналогиях, благодаря той самой креативности, которой практически нет места в наших школьных учебниках.
И вот возникла идея - объединить логическую и ассоциативную методики, объединить не механически, а органично. Если одну и ту
же тему изучать, выстраивая материал таким образом, чтобы он был обращен и к логике, и к художественному мышлению, возникает что-то вроде объемного видения. Это можно условно назвать «стереоскопическим эффектом». Процесс и результат обучения при этом качественно меняются: резко возрастает интерес к предмету и
эффективность усвоения информации и навыков.
Соединение этих двух методик позволяет создать качественно новую, адаптивную методику, способную помочь каждому ребенку максимально использовать резервы своего мозга и найти оптимальный путь для себя в процессе учения.
Ассоциативная методика – дело новое, чрезвычайно интересное и перспективное. Она предполагает систематическое
употребление словесной и графической метафоры в учебном контексте. Другими словами, необходимы образ – слово и образ – картинка.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс
письма.
Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).
Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20–35 мин. в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45–60 дней.
Желательно делать перерыв (две недели) между комплексами.
Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть
симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на "двурукость". Обучение
должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком.
Развивая эту тему взаимной помощи мозговых полушарий, удобно привести пример коридора, по обеим стенам которого повешены зеркала. При активности обоих полушарий происходит многократное отражение и усиление их деятельности (как зеркала в коридоре много
раз повторно отражают объект и его отражения друг в друге).
Интересно, что в очень многих методиках уже давно используют
принципы двуполушарного обучения:
- Методики ТРИЗ
- Приемы эйдетики
- основы психотренинга
- педагогика Монтессори
Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны. Это
своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев