Часть 2
Достижения науки античного периода, исчезнувшие в Европе под давлением инквизиции и религиозных фанатиков, были сохранены в переводах арабских ученых.Например, труд Птолемея «Мегале синтаксис» известен Западной Европе в арабском переводе. В Багдаде, Самарканде и Дамаске существовали обсерватории, в которых сделан ряд открытий в области астрономии и геометрии. Арабские математики разработали тригонометрические функции. Но с XIII в. развитие науки в арабском мире также пошло на спад.Такая вот данность. Вычисления Диофанта продолжены Декартом, Ферма, Эйлером в XVII–XVIII вв. Рене Декарт показал, что ноль нужен не для вычисления долгов или прибыли, а для построения системы координат, позволяющей численно описать положение точки на плоскости. Когда на числовой оси отрицательные числа располагаются слева от нуля и все они меньше, чем ноль.Только к концу XVII века появился парадокс Арно: справедлива ли пропорция 1 : (-1) = (-1) : 1? Где и левое, и правое отношения равны -1, но в первом отношении предшествующий член больше предыдущего, а во втором меньше. Это говорит о том, что арифметика Диофанта заработала только в XVII–XVIII вв.Проанализируем историю письменности Греции и Индии, как двух претендентов на открытие десятичного счета. У многих древних народов цифрами служили буквы алфавита, первые цифры появились у египтян и вавилонян. Некоторыми учеными считается, что десятичную систему исчисления впервые изложил индийский учёный Ариабата в своем трактате «Ариабатия». Попробуем выяснить, так ли это.Развитие древнегреческой арифметики принадлежит пифагорейской школе, в которой геометрия представляла собой арифметику рациональных и иррациональных чисел. Пифагорейская школа имеет многовековую философскую традицию, и знания греческой и индийской философии имеют разницу в тысячу лет. В Индии значительное влияние на существующее мировоззрение могла оказывать персидская культура «Авесты» (19 в. до н.э. – 5 в. до н.э.).Александр Македонский, в IV в. до н. э. завоевавший Персию, принес сюда культуру эллинизма и широкое распространение греческого алфавита. Благодаря лингвистической работе ученых мы можем установить определенный язык (алфавит), давший начало для множества разновидностей языков и наречий народов древнего мира. Это говорит о том, что народы, живущие в один период времени, должны были иметь какой-то общий язык для взаимоотношений и торговли.Для стран Европы этим языком стали руны. Для Индии и соседствующих с ней государств таким «объединяющим» языком был санскрит. Более ранней принято считать единую систему письма – протосемитскую.У каждой буквы северносемитского письма было свое особое имя. Так первые четыре буквы: алеф означало также «бык», бет – также «дом», гимел, по-видимому, «верблюд», а далет – «дверь». Мы видим, что в основу многих алфавитов была положена форма северносемитского шрифта, имеющего сходство не только начертаний и звуковых функций букв, но и факт заимствования названий букв и их алфавитного порядка.Древние греки приписывали буквам алфавита цифровые значения для обозначения чисел. И есть мнение, что слово «цифра» заимствовано из арабского языка. По-арабски «сыфр» означает пустое место. Однако мы знаем о том, что все математики того периода одинаково относились к нолю – его обозначали как пустое место. У вавилонян ноль выглядел в виде двух поставленных наискось стрел.Таким образом, первоначально ноль был не цифрой, а лишь знаком пробела. Пустое место подразумевало присутствие в этой «записи» ноля. В Древней Греции в астрономических таблицах Клавдия Птолемея пустые клетки обозначались символом 0 (буква омикрон – ничего).Так же и созвучие «цифра» мы встречаем в других местах. Например, Сефер Йецира (Книга творения), где имеются 10 чисел – «сефирот», а буквы древнееврейского алфавита в своей совокупности делятся на три типа: три «материнские» буквы – Алеф (А), Мем (М) и Шин (Ш). Первая буква арабского алфавита также имеет название «алиф», она писалась как прямая, которая всегда устремлена вверх, как стрела.Единица – это основа счета, и есть изображение такой буквы, и говорить о том, что это видоизменённое изображение индийских цифр, по крайней мере, несерьезно. Нынешний вид арабские цифры приобрели не сразу, а постепенно. Кто же автор арабских цифр, который изменил или восстановил изначальное древнее начертание арабских цифр и придал им смысл?Первоисточником мог быть ионийский алфавит с такими буквами: ΗΡΑΚΛΗΣ. Автор «Универсологии» академик В. Поляков считает, что формой для написания арабских цифр была «сота». Правильный шестиугольник, в границах которого вписывались все числа от ноля до 9.Я считаю, что для написания современной формы арабских чисел использовался римский квадратный капитул, где каждая цифра отражает определенный порядок действия. Основной формой для написания цифры был квадрат, в котором основные линии соединялись «серифами», указывающими очередность цифры в системном построении. Например, написание всем известного почтового индекса в единой прямоугольной форме.В такой же форме построены и римские цифры, которые, по мнению исследователей, являются пиктографическим изображением пальцев рук при счете. Изображение числа пять выглядит как раскрытая ладонь с оттопыренным большим пальцем, а цифра десять – это две скрещенные руки.Система счета, основанная на абаке, существовала в Европе до XVII века.Таким образом, видно, что вся история чисел – производное греческой философии, которая, угаснув однажды, возродилась через полторы тысячи лет посредством сохранения своих знаний в индийской и арабской культуре.Но в данном случае надо к этому относиться оптимистически. Потому что если бы знания Диофанта продолжали бы развиваться дальше, то мирный атом обнаружили бы еще к первому тысячелетию, устроив библейские «Содом» и «Гоморру» в одном из крестовых походов.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев