Корабли Франклина покинули родину утром 19 мая 1845 года, отчалив от пристани английского городка Гринхайт. Первоначально экипаж состоял из 134 человек, но на последней стоянке в заливе Диско на западном побережье Гренландии пять человек были высажены на суда сопровождения и отправлены домой. Они даже не подозревали, что это, пожалуй, самый важный день в их жизни после дня рождения.
Корабли, загруженные доверху провизией и снаряжением, отправились в безжизненные ледяные просторы Арктики, чтобы выполнить своё предназначение – найти Северо-Западный проход. Согласно инструкциям, полученным Джоном Франклином от Адмиралтейства, организовавшего экспедицию, он должен был пройти проливом Ланкастера между Баффиновой землей и островом Девон, а затем действовать полностью самостоятельно, полагаясь лишь на своё чутьё, двигаясь в совершенно неизученных водах. В 1845 году, после прохождения пролива Ланкастер, Франклин оставил «Террор» у острова Бичи, а сам отправился на «Эребусе» дальше на север через пролив Веллингтона. У 77-ой широты им встретились сплочённые тяжёлые льды, и дальнейшее продвижение стало невозможным, пришлось вернуться назад. Первую арктическую зиму британцы встретили у побережья острова Бичи, здесь и захоронили первых трёх погибших — их могилы с надгробиями стали самым хорошо сохранившимся свидетельством бед, постигших экспедицию.
Тела Джона Торрингтона, Уильяма Брэйна и Джона Хартнелла хорошо сохранились в условиях вечной мерзлоты. Тело Торрингтона было эксгумировано в 1984 году и тщательно исследовано, что дало учёным основания предполагать, что он страдал от лёгочных заболеваний и отравления свинцом. Очевидно, перед смертью Торрингтон очень тяжело болел, его труп весил не более 40 килограмм и выглядел крайне истощённым даже со скидкой на неизбежное обезвоживание после смерти. Исследователи считают, что причиной смерти стала пневмония, осложнённая тяжёлым отравлением свинцом. Наличие тяжёлого металла можно объяснить низким качеством консервированной пищи, которая могла впитать часть свинца из банок, и использованием на кораблях систем дистилляции воды со свинцовыми элементами конструкции. Эти выводы проливают свет на причины гибели остальных членов экспедиции Франклина — ими стали сочетание холода, голода, цинги, пневмонии, туберкулёза, усугублённых отравлением свинцом.
Однако оставим могилы несчастных и проследим судьбу экспедиции далее. Весной суда двинулись на запад, дойдя до входа в пролив Пил, и прошли по нему более 250 километров, но уже 12 сентября 1846 года снова вмёрзли в лёд. Вместе с ледовыми полями они начали дрейфовать, сохраняя тщетные надежды освободиться будущей весной. Пищи ещё было достаточно, но усталость и болезни начали сильно влиять на состояние экипажа. 24 мая 1847 года корабельная партия под командованием коммандера Грэма Гора оставила записку в гурии на острове Кинг-Вильям. В ней говорилось о предыдущей и нынешней зимовке, а так же отмечалось, что в экспедиции под командованием сэра Джона Франклина «всё в порядке».
Но это было не так.
Суровая природа Арктики уже приговорила отважных моряков. Начиная с этого момента, все обстоятельства, влиявшие на их шансы выжить, обернулись против них.
Джон Франклин тяжело заболел и умер 11 июня 1847 года. Лето 1847 года было коротким и необычайно холодным. Даже к июлю кораблям не удалось освободиться из ледового плена, вместе с ледовыми полями их прибило к острову Кинг-Вильям. Надвигалась третья зимовка, запасы продуктов, с учётом испортившихся консервов уже подходили к концу. Теперь в полный рост встала цинга — страшная болезнь мореплавателей и путешественников во все времена. Из-за отсутствия свежей пищи и витамина C начинали кровоточить дёсны, выпадали зубы, ужасно болели все суставы, всё тело страшно ломило. Малейшие ранки кровоточили и гноились, не заживая вовсе. Матросы не могли работать и тихо лежали в своих гамаках, ожидая печальной участи. Прибавьте к этому голод, медленно, но верно пробравшийся в трюмы «Эребуса» и «Террора» и страшные морозы, поджидавшие их снаружи. Картина была печальной. В ходе этой третьей зимовки погибли 20 человек.
Нет комментариев