Попытки сил Хайреддина замедлить имперский марш обстрелами и налётами успеха не имеют. Имперцы проходят «две лиги и ещё немного», т.е. около 10 км, и приближаются к позициям Хайреддина у колодцев. Магрибская конница пытается выйти в атаку лавой, но под ружейным огнём авангарда быстро рассеивается и бежит. Начинается имперская атака: два отряда испанских стрелков наступают, ведя непрерывный огонь при поддержке выдвинутой вперёд полевой артиллерии. «4 тысячи турок», удерживающих позиции у колодцев, разбиты; «из них убиты более 600», захвачены 7 пушек. Проблема снабжения водой снята.
Хайреддин с остатками своего корпуса отступает в Тунис, где ещё надеется защищаться. В это время, однако, в городе восстают — видимо, не без помощи со стороны городских верхов — христианские невольники, которых насчитывается от 12 до 22 тысяч и которых Хайреддин ещё ранее предлагал перебить до единого (но встретил сопротивление владельцев, в том числе своих соратников – морских командиров). Восставшие, числом до 6 тысяч, которыми умело руководит пленный рыцарь-иоаннит Паоло Симеони, захватывают замок и поворачивают пушки против Хайреддина.
Ввиду невозможности дальнейшего сопротивления Барбаросса и его соратники с несколькими тысячами лучшего войска вечером и ночью на 21 июля скрытно уходят в сторону Алжира, в порт Бона, куда ещё ранее были отосланы 15 «лучших галер» (видимо, всё та же личная эскадра Хайреддина).
Утром 21 июля император торжественно въезжает в Тунис. Имперские войска и бывшие христианские невольники рассыпаются по городу и принимаются за «традиционные» грабёж и резню не успевшего формально сдаться города. Часть жителей спасается бегством, часть пытается (безуспешно) укрыться в мечетях. Убийства и насилия, пытки и грабёж «становятся делом обычным»; взято столько невольников, что человека продают за 4–6 мелких монет. Солдаты разных наций дерутся за добычу; «много убитых (имперских – ЛСИ), не то от мавров, не то от своих».
Таким образом, преследовать отряд Барбароссы и захватывать Алжир, окончательно добивая противника, оказывается некому. Эскадра Дориа, высланная на поиск вдоль берега, никого не находит.
Собственно население Туниса в это время составляет около 20 тысяч человек; сообщения о «100 тысячах населения и 40 тысячах взятых невольников», опять-таки, преувеличены. В любом случае число жертв резни превышает несколько тысяч; по истечении восьми дней трупный смрад и эпидемия дизентерии заставляют императора перенести лагерь в Раду. 17 августа император покидает Тунис и направляется в Неаполь, оставив в Голетте гарнизон в 1 тыс. испанцев под началом Бернардино де Мендосы.
Тунис — стратегическая победа императора Карла, возвращающая до какой-то степени в его руки контроль над Центральным Средиземноморьем. На троне Туниса восстановлен свергнутый Хайреддином Мулей-Хасан, удобный для императора, а Голетту контролирует испанский гарнизон. В лагуне Туниса уничтожены 82 галеры, т. е. почти весь новый османский флот, построенный зимой 1533–1534 годов под руководством Хайреддина.
По словам испанского историка XVI века Ильескаса, «в двадцать шесть дней, кои длилась война, слава и известность императора затмили (таковые – ЛСИ) всех владык Европы». Вообще взятие Туниса – это зенит военной славы Карла V. Известный художник Ян Вермейен сопровождает императора и делает с натуры эскизы для двенадцати гобеленов, запечатлевающих намеченный триумф; имидж для императора весьма важен. После возвращения в Нидерланды из Африки (26 мая 1536 года) Вермейен получает от Брабантского совета исключительное право печатать и продавать гравюры, изображающие осаду Туниса. 19 марта 1538 года это право бесплатно возобновлено ввиду того, что Вермейен — императорский художник.
Затраты на тунисскую кампанию составляют более миллиона золотых дукатов. Это золото было получено из Перу грабежом сокровищниц инков. Как отмечает Кроули, «впервые Новый Свет влияет на события в Старом».
Захват Туниса, однако, не означает, что покончено с Хайреддином Барбароссой. Беспрепятственно отступив в Бону, он забирает оставленные там 15 галер, усиливает свою флотилию в Алжире и в октябре 1535 года совершает опустошительный набег на порт Махон на острове Минорка. Захвачена португальская каравелла, порт и город разграблены и разрушены, в неволю уведены 1800 человек. Поздней осенью 1535 года Барбаросса появляется в Стамбуле, получает прощение султана за утраченный флот и приступает к постройке нового флота, ещё более сильного.
В целом борьба за Тунис в 1534–1535 годах открывает в истории Европы эпоху полномасштабных военных действий на море.
Нет комментариев