От Бобровой до Соляной башни городская стена прикрыта рвом, преимущественно сухим; контрэскарпы вблизи мостов облицованы камнем и кирпичом. Выходы в ров оставлены для вылазок. Ворота, кроме Соляных, замурованы, городские мосты завалены, но не разрушены. Прикрытые пути и внешние укрепления в источниках не упоминаются.
Артиллерию в старых укреплениях удаётся установить лишь на башнях Каринтийской («Kärntnerthurm»; близ одноимённых ворот «Kärntnerthor»), Замковой («Burgthurm») и Бедноте («im Elend»), а также на Шотландских воротах («Schottenthor»).
В городе имеются 74 пригодных орудия:
6 «зингеринов» калибром 20 нюрнбергских фунтов;
3 картауны 16-фунтовые;
4 нотшланга и 10 полушлангов — длинные стволы и 5–7-фунтовый калибр;
43 фалькона 10-фунтовых, «также называемых четвертьшлангами»; 4 фальконета 1–2-фунтовых;
5 гуфниц;
2 железные мортиры [бомбарды-мортиры?] под каменное ядро;
1 большая мортира под 100-фунтовое каменное ядро;
5 малых мортир под 25-фунтовое каменное ядро.
Также в собственности города находится большое число полных и половинных гаков-гаковниц.
Хаммер насчитывает в Вене 72 орудия: 5 зингеринов, 3 картауны, 3 больших нотшланга, 11 полушлангов, 34 фалькона, 2 фальконета, 6 двойных гуфниц, 2 камнестрельные пушки, 1 большую и 5 малых мортир.
Речная флотилия защитников на Дунае включает 28 больших и малых кораблей и несколько сот лодок-насад.
Артиллерия султанского войска — это, по османским источникам, всё те же 300 орудий (Джовий пишет о 400 орудиях), среди которых, однако, по известным причинам мало тяжёлых. Османский артиллерийский парк устроен у монастыря Св. Марка у Венской горы и защищён рвом и тыном. Типы османских орудий, перечисляемые Купельвизером: «сарбун» («зарбзен»), «шахи», «колумбурна», «бедлушка» («бадалушка»), камнестрелы, мортиры, «огневые коты» и «огневые собаки» («Feuerkatzeu und Feuerhunde») — орудия для стрельбы зажигательными снарядами. На Дунае у османов около пяти сотен лодок-насад.
Немедленно после окружения города начинают работать османские сапёры. Устанавливаются осадные батареи, из которых одна имеет 8 тяжёлых орудий. Янычары укрепляются в развалинах пригорода со стороны Каринтийских ворот и берут эту часть укреплений под сильный обстрел: «пули и стрелы падают как град; кто пойдёт по Каринтийской улице, крепко пожалеет».
Утром 27 сентября османы высаживаются с 200 лодок-насад и полностью замыкают кольцо окружения у Длинного моста. Свою базу османская речная флотилия устраивает у Нуссдорфа. Таким образом, почти полностью заблокированы попытки сообщения между городом и королём. Пфальцграф Фридрих, идущий к городу с имперскими войсками, поворачивает обратно, оставляя наблюдательный пост на горе Бизамберг.
28–30 сентября продолжается обстрел города и в разных местах случаются бои и стычки; вылазки осаждённых неудачны. В городе вводятся реквизиции продовольствия; выдача пищи войскам ограничена. Погода, однако, способствует осаждённым, поскольку к сильным ветрам и дождям добавляются ранние заморозки.
1 октября защитники Вены от перебежчика узнаю́т, что у Каринтийских ворот заложены мины. Некто Георг Хофер вызывается их обезвредить. И действительно, под его руководством к следующему дню защитники обнаруживают мину, которую обезвреживают «за час до того, как её собирались взорвать».
К этому времени становится ясно, что главные усилия осаждающих направлены на участок укреплений от монастыря Св. Августина до стены между Каринтийскими и Избяными воротами. Сюда прокопаны многочисленные ходы-апроши, прикрытые земляным бруствером. Артиллерийский огонь направлен на возможные наблюдательные пункты: башню собора Св. Стефана и прочие высокие здания.
Комментарии 1