Перед Первой мировой войной проходило переоснащение кораблей, немецкие радиостанции были признаны недостаточно современными, выбор снова был сделан в пользу другой европейской разработки: радиостанций системы французской компании «T.S.F.» (Telegraphie Sans Fil). Но и отечественное производство развивалось: во время военных действий, а именно в 1917 году, в Москве был создан «Электротехнический завод Военного ведомства», призванный исправить ситуацию с недостатком радиотехники в армии, который с 1915 г. также восполнялся поставками из Англии и Франции.
Задачи ставились вполне современные: обеспечения связи, выявления каналов связи противника и перехвата передаваемой по ним информации. Потом радиопомехи уже использовали для нарушения радиосвязи между частями армии противника и его военными кораблями. Информацию старались именно перехватить, а не прервать связь.
Перед Второй мировой войной в Советском Союзе создавались свои станции радиопомех (в варианте опытных образцов – «Шторм», «Шторм-2», «Гром»). Они предназначались для подавления каналов радиосвязи. Несмотря на то, что их эффективность была доказана на испытаниях, в серийное производство до начала войны их не пустили.
Начало боевого применения этих станций относится к сентябрю 1941 года, когда опытный образец «Грома» использовался при нанесении советскими войсками контрудара под Ельней. В 1942 г. на базе штатных радиостанций Управления связи РККА была сформирована специальная группа радиоразведки и радиоподавления, которая осуществляла радиоблокаду при окружении армии Паулюса. После этого целесообразность введения войск особого назначения не подвергалась сомнению, поэтому ГКО 16 декабря 1942 г. издал постановление «Об организации в Красной армии специальной службы по забивке немецких радиостанций, действующих на поле боя». Так появились два отдельных радиодивизиона (ОРДН) специального назначения в составе Сталинградского и Донского фронтов, потом появились и другие подобные ОРДН. Эти дивизионы начитывали от 8 до 10 автомобильных радиостанций типа РАФ-КВ, 18–20 разведприёмников типа «Вираж» и «Чайка», 4 радиопеленгатора типа 55 ПК-ЗА и «Штопор». Для работы радиостанций требовалась информация от разведки, за линиями радиосвязи противника постоянно наблюдали, выявлялись основные и запасные частоты вражеских радиостанций, их местоположение, войсковая принадлежность и режимы работы. Радиодивизионы спецназначения в ходе Белорусской операции летом 1944-го сорвали передачу 522 срочных и 1665 простых радиосообщений. Сообщения, касающиеся управления артиллерийским огнём и действий авиации старались нарушить прежде всего, а также вели радиоразведку, радиодезинформацию и радиодемонстрацию на ложных участках сосредоточения войск и прорыва обороны противника.
Во время Восточно-Прусской операции был сорван приём около 1200, а в Земландской – более 1000 радиограмм. В ходе Берлинской операции РЭБ сыграла весьма важную роль – радиопомехи повлияли на исход операций германских войск, приказы приходилось повторять десятки раз. Есть сведения, что 170 срочных боевых приказов и распоряжений вообще не были получены соединениями и частями противника.
Кроме того, средства РЭБ активно применялись и применяются ВВС. Специальные приборы СОЛ-3 и СОЛ-ЗА поступили в советские войска в 1942 г. Уже с середины 1943 г. советская авиация применяла дипольные отражатели и препятствовала работе РЛС противника. У союзников собственные дипольные отражатели были применены уже в 1943 году во время ночного налёта на Гамбург. Дипольный отражатель – это полоска из фольги или металлизированной бумаги, может быть изготовлен из металлизированного стекловолокна. Эти полоски, сброшенные с самолётов в большом количестве, способны долгое время находиться в воздухе, создавая пассивные помехи на экранах радиолокационных станций (РЛС). Поэтому самолёты средствами противовоздушной обороны обнаружить очень трудно. Интересно, что таким же образом дипольные отражатели применяются и сейчас.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны этот особый вид противостояния вёлся непрерывно, радиодивизионы впервые были опробованы как специальные части. К сожалению, непревзойдённый опыт ведения разведки, создания радиопомех и защиты своих РЭС от подобных действий противника после войны надолго оказался невостребованным. Все части радиопомех были сокращены и расформированы. А вот другие страны развивали возможности применения радиоэлектроники в военном деле вполне успешно.
Все же в СССР в послевоенные годы появились первые научные работы по радиоэлектронному подавлению, разрабатывались бортовые самолётные станции помех, новые средства навигации. В 1950–1953 гг. вопрос о РЭБ стал особенно актуальным (не без влияния событий войны в Корее, где тоже применяли радиоэлектронные средства). К 1950 году дипольные и уголковые радиоотражатели и тренировочные передатчики помех промышленного производства поступили в войска. Началась разработка концепции радиоэлектронной борьбы. В 1954–1959 гг. уже сформированы первые батальоны радиопомех радиосвязи, радиолокации и радионавигации. В 1970-х годах провели ряд специальных и опытных оперативно-стратегических учений, сделали вывод, что РЭБ необходимо перевести в общевойсковой бой. 30 августа 1989 года создан Центр комплексного технического контроля Генерального штаба как структурное подразделение специальных войск ВС. Сейчас Войска Радиоэлектронной борьбы Вооружённых Сил Российской Федерации (Войска РЭБ ВС РФ) состоят из нескольких подразделений, одно из них – Межвидовой центр подготовки и боевого применения войск РЭБ.
Нет комментариев