Рано утром во вторник 21 апреля события приняли серьёзный оборот. Госсекретарь Уильям Дженнингс Брайан получил от канадского консула в Веракрусе телеграмму, в которой сообщалось, что «Ипиранга» должен прибыть в порт тем же утром. По данным дипломата, на корабле находилось 200 пулемётов и 15 млн патронов.
В 8 часов утра контр-адмирал Флетчер получил из Вашингтона приказ: «Захватить таможню. Не разрешайте доставлять военные поставки правительству Уэрты или любой другой стороне».
Хотя «Ипиранга» ещё не прибыл, Флетчер решил действовать быстро и не дожидаться подкрепления. Несмотря на обострение конфликта, Флетчер стремился избежать кровопролития. Через канадского консула адмирал сообщил генералу Густаво Маассу, командующему местной мексиканской армией, что вскоре войска США сойдут на берег, чтобы взять под свой контроль доки, таможню и железнодорожную станцию.
В тот день мексиканские войска в Веракрусе состояли из 18-го и 19-го пехотных батальонов, а также нескольких сотен заключённых, которые были освобождены из старой крепости-тюрьмы Сан-Хуан-де-Улуа. Всего мексиканские силы могли рассчитывать на 600 штыков. Помимо этого, под ружьё встали гардемарины из мексиканской военно-морской академии и несколько вооружённых гражданских лиц.
В 10:50 адмирал Флетчер приказал начать операцию, и десантные группы под командованием капитана Уильяма Раша стали высаживаться в порту Веракруса. Первая волна состояла из 800 солдат и офицеров, а также 500 морпехов. Помимо стрелкового оружия, десант доставил на берег несколько пулемётов и трёхдюймовое полевое орудие.
Несмотря на увещевания канадского консула, генерал Маасс ответил, что его присяга и приказы из Мехико не позволяют ему сдаться. Он стал готовиться дать отпор американскому десанту.
Высадившись на пирсе, группа морских пехотинцев двинулась вперёд и захватила канатную дорогу на главной деловой улице Авенида Индепенденсия. Другой отряд взял муниципальную электростанцию к северу от железнодорожного вокзала, одновременно перекрыв западные железнодорожные подъезды к городу. Капитан Раш организовал штаб-квартиру в отеле «Терминал» рядом с железнодорожной станцией и доком. Отряд морских офицеров установил на крыше семафорную связь с адмиралом Флетчером, находившемся на линкоре «Флорида». Чуть позже американские силы захватили таможню и близлежащие склады, здание почты и телеграфа, а также железнодорожный терминал. Казалось, всё шло по американскому плану.
Генерал Маасс направился к казармам 19-го пехотного полка и отдал приказ подполковнику Альбино Родригесу Серрильо направить отряд, чтобы отразить вторжение. Затем в штабе 18-го пехотного полка Маасс велел генералу Луису Бесеррилу раздать винтовки гражданским добровольцам. Подполковник Мануэль Контрерас получил указание собрать своих людей и вместе с добровольцами двигаться параллельно наступлению Серрильо.
Приближаясь к оккупированному району города, мексиканские гражданские добровольцы занимали позиции в ближайших зданиях и на крышах домов. Первое столкновение произошло на углу улиц Морелос и Калле, когда местный полицейский Мигель Монфор заметил американских солдат и открыл по ним огонь из револьвера. Монфор был убит ответным огнём и стал первой жертвой сражения.
Мексиканцы атаковали военно-морских офицеров на крыше отеля «Терминал». Не желая терять связь с флагманом, капитан Раш отправил отряд морской пехоты на крышу для их защиты. Даниэль Хаггерти, один из морских пехотинцев, был ранен в живот. Ранение оказалось смертельным.
Сопротивление усиливалось, и капитан Раш дал сигнал о срочном подкреплении. «Юта» был отозван из поисков «Ипиранги», и адмирал Флетчер приказал линкору высадить батальон на помощь Рашу. «Ипиранга» прибыл днём, но из-за боевых действий на берегу лайнер встал на якорь во внешней гавани.
Нет комментариев