Однако некая базовая информация о немецких средних танках имелась. Например, было известно, что танк весил 18 тонн и был вооружён 37-мм пушкой, что толщина основной брони составляла 30 мм, но подробностей о схеме бронирования не было. Британцы предполагали, что такая броня была равномерной по всему периметру танка. Также было известно, что ранние Pz.Kpfw.III имели разные типы подвески. В итоге плакаты с изображением «немецкого средне-лёгкого танка Pz.Kw.III и командирского танка» нарисовали для британского бронетанкового училища.
Следующий раз англичане столкнулись с немецким танком весной 1941 года в Греции, и ситуация повторилась: сведений о Pz.Kpfw.III раздобыли мало. Была получена информация о 21-тонном танке, вооружённом 47-мм чешской пушкой, который британцы посчитали дальнейшим развитием «18-тонного танка тип III». Возможно, это были искажённые данные о Pz.Kpfw.III Ausf.G, которые действительно получили более мощное орудие и чей вес приближался к 21 тонне. Позже были получены данные о реальном калибре орудия: 50 мм. Также в апреле 1941 года стало известно, что немцы начали экранировать танки дополнительными плитами толщиной 32 мм.
Настоящий поток информации хлынул к англичанам после начала немцами боевых действий в Северной Африке. Первые «тройки» попали туда в марте 1941 года. 5-я лёгкая дивизия, которая имела до 80 таких машин — в основном Pz.Kpfw.III Ausf.G, — вступила в бой с британской 2-й бронетанковой дивизией 31 марта. Немецкое наступление шло с большим успехом, но забуксовало на оборонительной линии у Тобрука. Британцев теснили и дальше, но танковые сражения, вспыхнувшие в пустыне, были именно сражениями, а не бойнями. В таких условиях добывать информацию о противнике было гораздо легче.
Вскоре был захвачен и переведён доклад мастерской немецкого 5-го танкового полка о пригодности Pz.Kpfw.III для боевых действий в Африке. Так англичане узнали, что немецкие танки плохо переносят долгие марши в пустыне. Для того, чтобы ходовая часть не перегревалась, приходилось ездить только ночью, со скоростью до 18 км/ч. Перепады температур крайне негативно сказывались на ресурсе резиновых бандажей опорных катков, которые выходили из строя после пробега в 400 км. Двигатели тоже плохо переносили пустыню: из 65 танков Pz.Kpfw.III, имевшихся в полку, 44 имели поломки на марше. Воздушные фильтры были бесполезны против мелкой пустынной пыли. Песок также попадал внутрь танка и портил механизмы.
К 9 мая 1941 года англичане сумели захватить и изучить вражеский танк, который сгорел после попадания 2-фунтового снаряда в моторное отделение. Было отмечено, что после пожара клиренс машины уменьшился с паспортных 305 мм до 229 мм. В 30-мм броне обнаружили вмятину от 13,9-мм пули противотанкового ружья «Бойс». Танк был из новейших к тому времени модификаций, с 30-мм экранами на лобовой плите и маске пушки, вооружённый 50-мм пушкой и «7,91-мм пулемётом Шпандау». У машины заметили много общего с более тяжёлым Pz.Kpfw.IV: по мнению британцев, схожими были двигатель, КПП, механизм поворота башни и бортовые редукторы. В танке насчитали места только для четырёх членов экипажа вместо пяти, решив, что командир был ещё и наводчиком.
11 июля были проведены испытания обстрелом образца брони, в качестве которого использовали бортовой люк с петлями. Толщина люка составила 31,5 мм. Броня была гомогенной, с твёрдостью по Бринеллю 363 HB с наружной стороны и 352 HB с внутренней. После опытов в лаборатории люк подвергли обстрелу. Противотанковое ружьё «Бойс» оказалось неэффективным: четыре попадания оставили только вмятины с выпучинами на тыльной стороне, при этом одна из пуль попала в ослабленную зону сварного шва.
Нет комментариев