По ночам привязные аэростаты поднимались не только на передовой, но и в глубоком тылу — например, в Британии. Из-за регулярных ночных налётов германских дирижаблей и самолётов-бомбардировщиков там была создана довольно эффективная система ПВО. Обнаружить приближающийся бомбардировщик иногда удавалось по звуку моторов. Для этого имелись наземные звукоулавливатели, а также использовались аэростаты, наблюдатели которых старались уловить в ночной тишине звук двигателя.
Для передачи информации наблюдатели первоначально использовали старые способы: сбрасывали записки, прикреплённые к грузу или уложенные в пенал, который пускали по специальному тросу, передавали сообщения через рупор, с помощью прожектора и азбуки Морзе, флажковым семафором. Пробовали передавать короткие шифровки на позиции с помощью разворачивания из корзины полотнищ разной длины. При корректировании огня батарей подобные способы были малоэффективны.
Наилучшим средством была прямая телефонная связь из корзины на батарею. Первые телефонные сети были одноканальными, с тяжёлым 9-мм кабелем, позже она стала трёхканальной, а промышленность начала производить кабель сечением 6,8 мм. Для флотских аэростатов наблюдения имелись специальные телефонные кабели из стальной проволоки с особой водостойкой изоляцией. Полевые телефонные аппараты вскоре заменили гарнитурой с наушниками и микрофоном. В конце войны, когда характер боёв изменился и войска Антанты и США перешли в наступление, приоритет в средствах связи перешёл к радио — тем более, что к этому времени промышленность выпускала достаточно компактные установки. Теперь аэростаты перебрасывались на буксире за автолебёдками, постоянно поддерживая связь с артиллерией и штабами по радио.
Кроме артиллерийских аэростатов, были пехотные, которые осуществляли общее наблюдение как за противником, так и за своими силами, особенно в период наступления. Наблюдатель в корзине должен был определить местоположение подразделений, правильность выполнения манёвра, получал от передовых частей требования о снабжении и поддержке артиллерией. Телефонная связь при этом могла быть только со штабом, а с передовой «общались» с помощью оптических сигналов с использованием различного оборудования: ламп, флажков, полотнищ, ракет, бенгальских огней и т.д. Часто в корзину садился кто-нибудь из старших офицеров штаба.
Связные аэростаты поднимались и в собственном тылу — они выполняли функцию «сигнальной вышки». Кроме общего наблюдения и информирования штаба, наблюдатели-сигнальщики ретранслировали приказы сразу для большого количества войск в ближнем тылу. Сигналы были лаконичными и хорошо видимыми: с корзины спускали полотнища, гирлянды с объёмными предметами — шарами, конусами и цилиндрами, нанизанными на канат в определённом порядке. На земле войскам приходилось постоянно следить за этими сигналами, да и противник мог в бинокли считывать их — правда, ему требовалась и расшифровка.
Когда аэростат поднимался в воздух, его было видно издалека, и вражеская артиллерия начинала обстрел предполагаемого места дислокации воздухоплавателей. Кроме того, с позиций противника мог быть виден дым от паровых лебёдок. При обстреле можно было сбить прицел маневрированием по высоте, но если противник пристреливался — меняли позицию на запасную. Если противник обстреливал обнаруженную позицию до подъёма аэростата, лучшим способом было быстрее поднять аппарат в воздух — тогда уменьшалась возможность поражения его осколками, а артиллерия противника обычно прекращала огонь, боясь быть обнаруженной этим самым аэростатом. Можно говорить и об «артиллерийских дуэлях» между аэростатами противника, когда наблюдатели из корзин наводили огонь своих батарей на позиции вражеских аэростатов. Так, во время сражения на Сомме французские наблюдатели помогли артиллерии накрыть позиции пяти германских «драконов».
Примерно с 1916 года наибольшую опасность для воздухоплавателей стали представлять вражеские истребители. Обычно при появлении истребителей наблюдатели подавали сигнал опасности и стравливали водород из баллона, а на земле включали лебёдку на спуск. На скорость опускания аэростата влияла не только скорость вращения и мощность лебёдки — ветер тоже его замедлял. В середине войны германские воздухоплаватели под прессингом истребителей Антанты поднимались не выше 500 м, а из 4000 аэростатов, полученных германскими воздухоплавательными ротами, противник за войну уничтожил 241.
Нет комментариев