Начало десантирования было намечено на 21 января, однако задержка сосредоточения частей корпуса в исходном районе заставила перенести высадку на 27 января. Повод для оптимизма у советского командования был: буквально накануне проводились две относительно удачные высадки тактических десантов — 4 января в районе юго-восточнее Медыни, и в ночь на 18 января в районе посёлка Знаменка и деревни Желанье в 40 км южнее Вязьмы.
Однако для высадки целого корпуса требовались не только решительность и дерзость, но и материально-техническое обеспечение с соответствующей подготовкой. В указанных выше боевых эпизодах выбрасывались и высаживались посадочным способом относительно небольшие подразделения: 4 января сводный батальон майора И.Г. Старчака, а 18 января 250-й воздушно-десантный (стрелковый) полк и два батальона 201-й вдбр. Для проведения операций выделялось по 25–30 транспортных самолётов DC-3, ПС-84 и ТБ-3.
Для выброски и последующей высадки посадочным способом трёх бригад, приданных частей и управления корпуса, а главное — их последующего снабжения и прикрытия, требовалось гораздо больше транспортных и боевых самолётов. В целом для одновременной высадки корпусу потребовалось бы 600 ПС-84 или ТБ-3, но с этим были большие проблемы. Производство транспортного ПС-84 и его военной модификации Ли-2 только разворачивалось, а части, вооружённые старыми ТБ-3, понесли за 1941 год тяжёлые потери и частично были задействованы на других фронтах — в том числе, для доставки грузов в блокадный Ленинград.
Для высадки и обеспечения десанта выделялись практически все имеющиеся в распоряжении командования ВВС КА транспортники в количестве 89 единиц: 21 ТБ-3 23-й ад (группа командира 23-й ад дд подполковника И.В. Георгиева), 68 ПС-84 и DC-3 полка особого назначения и Московской авиагруппы особого назначения (МАГОН) ГВФ. Поддержку в снабжении десанта и вывозе раненых могли оказать 100 лёгких многоцелевых бипланов — 36 Р-5 и 64 У-2. Командование особой авиагруппой принял начальник 5-го управления ГУ ВВС КА генерал-майор А.Г. Горбацевич.
Для того чтобы увеличить количество вылетов, было решено выдвинуть аэродромы, с которых будут работать транспортные самолёты, ближе к месту высадки. Предыдущие тактические десанты летали выбрасывать за 200 км с подмосковного аэродрома Внуково, теперь же выбор пал на Калужский аэроузел (аэродромы Грабцево, Орешково, Жашково, Ржавец, Корекозево и Сляднево), что позволяло сократить расстояние до 150 км. К обслуживанию группы привлекли 20-й район авиационного базирования в составе 173-го, 241-го, 253-го, 260-го, 523-го, 566-го и 784-го батальонов аэродромного обслуживания.
Неприятности начались практически сразу. Выяснилось, что три аэродрома невозможно использовать для приёма тяжёлых машин, и по этой причине было принято решение большую часть авиагруппы сосредоточить на аэродромах Грабцево и Жашково.
В итоге аэродром Грабцево в 8 км северо-восточнее Калуги принял 28 транспортных самолётов — 21 ТБ-3 из 1-го, 3-го и 7-го тбап 23-й ад и семь ПС-84 полка особого назначения. Здесь же приземлились пять Р-5 611-го ап, 12 У-2 701-го ап, 14 У-2 712-го ап, а также восемь двухмоторных истребителей Пе-3 9-го бап, которые использовались для разведки.
На аэродроме Жашково на западной окраине села Перемышль (30 км юнее Калуги) принял 47 транспортных самолётов ПС-84 полка особого назначения и МАГОН, 15 Р-5 616-го ап, 12 Пе-3 54-го бап, используемых для разведки.
Аэродром Ржавец в 10 км юго-западнее Перемышля принял 14 транспортных самолётов ПС-84 полка особого назначения и МАГОН, 16 Р-5 735-го ап, один Пе-3 9-го бап (неисправный). На аэродроме Орешково в 18 км юго-западнее Калуги сели 19 У-2 732-го ап, а на аэродроме Корекозево севернее Перемышля — 19 У-2 698-го ап.
Эта схема противоречила плану, согласно которому ПС-84 и ТБ-3 предполагалось рассредоточить группами численностью не более 15–20 машин на одном аэродроме. Советские командиры всех уровней понимали всю уязвимость вынужденного решения и постарались принять самые серьёзные меры по прикрытию аэродромов. К сожалению, малокалиберных зенитных орудий на момент начала немецких налётов на аэродромы доставить не удалось, они прибыли в последующие дни, но ПВО было усилено солидным нарядом истребителей (более 60 машин) — как за счёт частей ВВС ЗФ, так и 6-го иак ПВО Москвы.
Нет комментариев