Ещё одним источником (скорее, «тонким ручейком») пополнения австро-венгерских вооружённых сил офицерским составом было назначение офицеров из кадетов. Во-первых, это касалось практики, принятой ещё до введения института однолетних добровольцев. Тогда любой желающий мог добровольно поступить на службу в выбранную им воинскую часть, чтобы в будущем сдать экзамен на офицерский чин. Таким лицам сначала присваивали звание «кадет (без ранга)» (Cadet (ohne Charge)). Далее человек поднимался по карьерной лестнице в унтер-офицерских званиях, к которым обязательно приставляли предикат «кадет-», чтобы отличать от нижних чинов срочной службы: «кадет-ефрейтор» (Cadet-Gefreiter), «кадет-капрал» (Cadet-Korporal), «кадет-цугсфюрер» (Cadet-Zugsführer) и, наконец, «кадет-фельдфебель» (Cadet-Feldwebel). Впрочем, после реформы 1891 года от этой системы отказались.
Во-вторых, производство офицеров из кадетов было связано с выпускниками кадетских школ. Напомним, что окончившие кадетские школы сначала попадали в воинские части, где им присваивали звания от ефрейтора и выше с обязательной приставкой «титулярный» (Titular-) в зависимости от результатов выпускного экзамена. Наилучшим присваивали звание «кадет-заместитель офицера» (Kadett-Offizierstellvertreter). С 1891 года это звание стали присваивать всем выпускникам, успешно сдавшим экзамены, а в 1909 году его заменили на «фенрих» (Fähnrich).
Изучение ежегодных списков офицеров австро-венгерской армии позволяет сделать вывод, что практика назначений кадетов-фельдфебелей (Kadett-Feldwebel) (с 1909 года — просто кадетов (Kadett)), которые впоследствии получали офицерские звания, продолжалась. Например, в 1909 году в общей армии насчитывалось девять кадетов, в 1914 — шесть, в 1916 — два.
Униформа кадетов была такой же, как и у нижних чинов, проходивших срочную службу. Причём как полевая, так и парадная. Отличия были в знаках различия: начиная с «кадета без ранга», на воротник парадного кителя и петлицы на воротнике повседневного по переднему краю и низу нашивали унтер-офицерский галун шириной 13 мм из шёлка тёмно-жёлтого цвета. Далее шестиконечными звёздочками обозначали ранг так же, как и у ефрейторов и унтер-офицеров срочной службы. При такой системе получалось, что кадет-цугсфюрер носил знаки различия обычного фельдфебеля. А вот у кадета-фельдфебеля на воротнике и петлицах вдоль галуна с внутренней стороны и с отступом 3 мм нашивали ещё один галун, но узкий, шириной 6 мм и из золотой канители (похожие знаки различия были у штабс-фельдфебелей, но у тех все галуны были из шёлка.)
Новые звания однолетние добровольцы получали, уже находясь в запасе: «В австро-венгерской армии установился такой обычай, что назначения и присвоение новых званий активным офицерам объявлялись 1 ноября каждого года, а 1 января каждого года объявляли присвоение звания офицерам резерва. 1 января 1903 года было объявлено о присвоении мне звания лейтенанта резерва, каковым я оставался аж до 1914 года».
C 1909 года вместо лейтенанта резерва однолетним добровольцам стали присваивать звание «фенрих резерва», эквивалентное выпускникам кадетских школ. По данным 1912 года, из 6500 одногодичников фенрихами резерва стали 75%. На этом связь с армией не терялась — офицер запаса должен был проходить переподготовку, обучаясь новинкам военного дела и доказывая, что он не утратил ранее приобретённые навыки: «Каждый однолетний доброволец или запасной, кроме одного года военной так называемой «презенционной» службы, должен был отбыть четыре военных учения, каждое по четыре недели. Было прописано то время, когда и в какие годы необходимо прибыть на эти учения. Мне это выпало на такие годы: 1903, 1905, 1907, 1910 — три первых я должен был пройти при 90-м пехотном полку (Ярославский полк), а четвёртые при 18-м полку краевой обороны (Перемышльский полк). Все эти учения я отбыл полностью, за исключением последних, которые мне перенесли на 1911 год».
С объявлением мобилизации все офицеры резерва подлежали призыву. При этом они продвигались по службе и получали новые звания исключительно в своей категории офицеров резерва. Хорошим примером служит военная карьера известного австрийского писателя Роберта Музиля.
В семнадцать лет Музиль поступил в Техническую военную академию в Вене, но пробыл в её стенах всего полгода, после чего начал учёбу в Высшей технической школе в Брюнне (ныне — Брно, Чехия). Мы не знаем, каким именно образом Музиль получил звание лейтенанта резерва (скорее всего, так же, как и Степан Шухевич — окончив высшее учебное заведение и воспользовавшись правом однолетней службы). С началом Первой мировой войны и объявлением мобилизации Музиль записался в ландштурм Линца, в котором занял должность командира 1-й роты 24-го маршевого батальона ландштурма. Воевал писатель в горах Южного Тироля как адъютант 169-го батальона ландштурма. В 1916 году он был уже обер-лейтенантом резерва 81-го батальона ландштурма. Войну Музиль закончил гауптманом резерва, и был награждён многими боевыми наградами, в том числе орденом Франца Иосифа на ленте Креста военных заслуг.
Нет комментариев