Так кем же был Сикорский – непревзойдённым гением, как о нём часто пишут, или «просто» талантливым конструктором?
Да, «Гранд» стал первым в мире четырёхмоторным самолётом. Но утверждения современных авторов: «Ничего подобного за последующие двадцать лет в мире создано не было», – опровергаются… самим Сикорским: в эпоху невероятно быстрого прогресса в авиации «проходит несколько месяцев, и появляется новый тип аэропланов, который может подняться выше или летает быстрее или же груза поднимает больше, чем предыдущий».
Ещё в 1908 году «огромный воздушный корабль», как назвал дирижабль Цеппелина сам Сикорский, совершил 12-часовой полёт дальностью в 400 км. Полный вес цеппелина достигал 16 т, причём он поднимал 18 пассажиров. В 1909 году – полетел двухмоторный самолёт Луцкого. В год полёта «Гранда» итальянский конструктор Джованни Капрони создал трёхмоторный Ca.30.
На фронт попало порядка 40 «Муромцев» при 80 построенных, тогда как итальянских Caproni было построено более 750, и порядка 600 британских Handley Page 0/100 и 0/400. Немецкие «Гиганты» поднимали до 2 т бомб. В 1916 году состоялся первый полёт французского многоцелевого самолёта Breguet 14, с одним мотором несущего три пулемёта, до 300 кг бомб и летящего со скоростью до 177 км/ч. К концу Первой мировой было построено порядка 5500 таких машин. 1918 год – первый полёт Handley Page 1500 –британского бомбардировщика, поднимающего 3,5 т бомб – в разы больше любого из «Муромцев». 1919 год – Vickers Vimy всего с двумя моторами перелетает через Атлантику. В том же году в Германии достраивается E-4/20, цельнометаллический четырёхмоторный пассажирский моноплан с экипажем в 5 человек, 18 пассажирами и скоростью до 230 км/ч. Если на «Муромец» пробовали ставить 37-мм морскую пушку «Гочкис», то на германский «Гигант» – 130-мм орудие.
«Муромцы» отнюдь не были так неуязвимы, как сообщалось о них по горячим следам: как минимум четыре машины погибли в бою, до декабря 1917 года ещё тринадцать – разбились в авариях и катастрофах. Для лёгких машин была обычной посадка с периодическим отключением двигателя, максимально снижая скорость, а затем «плюхаясь» с высоты 5–6 м. На тяжёлом «Муромце» такая техника посадки нередко приводила к печальным последствиям. Один «Муромец» сгорел, когда механик, вылив из бака стоящего рядом самолёта бензин, тут же начал паять его лампой. Несмотря на модификации, в 1917 году рядовые лётчики уже отказывались летать на устаревших «Муромцах», проектировавшихся методами 1913 года. Самолётам не хватало не только моторов – на «Муромцах» перепробовали примерно полтора десятка разных двигателей, но и… «обыкновенной» проволоки. Опытный пилот был счастлив получить старый аппарат с французской проволокой, спасавшей от плоского штопора. Уже в январе-феврале 1916 года боеспособным был… один «Муромец», сделавший четыре вылета. (Подробнее о том, как воевали «Муромцы», можно прочитать в рассказе Елены Хаецкой «"Муромцы" действуют: первый бомбардировщик мира» – ЛСИ)
Вертолёт? Действительно, он спроектировал, построил и поднял в воздух геликоптер, ставший первым армейским геликоптером США. Только всё это сделал... Георгий Александрович Ботезат почти за 10 лет до VS-300 Сикорского. Ботезат ещё до ПМВ стал признанным учёным-аэродинамиком, затем разрабатывал бомбардировочные прицелы, в мае 1918 года прибыл в США. 18 декабря 1922 года его ДБ-1 «Летающий осьминог» поднялся в воздух на полтора-два метра. «Осьминог» брал на борт до 4 человек или 450 кг груза, оставаясь в полёте до 4 минут. Увы, Ботезат скончался в феврале 1940 года.
Первая половина XX века – эпоха необычайно бурного развития техники, поэтому практически бессмысленно настаивать на чьём-либо абсолютном приоритете и непревзойдённости. Но одновременно – это эпоха, «когда самолёты были деревянными, но на них летали стальные люди». Искреннего уважения заслуживает поистине железная воля Сикорского – никогда не сдаваться, искать всё новые и новые пути к реализации своего таланта. Может быть, именно в этом и заключается наследие Игоря Ивановича.
Нет комментариев