Тепловые режимы работы двигателя по антифризу и маслу не превысили допустимых пределов. Даже у танка №028, который без остановки форсировал Днепр сначала в одном направлении, а затем в обратном, пройдя при этом более 700 метров под водой, температура масла не превысила 90°C. Был сделан вывод, что Т-54 спокойно может форсировать водные преграды шириной 500–700 метров.
Условия экипажа при работе под водой были несколько хуже, чем на суше, но оставались удовлетворительными. Единственный существенный минус был у командира — шланг откачки воды мешал наблюдению через приборы.
В конце испытаний провели опыт по эвакуации танка, оставшегося под водой. Во время этого опыта водолаз соединял буксирными тросами под водой эвакуируемый танк и танк-буксир, и определялось время, необходимое для этой операции. Основная трудность при затоплении танка на значительном удалении от берега (200–300 метров) заключалась в доставке буксирного троса к затопленному танку, поэтому решили сделать комбинированную схему. Танк-буксир, у которого передний трос был штатно уложен на лобовом листе, сцепили с помощью троса лебёдки с тягачом, находящимся на берегу.
Эвакуируемый танк был остановлен на глубине 2,3 метра. Его буксирные тросы находились на штатных местах. Танк-буксир с трубой-лазом подошёл на расстояние 1–1,5 метра. Напротив танков бросил якорь автомобиль-амфибия БАВ-485, с которого в воду спустился водолаз. За 18 минут он соединил тросами оба танка, после чего началась эвакуация. Поскольку эвакуируемый танк был полностью исправным, никаких проблем при его вытаскивании не берег не было. Данный метод эвакуации был рекомендован для применения в войсках.
Пробегом на суше были определены предельные расстояния, на которые танк мог передвигаться при установленном уплотнении крыши МТО, не выходя за допустимые пределы температурных режимов двигателя. Получилось около 2–2,5 км, после чего двигатель начинал перегреваться. Было предложено с исходного рубежа, который находится дальше 2,5 км от преодолеваемой водной преграды, двигаться с не полностью герметизированным МТО, без установленного кормового крепления чехла. Время, которое было необходимо, чтобы силами двух членов экипажа поставить крепление обратно, не превышало 2 минут.
На испытаниях также был момент, когда при открытии жалюзи потоком воздуха сорвало уплотнительный чехол с крыши МТО. После этого в инструкции по эксплуатации ОПВТ категорически запретили открывать жалюзи даже при достижении предельных температур двигателя.
После преодоления водной преграды для приведения танк в боевое положение необходимо было снять ОПВТ. В зависимости от ситуации возможны были как полное снятие оборудования, так и лишь частичная разгерметизация машины. При частичной разгерметизации выполнялись только те действия, которые были необходимы экипажу для ведения прицельно стрельбы и совершения длительного марша. При этом допускалось даже повреждение узлов ОПВТ. Как для полного снятия оборудования, так и для частичной разгерметизации необходим был выход экипажа из танка.
При частичной разгерметизации снимались только крышка прицела, уплотнение дульного среза пушки, уплотнение погона башни, воздухопитающая труба и крышка выхлопной трубы. Чехол над МТО просто разрезался, также отсоединялся шланг выброса воды системы откачки, открывалась заслонка воздухоочистителя, и выдёргивался шнур уплотнителя из командирского люка. На всё это экипаж затрачивал всего 2–3 минуты, после чего танк был готов к бою. На полное снятие ОПВТ экипаж тратил около 10–12 минут. В этом случае чехол уплотнения МТО снимался, снимались крышка амбразуры пулемёта и колпак вентилятора, разгерметизировался люк заряжающего и устанавливался на место его прибор наблюдения.
Эти испытания, как и ранее проводившиеся, показали ещё одну особенность преодоления водных преград под водой. При первой же возможности экипаж должен был провести дополнительное обслуживание танка, а именно сменить смазку в бортовых передачах, если там была обнаружена вода, удалить везде замазку ЗЗК-2, смазать втулки балансиров, протереть и смазать весь инструмент, лежащий на надгусеничных полках, вернуть на место топливные и масляный баки, удалить воду из фары, смотровых приборов и подбашенных карманов, протереть внешние узлы электрооборудования и радиостанции. Наконец, следовало протереть, смазать и уложить узлы самого ОПВТ.
После окончания испытаний для офицеров 18-й мд были проведены показные занятия по преодолению водной преграды по дну.
В целом испытания ОПВТ были признаны успешными. Комплект оборудования для подводного вождения разработки НИИБТПолигона и производства завода №75 позволял преодолевать водные преграды шириной 500–700 метров и глубиной 4–5 метров по разведанному дну водоёма. Он был рекомендован для установки на серийные танки при условии устранения недостатков.
Были обозначены рекомендации по улучшению комплекта ОПВТ перед постановкой в серийное производство. Рекомендовалось использовать более прочный материал для чехлов МТО и бронировки пушки, чтобы избежать необходимости использования парусиновых подслоек. Камеру уплотнения башни предлагалось изготавливать из цельнорезиновой трубки с мотоциклетным ниппелем. Для контроля давления в камере в ЗИП комплекта нужно было ввести манометр, а чехол дульного среза и уплотнение вентилятора башни сделать из прорезиненной ткани, аналогичной используемой на чехле МТО, поскольку металлические чехлы оказались очень громоздки. На случай, если танк провалится на глубину более 5 метров или труба получит повреждения, на ней следовало предусмотреть заслонку.
Кроме того, рекомендовалось пересмотреть форму дополнительных топливных баков, сместить их патрубки вниз, а также развернуть на 90° масляный бак, чтобы они не мешали установке чехла МТО. Для экипажа было необходимо установить табличку о правилах пользования заслонкой воздухоочистителя, удлинить провод ТПУ механика-водителя для подключения его к аппарату А1 и т.д. Самое главное, что предстояло — это разработать инструкцию по эксплуатации по преодолению водных преград при помощи комплекта ОПВТ. Для обеспечения безопасности экипажи должны были пройти обучение работе с изолирующими противогазами ИП-46, а сами противогазы и спасательные жилеты следовало ввести в комплектацию машин.
Изменения в конструкции танка Т-54, вызванные установкой ОПВТ, было предложено внедрить в серийном производстве с 1956 года. Также в 1956 году в Киевском военном округе предлагалось провести учения с форсированием водной преграды полком танков, оборудованных комплектами ОПВТ.
Нет комментариев