Увы, установить, добились ли пилоты штурмовиков каких-то успехов в этом вылете, пока не удалось, но в научный оборот постепенно вводятся всё новые документы и, возможно, будет установлено, кто стал целью атак. Зенитным огнём были легко повреждены два «Ила» из 47-го ШАП (вышли из строя на срок до восьми часов), ещё на одном при возвращении с задания начались проблемы с двигателем. Пилот посадил его на аэродроме Повунден, устранил повреждения и вернулся домой. Истребители сопровождения повреждений не имели.
Из-за атаки конвоя удар по Пиллау никто отменять не собирался, и как только группы произвели посадку, механики стали готовить самолёты к новому вылету. Из документов 11-й ШАД: «17:20, командир дивизии приказал: командиру 8-го Гв.ШАП — 15 Ил-2, командиру 47-го ШАП — 10 Ил-2 нанести повторный удар по кораблям противника в порту Пиллау с задачей потопить транспорт [водоизмещением] 10 000 [тонн в проливе] Зеетиф. Запасная цель — три сторожевых корабля у выхода из [пролива] Зеетиф и до 10 БДБ и сторожевых катеров, перевозящих войска через Фришес-Хафф. Вылет в 17:45. Ведущим идёт 8-й Гв.ШАП. Схема удара по плану «Заря». Командиру 9-го ИАП — 14 Як-9 прикрыть бомбоштурмовой удар 47-го ШАП, командиру 12 ИАП — 16 Як-9 прикрыть бомбоштурмовой удар 8-го Гв.ШАП».
Исполняя приказ командира дивизии, в 17:40 взлетели 13 Ил-2 8-го Гв.ШАП (ведущий — старший лейтенант В.М. Дубина), следом, через 5–10 минут — 12 Як-9 12-го ИАП (ведущий — старший лейтенант В.А. Тихомиров), 10 Ил-2 47-го ШАП (ведущий — лейтенант В.П. Остапенко), 12 Як-9 9-го ИАП (ведущий — майор С.Е. Бредихин).
Первыми в атаку в 18:38 вышли штурмовики гвардейского полка. Атаку произвели традиционно одним заходом с планирования с высот 1100–100 м, на боевом курсе 120°, атаковав транспорт водоизмещением до 8000 тонн и БДБ в Нефтяной гавани. Израсходовали: 22 ФАБ-250, 8 ФАБ-100, 1750 снарядов ВЯ, 3200 патронов ШКАС, 4 реактивных снаряда РС-82, 40 патронов БС.
Экипажи наблюдали одно прямое попадание ФАБ-250 в корму транспорта, вызвавшее взрыв и пожар, а корма транспорта погрузилась в воду. Помимо транспорта, экипажи штурмовиков наблюдали одно прямое попадание бомбы в БДБ, на которой произошёл взрыв, и один близкий разрыв бомбы ФАБ-250 рядом с буксиром. Штаб ВВС КБФ в оперсводке от 24 марта записал, что пилоты 8-го Гв.ШАП потопили один транспорт в 5000 тонн, одну БДБ и повредили один буксир.
В ходе этого удара фактически был потоплен пароход «Мендоза», поскольку, по донесению коменданта Пиллау, 24 марта 1945 года судно получило дополнительные повреждения. Из-за этого пароход решили оставить, сняв с него часть оборудования и запасы угля. Помимо донесения коменданта Пиллау, факт гибели транспорта доказывают снимки фотоконтроля, привезённые штурмовиками 8-го Гв.ШАП — на них виден близкий разрыв или попадание в корму бомбы ФАБ-250.
Идентифицировать БДБ пока невозможно — вероятно, за неё приняли лихтер с боеприпасами, который, по немецким документам, был потерян в тот день. Повреждённым буксиром, скорее всего, стал «Геркулес» (Herkules), затонувший 24 марта вследствие попадания бомб.
Нет комментариев